Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:36, контрольная работа

Описание работы

логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия, логистика, как фактор повышения конкурентоспособности фирм, слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

Файлы: 1 файл

Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
 

     Существо логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.

     Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

     - отказ от избыточных запасов;

     - отказ от завышенного времени  на выполнение основных и транспортно-складских  операций;

     - отказ от изготовления серий  деталей, на которые нет заказа  покупателей;

     - устранение простоев оборудования;

     - обязательное устранение брака;

     - устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

     - превращение поставщиков из противостоящей  стороны в доброжелательных партнеров.

     В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

     "никогда  не останавливать основное оборудование  и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования "изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

     " иметь максимально большой запас  материальных ресурсов "на всякий  случай".

     Содержание  концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий "рынка продавца", в то время как логистическая концепция - для условий "рынка покупателя".

     Когда спрос превышает предложение  можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане те стоит.

     Ситуация  меняется с приходом на рынок "диктата" покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции  выходит на первое место. Непостоянство  и непредсказуемость рыночного  спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

     Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

     Управление  материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга.

     Первый  вариант носит название "толкающая  система" и представляет собой  систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток "выталкивается" получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством

     Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации  производства. Возможность их применения для логистической организации  производства появилась в связи  с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

     Толкающие системы, способные с помощью  микроэлектроники увязать сложный  производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры "выталкиваемого" на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

     Второй  вариант основан на принципиально  ином способе управления материальным потоком. Он носит название "тянущая  система" и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

     Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными  потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

     Известно, что 95-98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских  работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.

     Логистический подход к управлению материальными  потоками на предприятии позволяет  максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, "Дженерал моторс" один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

     Перечислим  некоторые элементы, из которых складывается совокупный эффект от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.

     - Производство ориентируется на  рынок. Становится возможным эффективный  переход на малосерийное и  индивидуальное производство.

     - Налаживаются партнерские отношения  с поставщиками.

     - Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что  на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

     - Оптимизируются запасы - одна из  центральных проблем логистики.  Содержание запасов требует отвлечения  финансовых средств, использование  значительной части материально-технической  базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%.

     - Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

     - Улучшается качество выпускаемой  продукции.

     - Снижаются потери материалов. Любая логистическая операция - это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций это сокращение потерь.

     - Улучшается использование производственных  и складских площадей. Неопределенность  потоковых процессов заставляет  резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений.

     - Снижается травматизм. Логистический  подход органически вписывает  в себя систему безопасности труда

     Пример. Планирование транспортных затрат

     Планирования  транспортных затрат, с условием: реализуемые  товары не однородны по цене, весу и  габаритам, покупатели разноудалены (в  диапазоне 10-300 км).

 

Заключение

 

     Существо  логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.

     Обязательные  условия функционирования системы:

  • наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом;
  • четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);
  • решена транспортная задача, т.е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);
  • экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика).

     Результатом функционирования системы является наличие нужного изделия, в нужном количестве, нужного качества, в  нужное время, в нужном месте, с минимальными затратами.

 

Ситуационное  задание. «Материальные потоки в логистике»

 

     Российская  компания занимается поставками на рынок  галантерейной продукции импортного производства. Поставки осуществляются из стран Западной Европы и Юго-Восточной  Азии.

     Товары  из Западной Европы доставляются автомобильным  и воздушным транспортом. Исполнителем контрактов по доставке выступает французская экспедиторская компания. Товары из Юго-Восточной Азии поступают морем в Ригу, далее отгружаются из порта в адрес фирмы латвийским экспедитором. Базис поставки при морской перевозке — СИФ Рига.

     Выбором маршрутов доставки, использованием тех или иных видов транспорта, определением базисов поставок занимаются названные экспедиторские компании. Однако российская компания при исполнении своих контрактов экспедиторами  ставит последним условие: совокупные расходы по доставке не должны превышать определенный процент от конечной цены товара в пункте назначения. Если указанный процент увеличивается, то компания требует от экспедиторов снижения издержек, в частности, организовать доставку товара навалом с последующей организацией упаковочных работ в России. Может потребовать также отказаться от дорогого воздушного транспорта и использовать его только при перевозке срочных грузов, подверженных конъюнктурным колебаниям (с точки зрения попадания в сезонные изменения моды). Такой товар довольно капризен, и прогнозы его продажи часто не оправдываются. Это приводит к необходимости срочно корректировать схему размещения заказов.

     Товары  из Юго-Восточной Азии, как правило, менее подвержены колебаниям спроса и потому их доставляют крупными партиями. Грузы в Ригу поступают в контейнерах. В Риге контейнеры расформировываются, а груз отправляется железнодорожным транспортом в Москву.

     В Москву товары поступают на собственный  склад компании. Основными клиентами  являются небольшие магазины и отделы универмагов в Москве и других регионах России. Как правило, клиенты забирают товар 2—3 раза в месяц, присылая свой автотранспорт, т.е. самовывозом. Собственного автотранспорта компания не имеет, поэтому для доставки партий товара крупным клиентам (сети магазинов, дилерам и т. д.) пользуется автотранспортом профессиональных перевозчиков.

     При организации складских операций особое внимание компания уделяет сортировке и маркировке товаров. Каждому наименованию присваивается код, товары разбиты на группы, каждая имеет свое определенное место на складе. При переходе на метод штрих-кодирования удалось сократить время выполнения заказов покупателей на 60%.

     Отдела  логистики в компании нет. Контролирует отгрузку товаров по Москве менеджер по продажам. В его обязанности также входит составление заказов поставщикам, выбор способов доставки товара в Москву, таможенная очистка.

     По  мнению компании, в области логистики  самой большой проблемой является вопрос соотношения скорости и цены доставки. Эта проблема вытекает из того, что планировать спрос на подобного рода товар достаточно трудно. Кроме того, высокая норма прибыли на эту группу товаров не позволяет судить о логистических расходах конкурентов. Рыночные наценки конъюнктурного характера так высоки, что невозможно реально оценить их расходы по доставке аналогичных товаров.

     Задание. Оцените практику построения каналов распределения фирмой. Дайте свои предложения о возможных путях их совершенствования.

     Каналы распределения данной компании беспечивает широкое распространение товара на рынке, однако ведет к распылению товарных потоков по всем каналам, что может быть нежелательным с точки зрения удобства обслуживания клиентов (комплектация, доставка, складирование). Также возможно возникновение конфликтов (за рынки сбыта) между представителями разных каналов распределения.

     Наши  пути совершенствования заключаются в следующем.

     1) Изменить процесс  привлечения новых  клиентов (рисунок 1).

Информация о работе Логистическое обеспечение конкурентного потенциала транспортного предприятия