Методика анализа и направления совершенствования организации хранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить основы организации складского хозяйства и методы ее совершенствования.
Задачи:
- изучить виды, функции складов и основные складские операции;
- рассмотреть методы учета и документальное оформление хранения;
- рассмотреть методы совершенствования складского хранения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы организации хранения 6
1.1 Назначение и виды складов 6
1.2 Функции складов 9
1.3 Краткая характеристика складских операций 10
1.4 Грузовая единица как элемент логистики складирования 14
1.5 Организация хранения товаров на складах 18
1.6 Методы учета материальных запасов на складах 24
1.7 Документальное оформление хранения на складе 29
2. Методика анализа и направления совершенствования организации хранения 38
2.1 Основные показатели состояния складского хозяйства 38
2.2 Основные показатели торгово-технологического процесса на складе 41
2.3 Направления совершенствования организации хранения 43
2.3.1 АВС-анализ 43
2.3.2 Организация управления торгово-технологическим процессом на складе 497
2.3.3 Информационные технологии в логистике складирования 49
2.3.4 Автоматизированные системы управления складами 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 611
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 633

Файлы: 1 файл

ске.docx

— 81.32 Кб (Скачать файл)

Проведение приемки на всех этапах движения материального  потока от первичного источника сырья  до конечного потребителя позволяет  постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут  храниться в стеллажах или  в штабелях. Некоторые способы  укладки грузов на хранение приведены  на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Выполнение различных  операций в зоне хранения: а, б, в – механизированным способом; г – с помощью средств малой механизации

 

Следующая операция – отборка  товаров из мест храпения, может  производиться двумя основными  способами:

– отборка целого грузового  пакета;

– отборка части пакета без снятия поддона.

Эта операция может выполняться  с разной степенью механизации. На рис. 3 г изображена операция отборки  с помощью средств малой механизации, на рис. 3 а, б, в – механизированная отборка.

В высотных складах тарно-штучных  грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль  ячеек стеллажа, отбирая необходимый  товар. Такие склады называют статистическими.

Другой вариант отборки  реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесь  стеллажный подъемник автоматически  подается к ячейке с необходимым  грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет  вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.

Максимальная высота статических  складов составляет обычно 12 м. Длина  стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5.

Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 – 24 м, но может достигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м.

Для всех основных операций склада в целях четкой организации  работ рекомендуется составлять технологические карты, разрабатываемые  применительно к конкретным условиям склада.

Карты технологического процесса представляют собой документ, регламентирующий цикл операций, выполняемых на конкретном складе. Составляется карта на базе утвержденной транспортно-технологической (структурной) схемы.

Технологические карты определяют состав операций и переходов, устанавливают  порядок их выполнения, содержат технические  условия и требования, а также  данные о составе оборудования и  приспособлений, необходимых в процессе выполнения предусмотренных картами  операций. Например, технологические  карты для склада предприятия  оптовой торговли должны содержать  исчерпывающую информацию по следующим  вопросам:

– каковы исходные условия  для выполнения работ;

– где выполняются работы;

– кто исполнители;

– каково содержание работ  с материальным потоком;

– каково содержание работ  с информационным потоком, то есть какая информация используется или формируется (какие документы составляются либо используются) в процессе выполнения работ;

– какие механизмы применяются  в ходе выполнении работ.

 

1.4      Грузовая  единица как элемент логистики  складирования

 

Одним из ключевых понятий  логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица – некоторое  количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица –  это тот элемент логистики, который  своими параметрами связывает технологические  процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

– размеры грузовой единицы;

– способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а  также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы  для формирования грузовой единицы  используются стандартные поддоны  размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить  на этих поддонах. Это достигается  унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется  разнообразная материально-техническая  база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади  грузовой платформы транспортного  средства, на рабочей поверхности  складского оборудования.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое  соответствие размеры материально  технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 4).

На основании базового модуля разработана единая система  унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы  заключается в том, что площадь  поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рисунке 5.

 

Рисунок 4 - Принципиальная схема  использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса

 

Способность грузовой единицы  сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

– сохранность продукта на пути движения к потребителю;

– возможность достижения высоких показателей эффективности  при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ  за счет их комплексной механизации  и автоматизации;

– максимальное использование  грузоподъемности и вместимости  подвижного состава на всех видах  транспорта;

– возможность перегрузки без переформирования;

– безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских  работ.

