Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:00, курс лекций
Тема : Управление складированием в логистике
1. Задачи, функции и классификация складов.
2. Планирование складских помещений.
3. Методы учета и контроля запасов продукции на складе.
4. Основные показатели складской деятельности.
5. Организация логистического процесса на складе
в) грузонапряженность – произведение коэффициента использования площади склада и коэффициента оборачиваемости склада (тонна/м2)
3 группа – показатели использования подъемно-транспортного оборудования:
а) коэффициент использования по
грузоподъемности – отношение веса
груза к номинальной
б) коэффициент использования по времени
в) время простоя
4 группа – показатели производительности труда складского персонала:
а) количество перерабатываемого материала одним работником за смену (Производительность труда персонала склада вычисляют исходя из размеров грузооборота склада, а также численности всех складских работников и подсобных рабочих, закрепленных за складом.)
б) уровень механизации складских
работ – отношение
5 группа – показатели сохранности материальных ценностей и качества обслуживания потребителей:
а) размер убыли материально-технических ресурсов
б) бесперебойность обеспечения
в) уровень централизованной доставки материала со склада – отношение централизованно доставляемых грузов к общему числу грузов
6 группа – показатели размера капиталовложений и себестоимости переработки груза
а) коэффициент удельных капиталовложений
по отдельным вариантам
б) себестоимость складской
- 5 -
Складской технологический процесс — совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к отпуску и отпуском продукции потребителю.
Технологическая карта — форма документации, отражающая детальную пооперационную разработку складского технологического процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты составляются на весь процесс переработки продукции на складе или на отдельные его этапы (поступление, продукции, отправка продукции);
В технологических картах определяется:
• содержание работы (перечень выполняемых операций);
• исполнители;
• перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса.
Например, технологические карты приемки продукции содержат:
• графики поступления продукции в течение дня;
• последовательность выполнения операций;
• количество работников, занятых разгрузкой и приемкой продукции.
Технологические графики предусматривают выполнение складских операций во времени (в течение смены, суток). Это могут быть:
• графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов;
• графики прибытия покупателей
на склад или в зал товарных образцов для
отборки продукции;
• графики работы зоны экспедиции.
Сетевая модель складского процесса представляет собой графическое изображение складских операций, последовательное чередование работ и операций складского технологического процесса.
Сетевой график работы склада — сетевая модель с рассчитанными параметрами и сроками исполнения складских операций и работ.
Требования к организации работы складского хозяйства:
• склады предприятия являются специализированными, так как продукция с различными физико-химическими свойствами может требовать разных режимов хранения;
• складское помещение оборудуется стеллажами, полками, шкафами и ящиками для хранения продукции;
• на каждый вид продукции выписывается ярлык, где указывают наименование продукции, ее номенклатурный номер, марку, сорт, размеры, единицу измерения. Ярлык прикрепляется в месте хранения данного вида продукции;
• легковоспламеняющиеся вещества хранятся в специально приспособленных для них помещениях, изолированных от других складов и имеющих противопожарное оборудование;
• материалы открытого хранения (кирпич, песок, пиломатериалы, металлопрокат и др.) размещаются на специально отведенной для этой цели территории склада под навесом, защищающим их от воздействия атмосферных осадков.
Основные требования, предъявляемые к организации работы склада для внедрения технологии штрихового кодирования продукции:
• не менее 80% продукции, поступающей на склад, должно иметь маркировку штрихового кодирования;
• пункты приема и отпуска продукции на складе должны быть оснащены сканирующим оборудованием, подключенным к системе автоматизации;
• сканирующее оборудование должно отвечать условиям эксплуатации и требованиям надежности.
Договор на внедрение системы штрихового кодирования продукции на складе включает в себя:
• проведение предварительного исследования;
• подготовку и составление полномасштабного технического задания;
• поставку и подключение техники;
• разработку программного обеспечения системы автоматизации;
• инсталляцию системы;
• обучение персонала и запуск системы.
Логистический процесс на складе состоит из следующих этапов:
Процесс поступления продукции на склад:
• физическая обработка входящих потоков продукции;
• идентификация продукции;
• уточнение количества и качества продукции;
• подготовка отчетов;
• перемещение продукции на место ее использования или хранения.
Подготовительные мероприятия, проводимые на складе до прибытия продукции:
1) устанавливаются места разгрузки транспортных средств;
2) проверяется наличие необходимого количества поддонов;
3) устанавливается, с помощью каких механизмов и оборудования разгружается и перемещается поступившая продукция;
4) определяются места хранения поступающей продукции;
5) определяется необходимое количество работников склада и складского оборудования;
6) осуществляется подготовка приемосдаточной документации.
Операции, осуществляемые на этапе поступления и приемки продукции:
1) проведение подготовительных мероприятий
по приемке продукции;
2) проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки;
3) разгрузка транспортных средств;
4) оценка сохранности поверхности транспортной упаковки;
5) учет всех расхождений и повреждений
до подписания документов перевозчика;
6) проверка каждой позиции продукции по упаковочному листу и счету;
7) перемещение продукции в зону приемки;
8) распаковка;
9) проверка количества и качества продукции;
10) контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу покупателя;
11) установление фактического количества, качества и комплектности продукции, определение отклонений и вызвавших причин;
12) документальное оформление прибывшей продукции (процедура оприходования);
13) раскладка по местам хранения;
14) формирование складской грузовой единицы.
При приемке продукции от перевозчика получатель обязан проверить:
1) наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автомобильном фургоне) или на контейнерах пломб отправителя или организации, осуществляющей промежуточную перевалку;
2) целостность пломб;
3) состояние транспортных средств (вагона, контейнера);
4) наличие маркировки груза;
5) исправность тары;
6) соответствие наименования продукции и маркировки транспортной таре данным, указанным в товарно-транспортных документах. Получатель обязан потребовать от перевозчика выдачи продукции по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на него правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами.
Кроме того, получатель обязан установить, соблюдались правила перевозки, обеспечивающие предохранение продукции от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим), а также осмотреть перевозимую продукцию.
Приемка продукции — проверка соответствия количества, качества и комплектности продукции ее характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.
Виды приемки продукции у получателя:
• осмотр продукции на предприятии продавца для установления соответствия её количества и качества условиям договора;
• установление правильности упаковки и маркировки продукции.
• предприятие или склад продавца;
• согласованный порт отгрузки;
• железнодорожная станция отправления или аэропорт;
• порт назначения;
• пограничная или конечная железнодорожная станция в стране назначения;
• склад покупателя;
• конечный пункт продажи продукции.
Операции при приемке
1) отбор тарных мест для вскрытия;
2) вскрытие транспортной тары;
3) подсчет количества или взвешивание единиц продукции;
4) сверка фактического количества поступившей продукции с данными транспортных и других сопроводительных документов — счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, описи, упаковочных листов, а также с условиями договора поставки;
5) укладка продукции на поддоны;
6) составление акта о весе тары.
4. Приемка продукции по качеству
представляет собой процедуру выявления качества и комплектности продукции, поступившей на склад, а также соответствия тары, упаковки и маркировки установленным требованиям государственных стандартов, технически условий, утвержденным образцам (эталонам), условиям договор поставки) и сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) . Проводится в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественной или некомплектной продукции приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт .