Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:36, контрольная работа

Описание работы

логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия, логистика, как фактор повышения конкурентоспособности фирм, слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

Файлы: 1 файл

Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

     В настоящее время рынки транспортных услуг и логистики в России по своим размерам и качественному составу значительно отличаются от рынков более развитых стран. В Западной Европе эти услуги активно пользуются спросом и передаются на аутсорсинг в большинстве операций транспортировки и логистики на предприятии. Отечественные логистические операторы еще только осваивают соответствующие разделы транспортной логистики. Процесс этот характеризуется высокими темпами в силу объективных факторов развития быстро растущего российского рынка. Особое внимание в настоящее время уделяется моделированию логистических процессов и внедрению достигнутых результатов в сферу информационного обеспечения логистики. Спрос на логистические услуги постоянно увеличивается. Это вызвано ростом производства товаров и услуг, численности предприятий, постоянным увеличением потребительского сектора национальной экономики и объемов торговли.

     Основа  современной логистики – это  управление материальными потоками по всей цепи поставок в направлении  и в интересах конечного потребителя  с целью достижения максимальной эффективности не только транспортных, но и производственных процессов на предприятии. Таким образом, логистика как понятие, определяющее комплексную систему управления материальными потоками на предприятии, предусматривает и тем самым актуализирует систему процессов в организации, направленную на минимизацию затрат при производстве, хранении, распределении и транспортировке товаров.

     Актуальность  работы. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного "скачка" в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам - быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

     Цель  работы состоит в изучении логистического обеспечения конкурентного потенциала транспортного предприятия. В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

  • Оценить логистику как фактор повышения конкурентоспособности фирм;
  • Изучить слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.

 

1. Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия

1.1 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм

 

     Повышение конкурентоспособности транспортных предприятий – это тот краеугольный камень современной российской экономики, который рассматривается как  основа для поступательного развития экономики страны и повышения ее конкурентоспособности на Евроазиатском и общемировом рынках. Значительная роль в решении этой задачи отводится разработке научно-методического обеспечения, отвечающего современным условиям рыночной экономики и направленного на качественное преобразование системы управления транспортом. Попытки в разработке единого научно-методическое аппарата в области оценки конкурентоспособности предприятия не позволили, в конечном итоге, разработать оптимальных комплексных методов для оценки конкурентоспособности предприятия.

     Работы, в той или иной степени рассматривающие  в основном лишь частные вопросы, относящиеся к оценке конкурентоспособности  продукции, анализу ценовой политики, а также изучению влияния качественных параметров работы предприятия на его конкурентоспособность, позволяют говорить лишь о локальных успехах в области оценки влияния того или иного фактора на интегрированный показатель конкурентоспособности транспортного предприятия. К указанным факторам относятся: существующая структура и особенности развития транспортной отрасли в РФ, странах СНГ, Евроазиатского региона и в мире в целом; ограниченность российских транспортных предприятий в денежных и материальных ресурсах; неопределенность различного рода условий, в которых будет происходить развитие транспортного предприятия в будущем.

     Существующие  к настоящему моменту основные классификационные  признаки факторов конкурентоспособности  приведены далее. Считается, что состав факторов, выделяемых по последнему признаку, да и виды факторов должны быть существенно пересмотрены, уточнены и дополнены. В первую очередь речь идет о выделении логистических факторов формирования и повышения конкурентоспособности. Логистические преимущества фирмы в конкурентном соперничестве образуются за счет полного и эффективного использования логистического потенциала внутрифирменных и внешних экономических потоков.

     Указанные преимущества характеризуются следующим: наиболее удачным выбором контрактов по хозяйственным связям, включая поставщиков, кредиторов, посредников; нахождением оптимальных каналов распределения и организации товародвижения готовой продукции и услуг; моделированием и реализацией наиболее рациональных логистических цепей и операций; созданием эффективных стратегий и тактик ресурсосбережения во всех экономических потоках; сопряжением экономических интересов всех участников логистических систем.

     В совокупности логистические преимущества образуют системообразующий логистический  фактор конкурентоспособности предприятия, формируемый за счет комплексного использования инструментария логистики.

