Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:19, курс лекций
Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Отличительными признаками логистической системы является наличие потокового процесса и определенная системная целостность
1. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1.1. Сущность логистики и ее основные понятия
1.2. Объект, предмет, цели и задачи логистики
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
2.1. Понятие и характеристика материального потока
2.2. Понятие и состав информационного потока
3. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
3.1. Сущность и задачи закупочной логистики. Особенности материально-технического обеспечения предприятия
3.2. Складское хозяйство в системе закупочной логистики
3.3. Функции складов
4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
4.1. Сущность логистики распределения
4.2. Выбор канала сбыта
4.3. Определение оптимального размера заказа
5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
5.1. Сущность и задачи производственной логистики
5.2. Система управления производством
5.3. "Тянущие" системы
5.4. "Толкающие" системы
5.5. Эффективность логистического подхода при управлении материальными потоками на предприятии
6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
6.1. Задачи транспортной логистики
6.2. Выбор вида транспортного средства
6.3. Расчет количества автотранспортных средств
6.4. Транспортные тарифы
Система MOB. Целью этой системы является выбор между двумя производственными стратегиями: "производить" или "закупать". Принять правильное решение можно, если будет учтено множество разнообразных факторов, таких, как затраты на закупку в сравнении с производственными затратами; качество закупаемых (производимых) деталей; затраты на складирование; условия поставок; цена закупаемой продукции и т.д. Следует произвести расчет в табличной форме и на основе его принять решение.
Система ЛТ (ТВС). Является саморегулирующейся системой обеспечения производства материальными ресурсами. Она затрагивает упорядочение движения материальных потоков, минимизацию производственных запасов и объемов незавершенного производства.
В системе ТВС тесно
увязаны спрос на продукцию производственно-
затраты на содержание производства запасов уменьшаются, а оборот капитала возрастает. Система предполагает сокращение разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования и времени их потребления. Цели "тянущей" системы следующие:
1) предотвращение
2) сведение к минимуму
колебания размера запаса
3) повышение уровня цехового
управления путем
"Тянущая" система
предусматривает сохранение
1) ориентацию производства
на изменение спроса, т.е. осуществление
концепции "гибкого"
2) использование универсального оборудования, которое размещено по линейному или кольцевому принципу;
3) использование
4) децентрализованное
5) начало планирования со стадии сборки;
6) минимум операционного задела; практическое отсутствие запасов готовой продукции.
Для "толкающей" системы характерно изготовление деталей в соответствии с производственным графиком, детали поступают по мере готовности с предшествующей стадии производственного процесса на последующую. Чем больше разрастается "толкающая" система, тем характернее для нее становятся проблемы: в случае изменения спроса или сбоев в производственном процессе практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Эти затруднения ведут к созданию избыточных внутрипроизводственных запасов между различными технологическими стадиями, которые называются буферными запасами. Они служат для повышения управленческой гибкости на тех участках производства, где возможно возникновение срывов поставок или работа малыми партиями не экономична.
Стандартное планирование производства - это основной момент организационного проектирования, в котором информация о динамике спроса на продукцию "стыкует" производственные графики решения о снабженческом обслуживании производства. Гибкость производства в этом случае повышается за счет того, что производственное планирование объединяет предсказания сбыта на данный период и производственное расписание для каждой стадии. Возникновение буферных запасов приводит к замораживанию материальных и денежных средств, установлению излишнего производственного оборудования и привлечению дополнительной рабочей силы при увеличении размера заказа. Это препятствует повышению эффективности "толкающей" системы.
"Толкающая" система характеризуется:
1) ориентацией на значительное
число поставщиков,
2)ориентацией производства
на максимальную загрузку
3) планированием, которое начинается с заготовительного производства;
4) централизованным оперативным
управлением производством;
5) запасами в виде излишних материальных ресурсов; отсутствием буферных запасов, что может привести к сбою производства; не всегда минимальным операционным заделом; существованием запасов готовой продукции;
6) применением
7) использованием
8) сплошным (выборочным) контролем
на всех стадиях производства,
что удлиняет его
Микрологистическая система использует метод МРП. Существует несколько модификаций системы МРП (МРП-1, МРП-2). При этом развитие каждой последующей модификации строится по модульному типу, когда система, скажем МРП-1, служит стандартным модулем во всех конкретных последующих и специализированных модификациях, учитывающих специфику конкретного производства. Система МРП-1 широко распространена в США, где в середине 80-х годов ее рекомендовали использовать большим фирмам с объемом продаж свыше 15 млн. долл. в год. Эта система располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени. В системе МРП используются данные плана производств (в специализированной номенклатуре на определенный момент времени), файл материалов формируется на основе плана производства и включает специфицированные наименования необходимых материалов, их количество в расчете на единицу готовой продукции, классификацию по уровням, файл запасов ( данные по материальным ресурсам, необходимым для реализации графика производства, как по уже имеющимся, так и заказанным, но еще не поставленным; по страховым запасам и др.).
