Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель – определяющий, пронизывающий весь педагогический процесс стержень. Она оказывает ориентирующее влияние на содержание и методы и является решающим критерием для изменения эффективности педагогических действий. Цель изменяется, корректируется с развитием общества, уточняется в соответствии с новыми общественными условиями. Следовательно, цель образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества, на данном этапе развития представляет собой «социальный заказ» как профессионала- специалиста, так и на личность.
Введение
Цели и задачи профессионального обучения………………………………..…..5
1Учебно – программная документация мастера профессионального обучения
1.1 Квалификационная характеристика……………………………………....…12
1.2 Тематический план……………………………………………………………17
1.3 Рабочая программа производственного обучения………………………….19
1.4 Перечень учебно-производственных работ…………………………………21
1.5 Календарно- тематический план……………………………………………..23
2 Учебно – материальная база
2.1 Материально-техническое оснащение……………………………………….26
2.2 Требования к охране труда…………………………………………...………28
2.3 Санитарно – гигиенические требования……………………………….….…29
2.4 Рабочее место мастера…………………………………………………..….…31
2.5 Рабочее место учащегося…………………………………………………......33
2.6 Паспорт учебной лаборатории……………………………………………….34
3 Методические разработки урока
3.1 Урок, как основная форма учебной деятельности………………………….40
3.2 Традиционный урок производственного обучения…………………….…..42
3.3 Активный метод обучения – деловая игра…………………………….…….49
Заключение………………………………………………………………………..58
Библиографический список………………………………………………………59
Интернет ресурсы…………………………………………………………………59
Конспект
Жареное мясо
Для приготовления жареных блюд используют говядину (вырезку, толстый и тонкий края, верхний и внутренний куски тазобедренной части), баранину, козлятину, свинину и телятину (все части туши, кроме шейной части.
Для жаренья мясо подготавливают в виде крупных (массой 1—2 кг), порционных (массой 40—270 г) и мелких (массой 10—40 г) кусков.
Крупные куски мяса должны быть примерно одинаковой толщины. Мякоть лопаточной части свертывают рулетом и перевязывают. Тазобедренные части мелкого скота разрезают (по слоям) на 2—3 куска. Грудинку жарят с реберными костями, подготавливая ее так же, как и для варки.
Порционным кускам в зависимости от вида изделий придают определенную форму и выравнивают толщину путем легкого отбивания; порционные куски, нарезанные из тазобедренной части говядины, сильно отбивают или рыхлят на специальной машине и перерезают сухожилия ножом.
Порционные куски мяса жарят в натуральном или панированном виде.
Существуют следующие способы панирования порционных полуфабрикатов из мяса: панирование в муке; смачивание в льезоне и затем панирование в сухарях; панирование в муке с последующим смачиванием в льезоне и панированием в сухарях.
Подготовленные крупные куски мяса посыпают солью и перцем, укладывают на разогретый противень или сковороду с жиром так, чтобы куски не соприкасались друг с другом, обжаривают на плите или ставят в жарочный шкаф, нагретый до 200—250 °С. При этих условиях на поверхности быстро образуется поджаристая корочка, после чего мясо дожаривают при температуре не выше 150 °С, периодически поливая жиром и соком.
При таком режиме жаренья готовое мясо получается сочным и вкусным. Готовность мяса определяют поварской иглой. В прожаренное мясо игла входит легко, а в месте прокола выделяется бесцветный сок.
Непанированные порционные куски мяса жарят на плите или в специальной аппаратуре, посыпают их солью и перцем, кладут на сковороду или противень с жиром, нагретым до 150—180 °С, и жарят до образования поджаристой корочки с обеих сторон.
Выделяющийся при жаренье жир и мясной сок используют для приготовления и отпуска мясных блюд. Для этого на противень или сковороду сразу после окончания жаренья наливают небольшое количество горячей воды или бульона и дают закипеть. Полученную жидкость сливают в посуду и уваривают с добавлением поджаренных кореньев и лука, снимая излишний жир.
Мясной сок в количестве 25 г на порцию используют для поливки мяса, жаренного в натуральном виде.
Вместо мясного сока натуральное мясо, жаренное крупным и порционным куском, можно поливать жиром или подавать к нему соус.
Панированные порционные куски мяса жарят на плите (4—5 мин), а затем ставят в жарочный шкаф на 4—5 мин. Перед панированием их посыпают солью и перцем.
Некоторые продукты (грудинка и др.) предварительно варят, посыпают солью и перцем, панируют в муке, смачивают в льезоне, затем панируют в сухарях и жарят в большом количестве жира (во фритюре), нагретом до 180—190 °С. После образования корочки продукты вынимают и дают стечь жиру.
