Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:19, курс лекций
Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Отличительными признаками логистической системы является наличие потокового процесса и определенная системная целостность
1. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1.1. Сущность логистики и ее основные понятия
1.2. Объект, предмет, цели и задачи логистики
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
2.1. Понятие и характеристика материального потока
2.2. Понятие и состав информационного потока
3. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
3.1. Сущность и задачи закупочной логистики. Особенности материально-технического обеспечения предприятия
3.2. Складское хозяйство в системе закупочной логистики
3.3. Функции складов
4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
4.1. Сущность логистики распределения
4.2. Выбор канала сбыта
4.3. Определение оптимального размера заказа
5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
5.1. Сущность и задачи производственной логистики
5.2. Система управления производством
5.3. "Тянущие" системы
5.4. "Толкающие" системы
5.5. Эффективность логистического подхода при управлении материальными потоками на предприятии
6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
6.1. Задачи транспортной логистики
6.2. Выбор вида транспортного средства
6.3. Расчет количества автотранспортных средств
6.4. Транспортные тарифы
Распределение уже давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из важнейших функций оно приобрело сравнительно недавно.
В странах с развитой рыночной экономикой до начала 50-60-х годов системы распределения развивались в достаточной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, вопросы производства и упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю решались в тесной взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х-начале 70-х годов. Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий. Структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли.
Таким образом, распределение в логистике выполняет функции, которые складываются с учетом особенностей структуры предприятия, его хозяйственных связей с потребителями продукции, изготовляемой поставщиком.
В рамках распределительной логистики существуют проблемы стратегии сбыта продукции и выбора каналов сбыта.
Каналы сбыта состоят из торговых организаций, при помощи которых товары промышленной фирмы могут продвигаться на рынок. При этом они могут принадлежать самой фирме в виде оптовых и розничных предприятий, сбытовых филиалов, а также специалистов торгового аппарата фирмы, или представлять собой независимые фирмы (оптовые и розничные), специализированные оптовые базы по материально-техническому снабжению промышленности, а также различные виды торговых агентов, оптовых торговцев. Одни торговые посредники покупают и продают товары от своего имени, другие действуют как агенты и только организуют заключение сделок купли-продажи. Кроме того, существуют такие формы реализации произведенной продукции, как телефонные продажи и продажи по каталогу, заказы от компьютера к компьютеру. Исходя из этого, различают прямой сбыт, когда производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителем, и косвенный сбыт, когда производитель продукции прибегает к услугам независимых посредников. Выбор того или иного метода организации сбыта фирмы зависит от конкретных условий рынка, продаж и стратегии самой фирмы.
При формировании сбытовой системы и сети каналов товародвижения фирме-поставщику следует учитывать:
-особенности конечных
потребителей - их количество, конкуренцию,
величину средней разовой
-возможность самой фирмы-
-характеристику товара - вид, среднюю цену, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т. д. Так, фирмам рекомендуется продавать через собственную сбытовую сеть дорогостоящие уникальные товары, а через посредников - дешевые массовые товары, сезонные товары, товары, требующие складирования и хранения;
-степень конкуренции,
сбытовую политику конкурентов
- их число, концентрацию, сбытовую
стратегию и тактику,
-характеристику и особенности рынка - фактическую и потенциальную емкость, обычаи и торговую практику, плотность распределение покупателей, средний доход на душу населения и т. д.;
-сравнительную стоимость различных сбытовых систем.
Продавать производимую продукцию через собственную сбытовую сеть или пользоваться услугами посредников - проблема, которую решают с учетом многих факторов, относящихся как к товарам, так и к потребителям и посредникам.
Прямой сбыт возможен, когда:
-количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать немалые расходы на прямой сбыт;
-потребителей немного
и они расположены на
-товар требует
-объем партии поставки
достаточен для повагонной
-имеется достаточная собственных базовых складов на рынках, где фирма ведет торговлю;
-товар является
-рынок вертикален, т.е.
товар используется немногими
потребителями, хотя и в
-цена часто меняется.
Прямой метод продаж имеет преимущества - фирма получает возможности:
-непосредственно изучать свой рынок;
-сохранить полный контроль за ведением торговых операций;
-экономить средства на оплате услуг посредников;
-устанавливать тесное
сотрудничество с
Продажа товара оптовым посредникам рекомендуется в тех случаях, когда:
-рынок горизонтален (множество потребителей в каждом секторе экономики) и требует создания мощной сбытовой сети, а средств для ее организации не хватает;
-рынок разбросан
-разница между продажной
ценой и себестоимостью
-можно значительно сэкономить
на транспортных расходах, поставляя
крупные партии товара
Оптовая фирма скупает и перепродает большей частью стандартные промышленные товары, которые не нуждаются в сложном техническом обслуживании со стороны фирмы-продуцента. Необходимое техническое обслуживание осуществляют собственные технические специалисты. Оптовые посредники более детально знают особенности отдельных региональных и промышленных рынков.