     Учет  и реализация логистических факторов должны позволить: осуществить сопряжение экономических интересов участников логистических целей (каналов) по которым  осуществляются движение экономических потоков; обеспечить интеграцию усилий всех участников логистических систем для достижения общих системных целей; установить экономические компромиссы в логистических системах, создаваемых для оптимизации и рационализации экономических потоков; сузить поле недобросовестной конкуренции; и таким образом существенно повысить конкурентный потенциал предприятия.

     Для сохранения конкурентоспособности  и приемлемого уровня прибыли предприниматели должны с максимальным вниманием относиться к уровню затрат на реализацию каждого бизнес-процесса. В производственных и дистрибьюторских компаниях транспортная логистика одна из самых затратных статей, существенно влияющая на себестоимость поставляемых товаров и оказываемых услуг.

     Для соблюдения основного принципа эффективного управления транспортной логистикой — доставка вовремя, с минимальными затратами — в процессе планирования грузоперевозок нужно учитывать более полусотни различных параметров и ограничений: вес и объем перевозимых грузов, «окна доставки», необходимость соблюдения определенных условий перевозки и т.д. В противном случае неоптимально спланированные маршруты и графики грузоперевозок, а также отсутствие контроля за их соблюдением выливаются в излишний пробег, перерасход (а нередко и прямые хищения) ГСМ, увеличение расходов на эксплуатацию автопарка, порчу перевозимых грузов. Как результат, транспортные расходы предприятий увеличиваются минимум на 15—30%.

     До  недавнего времени большинство  транспортных предприятий выполняли  только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. Это было вызвано административно-контрольной системой управления в стране, отсутствием конкуренции и рыночных отношений. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта стран с рыночной экономикой. Понятие "услуга транспорта" начинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта.

     Согласно  существующим понятиям к услугам  относят все виды труда, непосредственно  не связанные с изменением и преобразованием  форм материи и явлений природы  и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в  общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспорт, связь).

     Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся к следующим положениям:

  • услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т.е. они не могут накапливаться);
  • продажа услуг - это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;
  • услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг;
  • услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и/или предваряющим процесс материального производства.

     Услуги  транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей  и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

     К услугам транспорта можно отнести:

  1. перевозку грузов и пассажиров;
  2. погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);
  3. хранение грузов;
  4. подготовку перевозочных средств;
  5. предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;
  6. перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;
  7. прочие услуги.

     Анализ  отечественного и зарубежного опыта  позволяет предложить следующую  классификацию услуг транспорта:

     по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта услуги подразделяются на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные;

     по  виду потребителя, которому предоставляется  услуга, - на внешние (предоставление нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние, (предоставление другим предприятиям и организациям транспорта). Например, внутренними являются услуги по предоставлению подвижного состава автотранспортным предприятием экспедиторскому для выполнения перевозок; по характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, - на технологические, коммерческие, информационные и т.д.

     Логистические (в том числе и транспортные) услуги основываются на следующих положениях и правилах:

  • каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;
  • в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия к информации;
  • услуга (или часть ее) не может быть рециклирована;
  • услуги нельзя нарабатывать про запас;
  • оказанную услугу нельзя отремонтировать;
  • оказанная услуга не может быть выполнена вновь;
  • память о хорошей услуге мимолетна, плохая же услуга помнится долго.

     В последнее время важность и значимость логистических услуг постоянно  возрастает, расширяется - индустрия  услуг и все большее число компаний и работников включаются в нее. Целый ряд логистических посредников становятся предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров, причем стоимость услуг может превосходить прямые затраты на производство.  

     Сфера услуг должна функционировать таким  образом, чтобы полностью удовлетворять  требования клиентов с возможно малыми затратами. Однако на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных  количественных методов оценки качества услуг в связи с их особенностями, которые сводятся к следующему:

  1. неосязаемость услуг (их нельзя пощупать);
  2. потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг;
  3. потребитель услуг не становится собственником их;
  4. оказание услуг - это процесс, и он не может быть протестирован перед оплатой;
  5. процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки.

Информация о работе Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия