Логистика организационно-экономической устойчивости региональной системы пассажирского транспорта при стратегическом п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе была исследована логистика организационно-экономической устойчивости региональной системы пассажирского транспорта при стратегическом планировании.
Эта тема актуальна в наши дни, так как применение логистики на пассажирском транспорте позволяет оптимизировать перевозочный процесс, рассматриваемый как логистическая система операторов и объектов инфраструктуры, посредством логистических связей, участвующих в процессе оказания транспортных услуг.

Файлы: 3 файла

аннотация и содержание.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

моя курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 


 


        Министерство образования и науки Российской Федерации

Брянский государственный технический университет

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

на тему:

      «Логистика организационно-экономической  устойчивости региональной системы пассажирского транспорта                             при стратегическом планировании»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил

студент группы 09-МНТ(б)

Хомякова С.А.

Проверил

доц., к.т.н. Осипов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Региональная логистика системы общественного транспорта

1.1. Стратегическое  планирование РЛСОТ

Анализ опыта ведущих американских, японских и западноевропейских корпораций показывает, что в их практике стратегическое планирование является общепринятым, и эта функция, реализуемая на уровне корпорации в целом, отделений, их групп, заводов и других организационных подразделений, накладывает отпечаток на все стороны организации фирмы. По своей сути стратегическое планирование ориентировано не на полную разработку всех аспектов производственно-финансовой деятельности макроэкономической системы, а на выбор наиболее перспективных направлений ее развития.

Смысл и основные особенности стратегического планирования состоят в следующем:

  1. Устраняется противоречие между стремлением системы к максимизации текущей прибыли и необходимостью решения долгосрочных задач на основе ее ориентации в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, чем на реакцию на уже происшедшие изменения;
  2. Устанавливаются обоснованные приоритеты распределения ресурсов;
  3. Определяются конкретные цели развития макроэкономической системы, позволяющие мобилизовать все ее ресурсы на реализацию этих целей.

Важная методологическая особенность стратегического планирования состоит в том, что оно предполагает отказ от планирования исключительно в разрезе функциональных и линейных структурных подразделений.

На этой основе можно сформулировать цель стратегического планирования деятельности РЛСОТ: стратегическое прогнозирование ведения системы на региональном рынке пассажирских услуг для выработки оптимальных управленческих решений по инновационному развитию соответствующих видов общественного транспорта и изменению организационной структуры макрологистической системы на основе ее адаптации к заданному уровню сервиса пассажирских услуг в регионе с минимальными издержками.

Реализация этой цели требует охвата стратегическим планированием следующих основных видов управленческой деятельности 5 РЛСОТ:

  1. Формирования рационального взаимодействия всех видов общественного транспорта в регионе, т.е. оптимальной организационной структуры РЛСОТ;
  2. Адаптации к внешней среде - региональным особенностям функционирования общественного транспорта;
  3. Внутренней координации РЛСОТ, т.е. информационного управления макрологистической системой;
  4. Стратегического прогнозирования поведения РЛСОТ на региональном рынке пассажирских услуг.

Основными этапами стратегического планирования функционирования РЛСОТ являются:

  1. Определение конкретных целей развития РЛСОТ и сферы ее деятельности;
  2. Разработка стратегии;
  3. Осуществление стратегических мероприятий.

 

1.2. Основные этапы стратегического планирования функционирования РЛСОТ

Оценка результатов и внесение изменений в цели и (или) стратегию или изменение сферы деятельности производятся в соответствии с полученным опытом, изменившимися условиями или новыми возможностями.

  Первый этап - определение целей функционирования РЛСОТ (уровня сервиса пассажирских услуг в регионе). На этой основе разрабатываются конкретные функции и задачи звеньев РЛСОТ, сроки их исполнения. Эти задачи, с одной стороны, не должны быть упрощенными, а с другой - реалистичными и не противоречащими основным целям развития макрологистической системы в целом.

На втором этапе определяется сфера деятельности РЛСОТ, т.е. направления развития в регионе общественного транспорта в целом и отдельных его видов в ближайшие 510 лет. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Потребности населения региона в услугах общественного транспорта, на которые ориентирована деятельность РЛСОТ;
  2. Сегменты регионального рынка пассажирских услуг, в которых функционирует РЛСОТ;
  3. Совокупность ресурсов (материальных, финансовых, информационных), которыми располагает или может располагать в ближайшее время РЛСОТ.

Определение сферы деятельности РЛСОТ непосредственно связано с третьим этапом - разработкой конкретных мероприятий стратегического развития общественного транспорта в регионе, на основании прогноза результатов которых выполняют коррекцию целей развития РЛСОТ, а затем пересмотр мероприятий (задач) в звеньях макрологистической системы и т.д. Процесс стратегического планирования деятельности РЛСОТ при этом осуществляется по следующему циклу:

цели —> задачи —> моделирование —> анализ —> пересмотр целей —>...

Цикл повторяется до нахождения оптимальной совокупности целей (формирования оптимального уровня сервиса пассажирских услуг при минимизации финансовых ресурсов на его реализацию) и задач РЛСОТ, обеспечивающих их выполнение с достаточно высокой вероятностью.

На четвертом этапе задача стратегического планирования РЛСОТ состоит в доведении разработанных мероприятий до конкретных звеньев макрологистической системы и выдаче целевых показателей по их оперативному управлению.

При выполнении стратегических мероприятий от РЛСОТ требуется осуществление периодического контроля за ходом и результатами их реализации (пятый этап), чтобы своевременно выявить критические отклонения и адекватно реагировать на них.

