Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:26, курс лекций

Описание работы

В начале XX века логистика по определению была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики.

Содержание работы

Лекция 1 Введение 2
Лекция 2 Закуп 20
Лекция 3 Склад 28
Лекция 4 Запасы 46
Лекция 5 Производство 50
Лекция 6 Транспорт 62
Лекция 7 Распределение 77
Лекция 8 АВС 91
Лекция 9 Инф и сервис 97
Лекция 10 Издержки 109
Словарь логистики 118

Файлы: 1 файл

Логистика Степа.docx

— 900.32 Кб (Скачать файл)

 

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.).

 

Эффективность логистической  системы – это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических издержек.

 

Компоненты эффективности  логистики: время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам.

 

Основная цель логистического  анализа – классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения управленческих затрат.

 

Метод АВС –  анализа (правило 80-20) -  средство классификации и ранжирования ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской деятельности фирмы

 

Результат АВС – анализа – группировка ресурсов по трем категориям:

  • Категория А  включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля.  Ресурсы этой группы - основные в бизнесе фирмы.
  • Категория В  составлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).
  • Категория С  включает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.

Метод XYZ -анализа - классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС-анализа  в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

 

Результат XYZ -  анализа - группировка ресурсов по трем категориям:

  • Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
  • Категория  Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
  • Категория  Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

ЗАПАСЫ – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно–технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. ЗАПАС – это форма существования материального потока: материальный поток, отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас.

 

Производственные  запасы - часть совокупных запасов, предназначенных для производственного потребления, находящаяся на предприятиях – потребителях всех отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

 

Товарные запасы - часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий – изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Запасы товарные подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.

 

Текущие запасы – основная, постоянно меняющаяся часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

 

Подготовительные  запасы - часть производственных запасов, требующих дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть товарных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям.

 

Переходящие запасы – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода.

 

Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства потребления или транспортировки.

 

Страховые (гарантийные) запасы - резервная, постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса.

 

Цель управления запасами - обеспечение бесперебойного производства и поставки продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной  реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов,  нахождение оптимального соотношения между издержками и выгодами

 

SIC (Statistical Inventory Control) – техника управления запасами использующая статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (для производственных компаний – с учетом времени изготовления).

 

Формула Вильсона - формула для определения оптимальной величины заказа

Классификация систем контроля за состоянием запасов – производится в зависимости от выбора и регулируемых значений таких параметров как: размер заказа, точка заказа, максимальный запас и периодичность (или период повторения) заказа.

 

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

 

Программное планирование закупок - процесс планирования снабжения производства на основе производственной программы. Метод осуществляет планирование на 3-х уровнях:

  1. уровень – планирование программы производства;
  2. уровень – определение потребностей и распределение материалов;
  3. уровень – оперативное управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система).

Система снабжения  производства по запросам  - по системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения

 

Метод «Точно  в  срок» (JIT - Just In Time) – полная синхронизация  процессов снабжения  с производством, что значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок.

 

Выбор поставщика – процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий.

 

Задача MOB (Make Or Bye - «сделать» или «купить»)  - решения по закупке или самостоятельному производству комплектующих изделий или  реализации вспомогательных процессов.  Принимаются как по использованию собственных средств производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих.

 

Аутсорсинг - это отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого, например, в сфере ремонта или обслуживания оборудования.  Русский аналог слова аутсорсинг - кооперация

 

Распределительная логистика  - это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю. Распределительная логистика должна обеспечить системную взаимосвязь:

  • процесса управления материальными и информационными потоками с целями и задачами маркетинга;
  • процесса распределения с процессами  производства и закупок в плане сквозного управления материальными потоками);
  • всех функций внутри самого распределения.

Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

 

 

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

 

 

Условные обозначения:

 

Т1…….Тn - множество транспортно – экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров.

 

D1……..D - множество оптовых и розничных посредников.

 

Выбор логистических  посредников - использование посредника уменьшает цену продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на складирование, и т.д. При выборе посредника необходимо следить, чтобы затраты, связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение прибыли.

 

Складская логистика — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

 

Задачи выбора складов - определение оптимального количества складов  в системе распределения и определение оптимального месторасположения  складов (распределительных центров) на обслуживаемой территории.

 

Методы решения  задачи размещения складов (распределительных центров):  

  • Эвристический метод  
  • Метод полного перебора  
  • Метод определения центра тяжести  
  • Метод сетки

Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров и неразрывно связан с процессом распределения. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

 

Уровень логистического сервиса - количественная оценка теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными и стоимостными затратами на его оказание.

 

Взаимосвязь функций  логистики и маркетинга -  маркетинг формирует спрос, а логистика - его реализует путем создания технико–технологически сопряженных систем движения материалов и систем контроля за их прохождением.

 

Критерий разграничения  заготовительной и распределительной  логистики  - момент перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к другому. Технически данный вопрос может решаться в соответствии с базовыми условиями договоров купли – продажи, основные положения которых систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании «INCOTERMS».

 

Склады – здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к  потреблению и отпуску потребителям.

 

Задачи складской  логистики 

  • Рациональная планировка  склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
  • Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличит мощность склада;
  • Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;
  • Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
  • Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;
  • Максимальное использование возможностей информационных систем.

Показатели работы склада -  технико – экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов.

 

Штриховой код, бар  – код – комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением издержек обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

 

Транспортная  логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

 

Задачи транспортной логистики:

  • Выбор вида транспортного средства.
  • Выбор типа транспортного средства.
  • Определение разноканальных маршрутов доставки.
  • Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса.
  • Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).
  • Создание транспортных с<span class="Normal__Char"

Информация о работе Лекции по "Логистике"