Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа
Задача 1 (46) «Установление экономически целесообразных хозяйственных связей»
Постановка задачи.
Из пунктов А1, А2,… , Аm необходимо вывести однородный груз в n – пунктов потребления В1, В2, …, Вn. В пунктах производства имеется соответственно а1, а2,…, аm тонн груза. Эти объемы задаются вектором производства А = (а1,а2,…аm). Объемы потребности пунктов потребления соответственно составляют b1,b2,…,bn). Задана матрица С= Сij m x n транспортных издержек на перевозки одной тонны груза из пунктов производства Аi (i=l,m) в пункты потребления Bj(=1,n).
1. Методы решения логистических задач
2. Оптимизация системы транспорт – производство как пример использования ло-гистических задач.
Главным путем проверки адекватности модели исследуемому объекту выступает практика. После предварительной проверки приступают к реализации модели и проведению исследований. Полученные результаты моделирования подвергаются анализу на соответствие известным свойствам исследуемого объекта. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.
Корректировка модели. На этом этапе уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель, и вновь выполняется оценка адекватности.
Оптимизация модели. Сущность оптимизации (улучшения) моделей состоит в их упрощении при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели.
Линейное
программирование (ЛП) - является наиболее
простым и лучше всего
Задачи, решаемые с помощью сетевого моделирования (теория графов), могут быть сформулированы и решены методами линейного программирования, но специальные сетевые алгоритмы позволяют решать их более эффективно. Примеры: задачи нахождения кратчайшего пути, критического пути, максимального потока, минимизации стоимости потока в сети с ограниченной пропускной способностью и др.
Целевое программирование представляет собой методы решения задач линейного программирования с несколькими целевыми функциями, которые могут конфликтовать друг с другом.
Целочисленное линейное программирование используется для решения задач, у которых все или некоторые переменные должны принимать целочисленные значения.
Динамическое программирование предполагает разбиение задачи на несколько этапов, каждый из которых представляет собой подзадачу относительно одной переменной и решается отдельно от других подзадач.
Аппарат теории вероятностей используется во многих задачах исследования операций, например, для прогнозирования (регрессионный и корреляционный анализ), вероятностного управления запасами, моделирования систем массового обслуживания, имитационного моделирования и др.
Методы
моделирования и
Теория игр и принятия решений рассматривает процессы выбора наилучшей из нескольких альтернатив в ситуациях определенности (данные известны точно), в условиях риска (данные можно описать с помощью вероятностных распределений), в условиях неопределенности (вероятностное распределение либо неизвестно, либо не может быть определено).
Методы и модели теории нечетких множеств позволяют в математической форме представить и использовать для принятия решений субъективную словесную экспертную информацию: предпочтения, правила, оценки значений количественных и качественных показателей.
Прогностика - наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования (ОП) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления.
Этапы
процедуры прогнозирования: определение
объектов прогноза; отбор параметров,
которые прогнозируются; определение
временных горизонтов прогноза; отбор
моделей прогнозирования; обоснование
модели; прогнозирования и сбор необходимых
для прогноза данных; составление прогноза;
отслеживание результатов.
Оптимизация
системы транспорт –
Одна из наиболее распространенных задач математического (обычно — линейного) программирования — транспортная задача. В общем виде ее можно представить так: требуется найти такой план доставки грузов от поставщиков к потребителям, чтобы стоимость перевозки (или суммарная дальность, или объем транспортной работы в тонно-километрах) была наименьшей. Следовательно, дело сводится к наиболее рациональному прикреплению производителей к потребителям продукции (и наоборот). В простейшем виде, когда распределяется один вид продукта и потребителям безразлично, от кого из поставщиков его получать, задача формулируется следующим образом.
Имеется ряд пунктов производства с объемами производства в единицу времени (месяц, квартал), равными соответственно и пункты потребления потребляющие за тот же промежуток времени соответственно продукции. В случае, если решается закрытая (сбалансированная) задача, сумма объемов производства на всех т пунктах-поставщиках равна сумме объемов потребления на всех n пунктах-получателях:
Кроме того, известны затраты по перевозке единицы продукта от каждого поставщика к каждому получателю — эти величины обозначаются В качестве неизвестных величин выступают объемы продукта, перевозимого из каждого пункта производства в каждый пункт потребления, соответственно обозначаемые .