Таким образом, стратегическое планирование функционирования РЛСОТ должно решать следующие задачи:

  1. Отбор, анализ и обработка информации о функционировании общественного транспорта в регионе, необходимой для определения стратегических целей развития РЛСОТ и принятия стратегических решений.
  2. Имитационное моделирование возможных стратегических решений по развитию общественного транспорта в регионе и анализ их возможных результатов.
  3. Прогнозирование развития регионального рынка пассажирских услуг и поведения на нем предприятий общественного транспорта.
  4. Планирование потребности РЛСОТ в материальных (количество подвижного состава), финансовых (издержки, тарифы, дотации) и информационных ресурсах, обеспечивающих устранение возможных противоречий между оперативными задачами и стратегическими целями макрологистической системы.
  5. Формирование перспективного плана развития общественного транспорта в регионе (программы развития РЛСОТ).
  6. Контроль реализации стратегических планов развития РЛСОТ с их последующей корректировкой в случае необходимости.

 

 

1.3. Система стратегического управления РЛСОТ

 

Другим важнейшим фактором, определяющим эффективность стратегического планирования, является формирование системы стратегического управления (рис.1).

Процесс стратегического управления РЛСОТ начинается с подготовки системы стратегического руководства, определяющей функционирование других подсистем. В подсистему маркетинга и прогнозирования поступают цели функционирования РЛСОТ, включая принятую концепцию маркетинговой деятельности общественного транспорта в регионе. Эта концепция предусматривает:

  1. Повышение уровня сервиса пассажирских услуг;
  2. Развитие отдельных видов общественного транспорта, имеющих для региона особое социальное значение;
  3. Совершенствование взаимодействия всех видов общественного транспорта;
  4. Маркетинговую деятельность по изучению спроса на услуги общественного транспорта в регионе;
  5. Концепцию социально-экономического маркетинга (прогнозирование дотационное общественного транспорта в регионе в зависимое от транспортных издержек, тарифов и количества пассажиров, имеющих право льготного проезда).

Из подсистемы маркетинга и прогнозирования другая подсистема - стратегическое финансовое управление - получает прогнозы спроса на услуги общественного транспорта, цен на материальные ресурсы (подвижной состав, запасные части, топливо, электроэнергию). В названную подсистему поступает также рыночная информация о прогнозе инфляционных процессов в экономике.

 
 


  
 


 


 




 


 


 

 

 

 

 

Рис.1. Система стратегического управления РЛСОТ: И - идеология развития общественного транспорта в регионе (стратегия развития); Д - программные данные по развитию; Цз - цели и задачи функционирования; Iф - отчетная информация о функционировании общественного транспорта в регионе;        In - прогнозная информация о потребности пассажирских перевозок в регионе; Ip -  рыночная информация; Пу - прогноз спроса на услуги общественного транспорта; Пм - прогноз цен на материальные услуги; Пи - прогноз инфляции в экономике; НПф, НПп - нормативно-правовая база функционирования общественного транспорта - фактическая и плановая;  Pф - фактическое состояние ресурсов; Рп - планирование ресурсов; Sф, Sn - уровень сервиса пассажирских услуг (фактический и плановый); Сп - планирование сроков достижения целей и задач; Ор - ограничения по ресурсам; Мр – результаты маркетинговых исследований; Yn – утверждение стратегического плана развития РЛСОТ; Ип – информация о результатах стратегического планирования функционирования РЛСОТ

Далее вступает в действие подсистема стратегического планирования, в которую из подсистемы стратегического руководства поступают директивные данные, включающие:

  1. Режимы функционирования общественного транспорта в регионе, обеспечивающие плановый уровень сервиса пассажирских услуг в планируемом периоде;
  2. Критерии оценки планов и результатов деятельности (комплексный показатель уровня сервиса пассажирских услуг, транспортные издержки, тарифы, потребность в дотации, процент допустимого отклонения результатов от плана);
  3. Решения, касающиеся сфер деятельности нижестоящих звеньев РЛСОТ, но принимаемые стратегическим руководством ввиду их особой важности для изменения функций и задач отдельных звеньев логистической системы.

Используя в качестве исходных данных информацию о фактическом состоянии РЛСОТ, прогнозы ее функционирования и программные данные, подсистема стратегического планирования формирует оптимальный уровень сервиса пассажирских услуг, потребные объемы материальных, финансовых и информационных ресурсов, возможные изменения в нормативно-правовой базе функционирования общественного транспорта в регионе, сопоставляя их с возможными финансовыми ограничениями, поступающими из подсистемы стратегического финансового управления. Здесь же планируются сроки достижения целей и задач РЛСОТ.

В случае невозможности выполнения заданных параметров (обеспечения уровня сервиса пассажирских услуг с прогнозируемыми материальными, финансовыми или информационными ресурсами) подсистема стратегического планирования формирует информационное сообщение о неудовлетворительности результатов стратегического планирования, которое передается в подсистему стратегического руководства по каналу обратной связи.

В случае, если подсистема стратегического руководства признает план развития РЛСОТ неудовлетворительным, она может принять решения двух типов: либо признаются неудовлетворительными программные данные по стратегии функционирования общественного транспорта в регионе - и в этом случае разрабатывается комплекс мероприятий, повышающих эффективность использования ресурсов, а цикл стратегического планирования повторяется; либо производится корректировка целей и задач развития РЛСОТ, что также приводит к повторению цикла.

Когда подсистемой стратегического руководства утверждается план развития РЛСОТ, информация об этом поступает в подсистему стратегического планирования, откуда параметры этого плана передаются в оперативную систему управления РЛСОТ.

Презентация .ppt

— 636.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Логистика организационно-экономической устойчивости региональной системы пассажирского транспорта при стратегическом п