Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель – определяющий, пронизывающий весь педагогический процесс стержень. Она оказывает ориентирующее влияние на содержание и методы и является решающим критерием для изменения эффективности педагогических действий. Цель изменяется, корректируется с развитием общества, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества, на данном этапе развития представляет собой «социальный заказ» как профессионала- специалиста, так и на личность.
Введение
Цели и задачи профессионального обучения………………………………..…..5
1Учебно – программная документация мастера профессионального обучения
1.1 Квалификационная характеристика……………………………………....…12
1.2 Тематический план……………………………………………………………17
1.3 Рабочая программа производственного обучения………………………….19
1.4 Перечень учебно-производственных работ…………………………………21
1.5 Календарно- тематический план……………………………………………..23
2 Учебно – материальная база
2.1 Материально-техническое оснащение……………………………………….26
2.2 Требования к охране труда…………………………………………...………28
2.3 Санитарно – гигиенические требования……………………………….….…29
2.4 Рабочее место мастера…………………………………………………..….…31
2.5 Рабочее место учащегося…………………………………………………......33
2.6 Паспорт учебной лаборатории……………………………………………….34
3 Методические разработки урока
3.1 Урок, как основная форма учебной деятельности………………………….40
3.2 Традиционный урок производственного обучения…………………….…..42
3.3 Активный метод обучения – деловая игра…………………………….…….49
Заключение………………………………………………………………………..58
Библиографический список………………………………………………………59
Интернет ресурсы…………………………………………………………………59
2.1 Материально-техническое оснащение
Применение на уроках производственного обучения современных материально технических средств обучения является важным фактором совершенствования процесса обучения и воспитания учащихся учебных заведений.
Применение технических
Под техническими средствами обучения понимается совокупность технических устройств, используемых в учебно-воспитательном процессе для повышения его эффективности.
Технические средства обучения -это не только техника: приборы , аппаратура и установки(магнитофоны ,телевизионные установки и.т.д) используемые вместе с соответствующими техническими устройствами.
Технические средства обучения, которые нашли применение в производственном обучении, можно объединить в следующие основные группы:
Опыт показывает, что как бы хорошо
не было само по себе то или иное пособие,
эффективность его
При обычном проведении занятий мастер воздействует на учащихся не только с помощью передаваемой информации в виде объяснений, указаний и т.д., но и соответствующими паузами, интонациями голоса, акцентами на отдельные моменты и т.д. В случае применения технических средств, возможности использования этих приемов резко ограничиваются. Деятельность мастера по передаче учебной информации при объяснении, инструктаже должна быть в каждом конкретном случае тщательно согласована с используемым пособием, иначе урок распадется на три части ,по своей логической структуре и эмоциональному состоянию учащихся мало связанные одна с другой: ход урока до применения пособия; резкая смена темпа, характера деятельности мастера и учащихся при использовании пособия; дальнейший ход урока.
Кроме определенной площади, которая отводится под используемое оборудование и другие средства труда (механизмы и приспособления для производства работ и т.п.), на рабочих местах необходимы:
Совершенно очевидно, что без организации мест учащихся, отвечающих требованиям безопасных условий труда, производственной культуры и эстетики, нельзя считать материальную базу обучения эффективной. От состояния и насыщенности материальной базы обучения, от инициативы и творческого подхода мастера ко всем многогранным аспектам ее содержания во многом будут зависеть успехи учащихся в овладении изучаемой специальностью.[3]
2.2 Требования к охране труда
Законодательство российской федерации предусматривает специальные правила по охране труда учащихся, молодых рабочих и служащих. Предприятием и организацией в соответствии со статьей 74 запрещается принимать на работу подростков моложе 16 лет.
Законодательством запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда, в том числе и подземными.
Законодательством запрещается принимать на работу подростков без предварительного медицинского свидетельствования.
Для несовершеннолетних установлен сокращенный рабочий день:
Для подростков 15-16 лет - 24 часа в неделю, а для лиц от 16 – 18 лет 36 часов в неделю (статья 22-23). При пятидневной недели с двумя выходными днями продолжительность рабочей смены для 15-16 летних не должна превышать 5 часов, а для более старших не более 7 часов.