Жареные изделия (за исключением рубленых),
при панировании которых
Гарнируют жареные мясные изделия жареным и вареным картофелем, овощами, рассыпчатыми кашами, макаронами.
3.3 Активный метод обучения – деловая игра
Деловая игра — средство моделирования
разнообразных условий
Деловая игра направлена на развитие у учащихся умений анализировать конкретные практические ситуации принимать решения. Кроме того, она способствует развития творческого мышления и профессиональных умений у учащихся, как специалистов, деятельность которых сводится к принятию решений.
Значение деловой игры:
Создает условия для полного
усвоения учебного материала, позволяет
интенсифицировать учебную
Обязательными элементами и
условиями деловой игры
Наличие дидактической (учебной) задачи – направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и систематизацию определенного круга знаний, развития определенных свойств мышления. Наличие учебно-производственной игровой задачи, связанной с ролью которую выполняют учащиеся.
Наличие ролей, соответствующему тому уровню профессиональной подготовки, которая предусмотрена средним специальным образованием.
Цель игры:
Ознакомление с практическими приемами в приготовлении блюд из различных ингредиентов.
Формирование навыков
Приобретение навыков
Комментарий к деловой игре
Урок проходит в учебной лаборатории.
Мастер производственного обуче
задания, которое было задано на прошлом уроке.
Мастер п/о играет роль ведущего, учащиеся выполняют задания мастера.
Мастер п/о приветствует две команды.
Мастер представляет команды членам жюри, в которое входят преподаватели спец. дисциплин и мастера п/о других групп.
Мастер сообщает тему и цели данного занятия.
Перед началом конкурсов мастер п/о начинает объяснение темы: Приготовлении блюд из тушеного мяса, показывает учащимся трудовые приемы и операции.
Жюри должно оценить команды по пятибалльной системе.
Мастер п/о начинает проведение конкурсов.
Конкурс № 1: Название команды, знакомство.
Количество баллов не более 5.
Конкурс № 2:Фантазёр.
Мастер выдает командам несколько технологических карт с тушёными мясными блюдам и они должны составить новое блюдо.
Количество баллов не более 5.
Конкурс № 3:Корзиночка.
Мастер выдаёт командам «корзиночки» (бумажные) с продуктами, учащиеся должны из всего списка выбрать определённые продукты и назвать блюдо состоящие из этого сырья.
Количество баллов не более 5.
Конкурс № 4: Угадай-ка
Мастер выдает участникам тесты, на которые они должны ответить в течение 5 минут.
Количество баллов не более 5.
Конкурс №5: Кулинарный поединок
Мастер сообщает о том, что участники показывают свое домашнее задание, готовят блюдо.
Количество баллов не более 5.
Конспект
В тушеном виде приготавливают говядину (верхний внутренний, боковой и наружный куски тазобедренной части, мякоть лопаточной части, покромку от туш I категории и подлопаточную часть), баранину, козлятину и свинину (лопаточную часть и грудинку каждого вида), а также мякоть шейной части свинины и некоторые субпродукты. Мясо тушат крупными (массой до 2 кг), порционными и мелкими кусками. Для некоторых блюд перед обжариванием куски мяса шпигуют кореньями, чесноком и шпиком. Подготовленное мясо посыпают солью, перцем и обжаривают на плите или в жарочном шкафу до образования корочки. Овощи, входящие в состав соуса, обжаривают отдельно или вместе с мясом, добавляя их после того, как мясо слегка обжарится.
Обжаренное мясо и овощи заливают бульоном или водой так, чтобы порционные и мелкие куски были покрыты полностью, а крупные — наполовину (60—150 г жидкости на порцию). Для улучшения вкуса и аромата мяса во время тушения добавляют пряности (чаще всего кладут перец горошком и лавровый лист, иногда — гвоздику, кориандр, бадьян, майоран, тмин и др.), а также ароматические коренья (пастернак, петрушка, сельдерей) и репчатый лук. Пряности, зелень петрушки и сельдерея, связанную в пучок (букет), добавляют за 15—20 мин до окончания тушения.
Иногда в процессе тушения мяса кладут пассерованное томатное пюре.