Поколения систем МРП различаются не по уровню технологии, а по гибкости управления и номенклатуре функций. МРП-2 включает функции системы МРП, управления технологическими процессами, САПР и др. Определение потребности в материалах предполагает решение ряда задач, в том числе прогнозирование, управление запасами, управление закупками и т.д.
В последние годы в ряде западных стран применяется система управления и планирования распределения продукции ДРП, позволяющая не только учитывать конъюнктуру, но и воздействовать на нее. Эта система обеспечивает устойчивые связи снабжения, производства и сбыта, используя элементы МРП. При управлении производством на первом уровне осуществляется агрегированное планирование с использованием прогнозов и данных о фактически поступивших заказах. На втором уровне осуществляется формирование графика производства, дезагрегирование плана производства, составление специализированного плана с указанием конкретных дат, количества комплектующих и готовой продукции.
Система ДРП, являясь базой для интегрального планирования логистических функций и их увязки, позволяет прогнозировать рыночную конъюнктуру, оптимизировать логистические издержки за счет транспортных расходов и затрат на товародвижение. ДРП дает возможность планировать поставки и запасы на различных уровнях цепи распределения (центральный, периферийный склады). Система ДРП осуществляет информационное обеспечение различных уровней цепи распределения по вопросам рыночной конъюнктуры. Важная функция системы ДРП - планирование транспортных перевозок. В системе обрабатываются заявки на транспортное обслуживание, составляются и корректируются в реальном масштабе времени графики перевозок. Долгосрочные планы работы складов служат основой для расчета потребности в транспортных средствах, и корректировки потребности осуществляются с учетом оперативной .обстановки. Основной базой данных системы ДРП является информация о перевозимой и складируемой продукции, получаемая от завода-изготовителя, и информация, вводимая на складах.
С 80-х годов широко используется метод ОПТ. В нем получили развитие идеи систем "Канбан" и МРП.
Основным принципом системы ОПТ является выявление в производстве "узких" мест или критических ресурсов (запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал). От эффективности использования критических ресурсов зависят темпы развития производственной системы, в то время как повышение эффективности использования некритических ресурсов на развитие системы практически не сказывается. Потери критических ресурсов крайне негативно отражаются на производстве в целом.
Фирмы, использующие систему ОПТ, не стремятся обеспечить 100%-ную загрузку рабочих, занятых на практических операциях, поскольку интенсификация труда этих рабочих приведет к росту незавершенного производства и другим нежелательным последствиям; они поощряют использование рабочего времени (при наличии его ресурсов) для повышения квалификации и общественной деятельности.
В системе ОПТ в
Известно, что 95-98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, занимает выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.
Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм "Бош-Сименс", "Mitsubishi", "General Motors" 1 % сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта. Совокупный эффект от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии складывается из следующих элементов:
1) производство ориентировано
на рынок; становится
2) налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
3) сокращаются простои оборудования (так как на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы);
4) оптимизируются запасы
- одна из центральных проблем
логистики (анализ опыта ряда
фирм Западной Европы, использующих
современные логистические
5) сокращается численность вспомогательных рабочих (чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ);
6) улучшается качество выпускаемой продукции;
7) снижаются потери материалов (любая логистическая операция - это потенциальные потери, оптимизация логистических операций - это сокращение потерь);
8) улучшается использование производственных и складских площадей (неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади);
9) снижается травматизм (логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда).
Значение транспорта в промышленном производстве обусловлено большой материалоемкостью работ и трудоемкостью погрузочно-разгрузочньгх операций. Удельный вес затрат на перевозки достигает 20 % общей стоимости произведенной продукции, а трудоемкость транспортных и погрузочно-разгрузочньгх работ составляет почти 40% общих трудозатрат.
Задачи транспортной логистики:
-выбор вида транспортных средств;
-выбор типа транспортных средств;
-совместное планирование
транспортного процесса со
-совместное планирование
транспортных процессов на
-обеспечение технологического
единства транспортно-
-определение рациональных маршрутов доставки.
Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и т.д. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
В производственной сфере используются все основные виды транспорта:
автомобильный, железнодорожный, водный, тракторный и воздушный. Автомобильный транспорт - основной, на его долю приходится свыше 80% грузов (по массе), железнодорожным и водным транспортом перевозится, соответственно, 15 и 5 %.
Автомобильный транспорт
имеет такие преимущества, как
мобильность и высокая
Железнодорожный транспорт используют иногда для внутрипостроечных перевозок по замкнутым трассам без выхода на внешние сети, при значительных грузопотоках на длительный период (например, доставки песка или гравия с карьера на предприятие ЖБИ или крупный строительный объект). Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов. Однако применение этих видов транспорта целесообразно лишь при значительных расстояниях из-за большой трудоемкости и стоимости погрузочно-разгрузочных и складских операций, а также увеличения сроков доставки.