Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
Новый этап противодействующих мероприятий со стороны государства и общества - борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте. По инициативе российского Президента к проблемам неблагополучного детства привлечено внимание всех общественных сил.
Исследователи - ученые и
практики - отмечают, что жизненное
становление детей-сирот и
Если же говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях (а такие имеются во всех странах СНГ), то жизнь там подростков обычно крайне тяжела: они не получают достаточно положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованны.
В результате девиантное поведение молодежи распространено как в самих этих учреждениях, так и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, к собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в государствах СНГ, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, о естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям. Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:
- создание сети учебно-
- создание специализированных
консультативных подростковых
- рационализация порядка
и процедур усыновления детей,
развитие системы приемных
- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров, а также
проведение родительского
- введение на федеральном
и региональном уровнях
Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.8
Сегодня, как и в годы
Великой Отечественной, в составе
различных частей и подразделений
в качестве "сынов полка" числятся
сотни вчерашних
Неофициально брать
Сегодня создана необходимая законодательная база для решения этой важнейшей государственной задачи. В феврале 2000 года постановлением правительства утверждено положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что учебные центры, воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально изменили тысячи мальчишеских судеб, которым армия (заметим, сама переживающая не самые благополучные времена) протянула руку помощи. В основном это сироты, как обычные, так и «социальные» - оставшиеся без попечения при живых родителях...
В период с конца мая по начало сентября по указанию министра российская милиция предпримет ряд дополнительных мер для обеспечения безопасности летнего отдыха детей и подростков. При этом планируется значительно увеличить число милиционеров в городах-курортах, местах массового отдыха детей, на транспортных маршрутах. В рамках этих мер особое внимание будет уделено беспризорникам, которые с наступлением теплого сезона начинают особенно активно кочевать по российским городам и весям.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.
Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации принимаются системные меры по развитию современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.
Так, в целях организационно-
Вышеуказанные материалы
направлены в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
для использования в работе по
разработке и реализации региональных
программ социальной поддержки несовершеннолетних,
находящихся в трудной
2.2 Правовые основы
системы профилактики
Ключевыми задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время, является совершенствование действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В развитие положений, касающихся
организации и осуществления
деятельности по профилактике семейного
неблагополучия, социального сиротства,
беспризорности, безнадзорности, содержащихся
в законодательных актах
В 2009 г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В целях совершенствования
правового регулирования
В целях совершенствования
нормативно-правового
В соответствии со ст. 13 ФЗ от
24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
Заключение.
Беспризорность и безнадзорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
1. рост числа граждан,
лишенных родительских прав, что
предопределяет широкое
2. массовые нарушения прав детей;
3. рост ранней алкоголизации
и наркомании подростков, которые
ведут к увеличению числа
4. рост числа венерических
заболеваний среди
5. омоложение преступности,
увеличение числа
Эти тревожные тенденции
свидетельствуют о
Информация о работе Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних