Мероприятия по повышению эффективности работы с поставщиками ООО «Пожарное дело»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач:
изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков;
характеристика методов выбора поставщиков;
оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 140.44 Кб (Скачать файл)

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

  1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
  2. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.1

После того как список потенциальных  поставщиков сформирован стоит  переходить к составлению перечня  необходимых критериев оценки и  анализу степень их важности в  конкретной ситуации и для рассматриваемого предприятия.

1.3 Критерии выбора поставщиков

 

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры  недооценивают значение правильного  выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а  оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих  функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных  с качеством, возникает из–за  товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать  только интуитивно. Обычно такое решение  зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и  обслуживания.

Возможны два направления  выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из  числа компаний, которые уже были  вашими поставщиками (или являются  ими) и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  интересующего рынка: рынка, с  которым фирма уже работает, или  совершенно нового рынка. Для  проверки потенциального поставщика  часто необходимы большие затраты  времени и ресурсов, поэтому ее  следует осуществлять только  в отношении тех поставщиков  из небольшого списка, которые  действительно имеют серьезный  шанс получить большой заказ.  От потенциального поставщика, конкурирующего  с существующими, ожидается большая  эффективность.

В соответствии с общим  алгоритмом выбора поставщика первоначально  необходимо проанализировать возможные  источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка  поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие  основные источники информации:

  • Каталоги и прайс–листы;
  • Торговые журналы;
  • Интернет – сайты;
  • Рекламные материалы;
  • Конкурсы;
  • Банки и финансовые институты официальных органов;
  • Выставки и ярмарки;
  • Торги и аукционы;
  • Торговые представительства;
  • Собственные исследования;
  • Переписка и личные контакты с возможными поставщиками;
  • Конкуренты потенциального поставщика;
  • Специализированные информационные агентства и исследовательские организации;
  • Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется  на основании следующих основных критериев:

  • цена продукции;
  • качество продукции;
  • опыт работы компании на рынке;
  • качество обслуживания покупателей;
  • надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;
  • географическое расположение поставщика;
  • финансовая стабильность и финансовые условия;
  • конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;
  • соответствие поставок логистической стратегии компании;
  • уровень затрат на доставку и хранение товара;
  • возможность длительного партнерства в бизнесе;
  • готовность к поставке;
  • гибкость поставки;
  • информационная готовность;
  • имидж поставщика;
  • упаковка продукции;
  • дополнительные услуги и др.

Установление системы  критериев для первоначального  отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической  стратегии конкретной фирмы. Необходимо также иметь в виду, что система  критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев  применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.

Системе установленных критериев  может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями  поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение  в отделе логистики (закупок), и, как  правило, не может быть полностью  формализован.

Можно сформулировать следующие  главные критерии, на которых рекомендуется  строить систему выбора поставщиков:

1) В современных условиях  в качестве основного критерия  выбора следует выдвигать качество  продукции. Качество относится  к способности поставщика обеспечить  товары и услуги в соответствии  со спецификациями. Качество может  относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям  потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками  уже были установлены отношения,  то желательно проанализировать  статистику поставки бракованных  материалов.

2) Надежность поставщика  – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры:  честность, отзывчивость, обязанность,  заинтересованность в ведении  бизнеса с вашей фирмой, финансовая  стабильность, репутация в своей  сфере, соблюдение ранее установленных  объемов поставки материальных  ресурсов/готовой продукции. 

3) Цена. В цене должны  учитываться все затраты на  закупку конкретного ресурса  или готовой продукции, которые  включают транспортировку, административные  расходы, риск изменения курсов  валют, таможенные пошлины и  т.д.

4) Качество обслуживания. Оценка по данному критерию  требует сбора информации у  достаточно широкого круга лиц  из различных подразделений компании  и сторонних источников. Необходимо  собирать мнения о качестве  технической помощи, об отношении  поставщика к скорости реакции  на изменяющиеся требования и  условия поставок, к просьбам  о технической помощи, о квалификации  обслуживающего персонала и т.п. 

5) Условия платежа и  возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка  оборотных средств существенно  ограничивает возможности выбора  поставщиков. В бизнесе случаются  внештатные ситуации, требующие  внеплановых поставок или отсрочки  платежа. Поэтому поставщики, предлагающие  выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

 

1.4 Характеристика методов  выбора поставщиков

 

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный  действий. Начинается он с составления  заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров  в нужном количестве с соблюдением  качества в заданные сроки, а самое  главное – на приемлемых условиях.

Таким образом, процесс закупки  заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся  заявок конкретному поставщику. Поэтому  необходимо, чтобы заявки на закупку  были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно  и своевременно составлены и оформлены.

Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих  данной заявке поставщиков.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков  в последнее время дополняется  новыми формами и методами.

Основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее  время:

1) Метод рейтинговых оценок.

Этот метод можно считать  наиболее распространенным методом  выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее  работниками службы закупок или  привлеченными экспертами устанавливается  их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит  недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет  поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим (таблица 1.).

 

 

 

 

Таблица 1.

Выбор поставщика методом  рейтинговых оценок

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-бальной шкале

Произведение удельного  веса критерия на оценку

1. Надежность поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество товара

0,15

8

1,2

4. Условия платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность внеплановых  поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое состояние  поставщика

0,05

4

0,2

Итого

1

 

6,3


 

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной  системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного  поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая  оценка дает одинаковые результаты для  двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют  с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении  к потенциальным поставщикам  трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые  для работы экспертов.

2) Метод оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или  «методом миссий». Он заключается в  том, что весь исследуемый процесс  снабжения делится на несколько  возможных вариантов (миссий), и для  каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность  метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет  определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно  привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного  товара:

  • маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
  • издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
  • издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
  • затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);
  • затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;
  • транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
  • затраты на страхование логистических рисков и др.

Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности работы с поставщиками ООО «Пожарное дело»