Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 17:04, курсовая работа
В данной курсовой работе была исследована логистика организационно-экономической устойчивости региональной системы пассажирского транспорта при стратегическом планировании.
Эта тема актуальна в наши дни, так как применение логистики на пассажирском транспорте позволяет оптимизировать перевозочный процесс, рассматриваемый как логистическая система операторов и объектов инфраструктуры, посредством логистических связей, участвующих в процессе оказания транспортных услуг.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Брянский государственный технический университет
Кафедра «Экономика и менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логистика»
на тему:
«Логистика организационно-
студент группы 09-МНТ(б)
Хомякова С.А.
Проверил
доц., к.т.н. Осипов А.В.
Брянск 2012г.
Анализ опыта ведущих американских, японских и западноевропейских корпораций показывает, что в их практике стратегическое планирование является общепринятым, и эта функция, реализуемая на уровне корпорации в целом, отделений, их групп, заводов и других организационных подразделений, накладывает отпечаток на все стороны организации фирмы. По своей сути стратегическое планирование ориентировано не на полную разработку всех аспектов производственно-финансовой деятельности макроэкономической системы, а на выбор наиболее перспективных направлений ее развития.
Смысл и основные особенности стратегического планирования состоят в следующем:
Важная методологическая особенность стратегического планирования состоит в том, что оно предполагает отказ от планирования исключительно в разрезе функциональных и линейных структурных подразделений.
На этой основе можно сформулировать цель стратегического планирования деятельности РЛСОТ: стратегическое прогнозирование ведения системы на региональном рынке пассажирских услуг для выработки оптимальных управленческих решений по инновационному развитию соответствующих видов общественного транспорта и изменению организационной структуры макрологистической системы на основе ее адаптации к заданному уровню сервиса пассажирских услуг в регионе с минимальными издержками.
Реализация этой цели требует охвата стратегическим планированием следующих основных видов управленческой деятельности 5 РЛСОТ:
Основными этапами стратегического планирования функционирования РЛСОТ являются:
Оценка результатов и внесение изменений в цели и (или) стратегию или изменение сферы деятельности производятся в соответствии с полученным опытом, изменившимися условиями или новыми возможностями.
Первый этап - определение целей функционирования РЛСОТ (уровня сервиса пассажирских услуг в регионе). На этой основе разрабатываются конкретные функции и задачи звеньев РЛСОТ, сроки их исполнения. Эти задачи, с одной стороны, не должны быть упрощенными, а с другой - реалистичными и не противоречащими основным целям развития макрологистической системы в целом.
На втором этапе определяется сфера деятельности РЛСОТ, т.е. направления развития в регионе общественного транспорта в целом и отдельных его видов в ближайшие 510 лет. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
Определение сферы деятельности РЛСОТ непосредственно связано с третьим этапом - разработкой конкретных мероприятий стратегического развития общественного транспорта в регионе, на основании прогноза результатов которых выполняют коррекцию целей развития РЛСОТ, а затем пересмотр мероприятий (задач) в звеньях макрологистической системы и т.д. Процесс стратегического планирования деятельности РЛСОТ при этом осуществляется по следующему циклу:
цели —> задачи —> моделирование —> анализ —> пересмотр целей —>...
Цикл повторяется до нахождения оптимальной совокупности целей (формирования оптимального уровня сервиса пассажирских услуг при минимизации финансовых ресурсов на его реализацию) и задач РЛСОТ, обеспечивающих их выполнение с достаточно высокой вероятностью.
На четвертом этапе задача стратегического планирования РЛСОТ состоит в доведении разработанных мероприятий до конкретных звеньев макрологистической системы и выдаче целевых показателей по их оперативному управлению.
При выполнении стратегических мероприятий от РЛСОТ требуется осуществление периодического контроля за ходом и результатами их реализации (пятый этап), чтобы своевременно выявить критические отклонения и адекватно реагировать на них.
Таким образом, стратегическое планирование функционирования РЛСОТ должно решать следующие задачи:
Другим важнейшим фактором, определяющим эффективность стратегического планирования, является формирование системы стратегического управления (рис.1).
Процесс стратегического управления РЛСОТ начинается с подготовки системы стратегического руководства, определяющей функционирование других подсистем. В подсистему маркетинга и прогнозирования поступают цели функционирования РЛСОТ, включая принятую концепцию маркетинговой деятельности общественного транспорта в регионе. Эта концепция предусматривает:
Из подсистемы маркетинга и прогнозирования другая подсистема - стратегическое финансовое управление - получает прогнозы спроса на услуги общественного транспорта, цен на материальные ресурсы (подвижной состав, запасные части, топливо, электроэнергию). В названную подсистему поступает также рыночная информация о прогнозе инфляционных процессов в экономике.
Рис.1. Система стратегического управления РЛСОТ: И - идеология развития общественного транспорта в регионе (стратегия развития); Д - программные данные по развитию; Цз - цели и задачи функционирования; Iф - отчетная информация о функционировании общественного транспорта в регионе; In - прогнозная информация о потребности пассажирских перевозок в регионе; Ip - рыночная информация; Пу - прогноз спроса на услуги общественного транспорта; Пм - прогноз цен на материальные услуги; Пи - прогноз инфляции в экономике; НПф, НПп - нормативно-правовая база функционирования общественного транспорта - фактическая и плановая; Pф - фактическое состояние ресурсов; Рп - планирование ресурсов; Sф, Sn - уровень сервиса пассажирских услуг (фактический и плановый); Сп - планирование сроков достижения целей и задач; Ор - ограничения по ресурсам; Мр – результаты маркетинговых исследований; Yn – утверждение стратегического плана развития РЛСОТ; Ип – информация о результатах стратегического планирования функционирования РЛСОТ
Далее вступает в действие подсистема стратегического планирования, в которую из подсистемы стратегического руководства поступают директивные данные, включающие:
Используя в качестве исходных данных информацию о фактическом состоянии РЛСОТ, прогнозы ее функционирования и программные данные, подсистема стратегического планирования формирует оптимальный уровень сервиса пассажирских услуг, потребные объемы материальных, финансовых и информационных ресурсов, возможные изменения в нормативно-правовой базе функционирования общественного транспорта в регионе, сопоставляя их с возможными финансовыми ограничениями, поступающими из подсистемы стратегического финансового управления. Здесь же планируются сроки достижения целей и задач РЛСОТ.
В случае невозможности выполнения заданных параметров (обеспечения уровня сервиса пассажирских услуг с прогнозируемыми материальными, финансовыми или информационными ресурсами) подсистема стратегического планирования формирует информационное сообщение о неудовлетворительности результатов стратегического планирования, которое передается в подсистему стратегического руководства по каналу обратной связи.
В случае, если подсистема стратегического руководства признает план развития РЛСОТ неудовлетворительным, она может принять решения двух типов: либо признаются неудовлетворительными программные данные по стратегии функционирования общественного транспорта в регионе - и в этом случае разрабатывается комплекс мероприятий, повышающих эффективность использования ресурсов, а цикл стратегического планирования повторяется; либо производится корректировка целей и задач развития РЛСОТ, что также приводит к повторению цикла.
Когда подсистемой стратегического руководства утверждается план развития РЛСОТ, информация об этом поступает в подсистему стратегического планирования, откуда параметры этого плана передаются в оперативную систему управления РЛСОТ.