Сложность допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 02:14, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

     Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо.

     Согласно ст.19 Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.[1], посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Особенно важно в этой связи, что наличествует опасная тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, участвующих в уголовном процессе в качестве различных субъектов (потерпевших, свидетелей, лиц, совершивших общественно – опасные деяния). Отсутствие четкой регламентации их правового статуса, механизма реализации предоставленных им прав существенно ослабляет правовую защищенность этой категории граждан.

     Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства.

 

                  СЛОЖНОСТЬ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

  Допрос несовершеннолетних относится к самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта сложность обусловливается рядом моментов: теми, которые определяют сложность любого допроса (трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли и т.д.); особенностями психологии несовершеннолетних, склонных к фантазированию, самовнушению; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы. Как показывает практика, указанные вопросы решаются неоднозначно. Допрос – это сложное следственное действие, имеющее процессуальный, криминалистический, психологический, этический аспекты Сущность допроса – в психологическом воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения.

Как с точки зрения физиологии, так и психологии рассматриваемая  категория - самая неустойчивая в  поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле. Им присуще преувеличенное представление о своих возможностях, а порой чрезвычайно сложно и почти невозможно установить какие бы то ни было пределы в их поведении. В этом случае процесс воспитания в отношении этой категории лиц, с одной стороны, облегчается - несовершеннолетние более, если так можно сказать, податливы убеждению, с другой стороны, затрудняется -несовершеннолетние менее прогнозируемы в своем поведении. Они очень часто сами для себя не смогут пояснить свой поступок1.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут  выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

Поскольку названные и  некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются  в процессе формирования показаний  и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.

Всесторонность и полнота  расследования дел о несовершеннолетних включает и установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.

Специфика предмета доказывания  по делам несовершеннолетних включает в себя обстоятельства совершения правонарушения, выяснение причин и условий его  совершения и социальную адаптацию несовершеннолетнего. С этой целью необходимо установить, почему у несовершеннолетнего возникли противоправные взгляды, привычки, что привело к формированию преступного умысла, что толкнуло на преступление. Это может быть отсутствие надзора и должного контроля за поведением дома и в общественных местах, по месту учебы или работы, упущения в воспитании со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, отвечающих за поведение несовершеннолетнего, отрицательное влияние друзей-подростков, выявление взрослых, склоняющих несовершеннолетнего к пьянству, употреблению наркотиков и к иной противоправной деятельности.

Все перечисленное вызывает необходимость индивидуального  подхода к допрашиваемому, использованию  тактических приемов допроса  с учетом особенностей личности. Еще Г. Гросс отмечал, что «допрос несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом»2. Для этого лицо, проводящее допрос, должно обладать определенными личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие несовершеннолетнего допрашиваемого.

     

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. УЧАСТИЕ ИНЫХ ЛИЦ

В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 3 ст. 425 УПК РФ). Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

Следователь, дознаватель  обеспечивают участие педагога или  психолога в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого по ходатайству  защитника либо по собственной инициативе (ч. 4 ст. 425 УПК РФ). Педагог или  психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению  педагога для участия в допросе  несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому - следует пригласить.

По делам о половых  преступлениях рекомендуется принять  меры к тому, чтобы в допросе  участвовал педагог того же пола, что  и допрашиваемый. Практика свидетельствует, что стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний3.

Следует отметить, что с  одной стороны, участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего  помогает допрашивающему наладить контакт с несовершеннолетним, что важно для установления обстоятельств совершения преступления и роли в нем несовершеннолетнего. С другой стороны - для несовершеннолетнего участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер4.

Педагогу, законному представителю  и защитнику, которые участвуют  в допросе, следует разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о  внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.

Допрос несовершеннолетнего  должен быть произведен как можно  быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, актуальность безотлагательного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до начала допроса5.

Готовясь к допросу, следователь (дознаватель) должен составить для  себя достаточно полное представление о личности несовершеннолетнего, уровне его познаний, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересованности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. При исследовании личности несовершеннолетнего помимо установления возраста подлежат выяснению: а) его физическое и психическое состояние; б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития; особенности его характера; в) условия жизни и воспитания . При проверке состояния психического здоровья несовершеннолетнего следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напротив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребование справок из психоневрологических диспансеров).

Изучение личности несовершеннолетнего, обладание необходимой о нем  информацией помогает определить особенности, которые имел процесс формирования его показаний, предположить, какова будет линия его поведения на допросе, насколько устойчив он в отношении возможного воздействия заинтересованных в исходе лиц и можно ли ожидать от него изменения показаний в результате такого воздействия. Личные качества несовершеннолетнего и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и достоверных показаний6.

Особенности тактики допроса  несовершеннолетних определяются рассмотренными выше возрастными особенностями  их психики, влияющими на характер восприятия, запоминания и воспроизведения  проверяемых событий на допросе. При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уровень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию.

                  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Тактические приемы допроса  избираются с учетом таких психологических  особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию).

Внушение — психическое  воздействие одного человека на другого  — имеет место в основном в  тех случаях, когда допрашиваемый  при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неоднократных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению подвержены дети. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому лицо, производящее допрос, не должно применять использование наводящих вопросов, а также внушающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом.

Использование в ходе допроса  наводящих вопросов не только опасно для установления истины по делу, но и аморально. Наводящие вопросы действуют внушающее на допрашиваемого, поскольку уже в своей формулировке содержат желательный для допрашивающего ответ. А поскольку несовершеннолетние наиболее подвержены внушающему воздействию со стороны взрослых, запрет использования наводящих вопросов в ходе их допроса особенно актуален.

Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы.

У детей склонность к фантазированию особенно резко выражена. Физиологическая  основа воображения (фантазии) состоит  в оживлении образовавшихся временных  нервных связей и преобразовании их в новые сочетания. Элементы воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактеризовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы восприятия фантазированием. Учитывая это, лицо, производящее допрос, должно путем постановки контрольных вопросов выяснять источники осведомленности допрашиваемого о сообщенных им фактах и условиях их восприятия, уточнять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изложил свое умозаключение.

Несовершеннолетние обычно поверхностно и некритично воспринимают действительность, порой бывают не способны правильно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. В то же время для них характерны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непосредственность и бесхитростность, искренность и простота иногда позволяют легче, чем при допросе взрослых, выявлять элементы лжи в их показаниях.

Информация о работе Сложность допроса несовершеннолетних