Фирме - производителю продажа товара через оптовика позволяет расширить границы рынка сбыта своей продукции и включить в него многочисленных мелких потребителей, которых она не в состоянии обслужить непосредственно. Некоторые фирмы пользуются услугами оптовых посредников при сбыте новых видов продукции, чтобы не тратить средства на стимулирование сбыта и на непосредственную продажу.
В мировой практике торговли товарами производственного назначения значительную роль играют сбытовые агенты: около 80% изготовителей этой продукции предпочитают в той или иной степени пользоваться их услугами. Агент не имеет складов, его задача - служить связующим звеном между производителем и покупателем. За свою деятельность он получает комиссионные -фиксированный процент от суммы сделки. Использование услуг агента для продажи товара будет оправдано, если:
-фирма недостаточно сильна в финансовом отношении;
-осуществляется выход
на рынок, который плохо
-послепродажный сервис товара незначителен по объему и сложности;
-количество сегментов невелико.
Обычно к услугам агентов
прибегают, когда нерентабельно
создавать собственную сбытовую
сеть, ассортимент товара невелик
и нет возможности
Выбор сбытовых каналов представляет собой ответственную задачу, при решении которой необходимо учитывать и то обстоятельство, что при небольшом числе посредников легче обеспечить тесные связи с ними и тем самым гарантировать себе серьезное влияние на их работу, добиться желательной подготовки сбытового персонала и т.д. Вместе с тем, ориентация на излишнее число параллельно работающих на данном рынке посредников ставит фирму-поставщика в сильную зависимость от них, отказ одного из них выполнить заключенный контракт может нанести ей серьезный коммерческий ущерб.
Одной из целей, стоящих перед логистикой, является замена запасов материалов информацией о возможности их быстрого приобретения. В связи с этим теория управления запасами предполагает несколько методов: метод АВС, "Канбан", "Джит". Остановимся более подробно на методе АВС. Согласно этому методу, все изделия, находящиеся на складе, делятся на три группы:
- изделия А. Наиболее ценные (примерно 75-80% общей стоимости изделий, хранящихся на складе), но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции;
- изделия В. Средние по стоимости (примерно 10-15% стоимости всех изделий), но в количественном отношении, составляющие 30-40% хранимой продукции,
- изделия С. Самые дешевые (примерно 5-10% от общей стоимости хранимых изделий) и самые массовые (40-50% общего объема хранения).
В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 80% вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств.
Для того чтобы знать, приносят ли средства, вложенные в запасы, прибыль, не лежат без дела, необходимо вести учет запасов. Причем в зависимости от разделения всех изделий, хранящихся на складе, на три категории (АВС) должен различаться и контроль за этими изделиями:
-изделия А должны находиться
под строгим контролем.
-изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Обычно это вспомогательные материалы;
-изделия С нуждаются
в самом объективном контроле,
таком, как периодическая
В результате разного учета в зависимости от принадлежности изделия к группам АВС различен и срок возобновления запасов данного изделия на складе, что позволяет определить причины увеличения затрат на складирование. Эти причины могут быть следующими:
- сырье закупается задолго
до его использования в
- сырье закупается в слишком больших количествах;
- сырье, материалы, относящиеся к группам В и С, слишком долго хранятся на складе, занимая место в дорогостоящем складском помещении;
- детали, материалы из-за
длительного хранения
- сырье, материалы, относящиеся к группам В и С, слишком долго хранятся на складе, занимая место в дорогостоящем складском помещении;
- детали, материалы из-за
длительного хранения
- закупленные материалы
требуют затрат труда на
-хранение требует
После того как мы наладим учет запасов на своем предприятии, необходимо определить оптимальный размер заказа требуемого сырья, материалов и изделий. Для этого следует выяснить уровень запасов на единицу продукции. Интуитивным методом очень трудно установить сбалансированное соотношение между расходами на содержание складских помещений, потребностями производства и емкостью складов.
Определить объем закупки
- это значит найти оптимальный
размер заказа, т.е. тот его уровень,
при котором достигается
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.
Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность; их иногда называют "островными объектами логистики".
Материальные услуги по транспортировке грузов могут являться объектом как производственной логистики, в случае использования собственного транспорта для внутрипроизводственного перемещения грузов, так и транспортной, если используется транспорт общего пользования.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро - и микроуровне.