Положением предусматривается, что мастера производственного обучения как руководители учебного коллектива несут ответственность, несут ответственность за соблюдение норм и правил охраны труда и безопасных условий выполнения учащимися всех работ. Состояние охраны труда, определяемое в первую очередь наличием или отсутствием нарушений правил безопасной работы, является наиболее существенной при оценки деятельности.
2.3 Санитарно – гигиенические требования.
Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения оптимальным гигиеническим условием для работы подростков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями ученых установлена прямая закономерность их физического развития с правильно организованным процессом профессионального обучения. Он оказывает положительное влияние на все стороны формирования молодого растущего организма: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развиваются мышцы, улучшается обмен веществ, вследствие большой эффективности работы дыхательной и сердечнососудистой систем.
К аспектам, создающим оптимальные
гигиенические условия для
Воздушно-газовая среда учебно-
Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18-20 С при обычном остеклении, 19-20 С при ленточном остеклении; в учебных мастерских 15-17 С, при относительной влажности соответственно 62-55 % и 39-31%.
В лабораториях, учебно-производственных мастерских, на рабочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция. Она должна обеспечить допустимые параметры воздушной среды и ограничивать уровень содержания вредных веществ в пределах установленных гигиеническими нормативами.
Освещенность рабочей зоны и всего помещения для учебных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.
В учебных лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах – 300-500 лк.
Уровень производственного шума крайне
важен для состояния нервной
системы. Он не должен превышать 70 дБА.
Санитарными нормами
Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30 %.
Режим работы в лаборатории должен
учитывать чередование
Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 ч в неделю и 6 ч в день. При прохождение производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до 16 лет – 4 ч вдень, от 16 до 18 лет - 6 ч в день. При возрасте от 18 лет и старше не более 40 ч в неделю. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима УНПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы, на втором этапе через 1,5 – 2 ч.
Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых при работе в лаборатории связана с такими факторами, как мера физической нагрузки учащихся или степень однообразия работы.. если занятие по производственному обучению характеризуются сменой операций, то полезное рабочее время не уменьшается.[2]
2.4 Рабочее место мастера
Рабочее место мастера это определенная
часть площади учебной
Основные требования к организации рабочих мест мастера:
Рабочее место мастера в
учебных мастерских
Расстояние от кафедры до
рабочих мест учащихся
Классная доска
Мастер систематически ведет журнал посменного приема и сдачи мастерской, в которой фиксируется санитарное состояние, обнаруженные неисправности и меры, принятые к их устранению.
2.5 Рабочее место учащегося
Рабочее место учащегося - это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой.
Рабочие места оборудуются
для обучения учащихся
Планировку вычерчивают в
При организации рабочих мест учащихся учитывается – внутренняя и внешняя планировка.
Внутренняя - это рациональное размещение на рабочем месте технологического оснащения, пультов управления, светильников и других средств, необходимых для трудового процесса.
Внешняя - это наиболее целесообразное пространственное размещение в зоне рабочих мест оборудования, материалов.
В целом планировка должна
обеспечивать комфортность на
рабочем месте, безопасность
С первых дней обучения за каждым учащимся закрепляется рабочее место в мастерской. В дальнейшем при освоение учебной программы мастер по графику переводит учащихся на другие рабочие места с обязательным инструктажем по технике безопасности.
Для каждой профессии проектир
Основа рабочих мест учащихся оборудование, подразделенное на: учебно-производственное; технологическое.
2.6 Паспорт учебной лаборатории
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального
«Уральский государственный
Заместитель директора по УПР
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО ПОМЕЩЕНИЯ: учебно-производственная лаборатория поваров.
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ: повар
Заведующий техническим
кабинетом: Меркулова К.С.
«1» сентября 2011 г.
г. Челябинск 2011г.
СВЕДЕНИЯ О ЗАВЕДУЮЩИМ ТЕХНИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