Тогда наиболее рациональным прикреплением поставщиков к потребителям будет такое, при котором суммарные затраты на транспортировку будут наименьшими:
При этом каждый потребитель получает нужное количество продукта:
и каждый поставщик отгружает весь произведенный им продукт:
Как
и во всех подобных случаях, здесь
также оговаривается
Поскольку принято, что затраты на перевозки растут здесь пропорционально их объему, то перед нами задача линейного программирования — одна из задач распределения ресурсов.
Несбалансированную
(открытую) транспортную задачу приводят
к виду, показанному выше, искусственно:
в модель вводятся так называемые
фиктивный поставщик или
В настоящее время разработано множество различных алгоритмов решения транспортной задачи: распределительный метод, метод потенциалов, дельта-метод, венгерский метод, метод дифференциальных рент, различные сетевые методы и т. д. Они относительно просты, по ним составлены десятки программ для вычислительных машин. Задачи эти часто усложняются разного рода дополнительными условиями: например, в них включается расчет не только себестоимости перевозок, но и себестоимости производства продукции (производственно-транспортная задача), оптимизируется совместно доставка взаимозаменяемых видов продукции (скажем, различных кровельных материалов), оптимизируется доставка грузов с промежуточными базами (складами). Кроме того, следует учитывать, что математическая модель транспортной задачи позволяет описывать множество ситуаций, весьма далеких от проблемы перевозок, в частности, находить оптимальное размещение заказов на производство изделий с разной себестоимостью.
Производственно-
Это оптимизационная задача, при которой одновременно с установлением объема производства на отдельных предприятиях определяется и оптимальная схема размещения заказов (т. е. прикрепления поставщиков к потребителям). Она имеет особое значение для так называемых многотоннажных производств, где важен транспортный фактор (например, черные металлы, минеральные удобрения, нефтепереработка).
Такие задачи математически могут быть представлены в двух видах: в сетевой и в матричной постановке. Будучи основанными на принципах транспортной задачи линейного программирования, они очень сложны и решаются специальными, обычно многостадийными приемами с использованием эвристических элементов.
В
органах материально-
Экономико-математические модели для оптимизации структуры, например, систем центрального теплоснабжения на различных иерархических уровнях в общем виде представляют собой производственно-транспортные задачи, в которых определяются площадки строительства, состав и сроки ввода основного оборудования источников теплоты (производственная задача), трассировка, сроки ввода и пропускная способность (диаметры трубопроводов) участков тепловых сетей (транспортная задача).
Известны следующие варианты постановок производственно-транспортных задач:
1)
производственная задача, когда
можно пренебречь влиянием
2) транспортная задача, когда можно не рассматривать производственный фактор или пренебречь его влиянием;
3)
производственно-транспортная
4) производственно-транспортная задача с «сильным» влиянием транспортного фактора, когда он влияет на обе составляющие приведенных затрат.
Показателем «силы» влияния
Примером производственной задачи является задача оптимального планирования централизованного теплоснабжения как подотрасли энергетики. В этой задаче рассматривается выбор оптимальных вариантов теплоснабжения совокупности городов из числа заданных на высшем иерархическом уровне (страна, экономический район или ОЭЭС). Поскольку транспорт теплоты обычно осуществляется в пределах города или агломерации, то в данной модели вариант теплоснабжения города рассматривается как производственный с учетом внутри него транспортных затрат. Пример транспортной задачи — определение оптимальной структуры тепловых сетей при заданных источниках теплоты./Если предположить, что структура тепловых сетей не оказывает существенного влияния на выбор оптимальной структуры источников теплоты, то получится производственно-транспортная задача со «слабым» влиянием транспортного фактора. Ее решение сводится к последовательному решению сначала производственной (выбор оптимальной структуры источников), а затем транспортной (выбор оптимальной структуры тепловых сетей) задач. При «сильном» влиянии транспортного фактора производственно-транспортные задачи необходимо решать в общем виде.
Имеются
методические, приемы, позволяющие
сводить производственно-
Производственно-