Тушат мясо при слабом кипении под крышкой. Бурное кипение вызывает потерю аромата и сильное выкипание. Крупные куски мяса в процессе тушения несколько раз переворачивают. Бульон, полученный при тушении мяса, используют для приготовления соуса. Его процеживают, соединяют с пассерованной без жира мукой, кипятят 25—30 мин, протирают в него разварившиеся при тушении овощи и доводят до кипения. Если для тушения мяса используют готовый соус, в него добавляют жидкость в размере 15—20 % с учетом выкипания. Гарниры тушат вместе с мясом или приготавливают отдельно. Для этого нарезанный картофель и другие овощи предварительно обжаривают. Если гарнир тушат вместе с мясом, блюдо получается более ароматным и сочным. Хорошим вкусом и ароматом отличаются мясные тушеные блюда, приготовленные в порционных керамических горшочках с плотно закрывающейся крышкой, в которых и производится их подача. При массовом производстве тушеных блюд допускается раздельное приготовление гарнира и мяса.
Тушеное мясо отпускают с гарниром и соусом, в котором производилось тушение. Если гарнир приготовлен отдельно, его укладывают рядом, а мясо поливают соусом. При отпуске блюдо посыпают зеленью петрушки или укропа.
План урока
Тема программы: Приготовление мясных блюд.
Тема урока: Приготовление блюд из тушеного мяса.
Цели урока:
Обучающие цели:
Знать: технологию приготовления мясных тушеных блюд;
Уметь: применять терминологию в процессе приготовления блюд. Уметь использовать необходимый инвентарь;
Навык: по соблюдению техники безопасности, по организации рабочего места.
Развивающие цели: формирование познавательных интересов в области культуры труда, эмоциональных приёмов общего и технического мышления.
Воспитывающие цели: воспитывать у учащихся аккуратность, ответственность, формирование личных качеств.
Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций.
Метод обучения: по источнику знаний.
Словесный: объяснение, письменное инструктирование;
Наглядный: демонстрация трудовых приёмов, технологические карты, плакаты;
Практический: упражнения, с элементами деловой игры.
Метод преподавания: объяснительный, инструктивный.
Форма учебной деятельности: бригадная.
Материально-техническое оснащение:
Оборудование: плита ЭП-2М, весы ВП - 4;
Инвентарь: кастрюли, сковородки, тарелки ;
Инструменты: ложки, вилки, ножи, лопаточки;
Учебно-методическое оснащение:
-плакат: нарезка мяса
- технология приготовления пищи;
- сборник рецептур блюд и кулинарных изделий;
- тесты по теме: приготовление мясных блюд;
- технологические карты (жаркое по – домашнему, гуляш, говядина тушеная с черносливом)
Ход урока
Деятельность мастера |
Деятельность учащегося |
Организационный момент | |
Мастер осуществляет проверку наличия учащихся по журналу производственного обучения;
Совершает обход рабочих мест с целью проверки их готовности к уроку;
Мастер сообщает, что урок будет проходить в бригадной форме; |
Учащиеся сообщают о своём присутствии;
Учащиеся реагируют на замечания мастера. Показывают готовность к уроку;
Учащиеся делятся на бригады; |
Вводный инструктаж | |
Мастер сообщает тему урока, записывая её на доске: Приготовление блюд и тушёного мяса;
Мастер рассказывает о необходимости мясных блюд;
Проводит мотивацию перед началом игры о необходимости получения знаний в области приготовления тушёных мясных блюд;
Показывает способ нарезки мяса для приготовления жаркого по домашнему;
Мастер переходит к
Представляет членов жюри условий работы;
Мастер оглашает первый конкурс: название команды, знакомство;
Мастер объявляет второй конкурс: «Фантазёр»
Мастер объявляет третий конкурс «Корзиночка» Мастер оглашает четвертый конкурс: «Угадай-ка» |
Учащиеся записывают тему в дневник производственного обучения;
Учащиеся слушают мастера и наиболее важное записывают;
Учащиеся внимательно слушают;
Наблюдают за демонстрацией трудовых приемов, запоминают последовательность
Учащиеся начинают подготовку к конкурсу;
Команды приветствуют членов жюри;
Учащиеся придумывают название своей команды;
Учащиеся на основе нескольких блюд составляют своё.
Учащиеся составляют блюдо из данных продуктов Конкурсанты отвечают на вопросы тестов; |
Текущий инструктаж | |
Мастер объявляет пятый |
Команды приступают к |
Заключительный инструктаж | |
Жюри подводит итоги конкурсов.
Мастер оглашает ошибки учащихся;
Мастер вручает грамоты победителям.
Мастер выдаёт домашнее задание сделать видеофильм по данной теме. |
Конкурсанты демонстрируют свою работу; Слушают мастера, запоминают свои ошибки, задают вопросы о способах их устранения; Победители получают награды.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник производственного обучения. |