 

Рисунок 5 - Примеры размещения транспортной тары различного размера  на поддоне 1200х800 мм (в плане): а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения

 

На практике применяют  различные методы пакетирования  грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных  методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с  помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень сохранности  грузов.

Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования  грузов различных размеров и  формы.

Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие  затраты труда.

При использовании автоматического  и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование  в термоусадочную пленку в 3 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в  стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для  отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной  упаковки груза.

 

1.5    Организация  хранения товаров на складах

 

На товарных складах хранится большая номенклатура грузов, поэтому  правильное их размещение по камерам  и местам хранения значительно упрощает всю работу складов.

В зависимости от объема грузопотока, условий хранения, погрузки и выгрузки, складирования и транспортирования  грузов к месту потребления складское  помещение оснащается стеллажами, поддонами, весами и другими измерительными приборами, подъемно-транспортными устройствами, противопожарным инвентарем.

Важнейшим требованием, которому должно отвечать правильно организованное хранение товаров на складе, является обеспечение качественной и количественной сохранности товаров Складские  работники должны хорошо знать свойства хранимых товаров, и требования к  условиям хранения, владеть технологией  хранения. К условиям хранения относят  условия окружающей среды, то есть температуру, влажность, солнечный свет и т. п. Технология хранения включает в себя схемы размещения товаров на складе, способы их укладки и обработки.

Условия и технология хранения товаров в основном зависят от их физико-химических свойств, следовательно, могут определяться применительно  не только к отдельным товарам, но и к целым товарным группам. Совместное размещение товаров, близких по своим  физико-химическим свойствам, то есть товаров однородного режима хранения, обеспечивает правильное товарное соседство, исключающее возможность вредного воздействия товаров друг на друга  при совместном хранении.

Другим условием возможности  совместного хранения является взаимосвязанность  в ассортименте. Расположение по соседству  товаров, отпускаемых вместе, в общей  партии, позволяет сократить количество движения на складе.

Функционирование склада сопровождается затратами трудовых и технических ресурсов. Снизить  эти затраты можно путем разделения всего ассортимента на группы, требующие  большого количества перемещений, и  группы, к которым обращаются достаточно редко. Размещение названных групп  товаров в разных зонах склада позволит минимизировать количество передвижений на складе.

Как правило, часто отпускаемые  товары составляют лишь небольшую часть  ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль  так называемых «горячих» линий (рис. 6). Товары, требующиеся реже, отодвигают на «второй план» и размещают  вдоль «холодных» линий.

 

Рисунок 6 - Разделение потоков  на складе

 

Вдоль «горячих» линий  могут располагаться также крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без  тары, так как их перемещение связано  со значительными трудностями.

Выделение на складе, так  называемых «горячих» зон и сосредоточение в них наиболее востребованного  ассортимента наряду с позитивными  результатами может создать и  ряд трудностей Признак частоты  встречаемости позиции в отгрузочных  документах может входить в противоречие с признаком ассортиментной специализации. Собирая в одной зоне наиболее востребованные товары, мы размещаем  там разнородные товары, вырывая  их из своего ассортиментного окружения. Одновременно со стягиванием в данную зону разнородного ассортимента, мы стягиваем  туда разнородные типоразмеры транспортной тары. Сборный заказ такой зоны рационально уложить на одном  поддоне может оказаться гораздо  сложнее. Способы хранения можно  классифицировать по двум признакам (Рисунок  7).

 

Способы хранения

 

Способ укладки

Способ учета

 

сортовой

штабельный

стеллажный

партионный

 

Рисунок 7 - Виды способов хранения

 

Размещение товаров необходимо осуществлять с учетом выбранного способа  хранения вновь поступающих партий товаров, в частности, поступают  ли они для сортового (обезличенного) или партионного хранения.

При сортовом хранении каждый вновь поступивший товар присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта и возможно, смешивается  с ними. Товары разного сорта при  этом хранятся отдельно. Плюсом данного  метода является рациональное использование  складской площади. Минусом –  увеличение объема работы в связи  с возможной необходимостью разделения разных товаров одного сорта, поступивших  по разным ценам.

При партионном способе хранения каждая партия хранится на складе отдельно, движение товаров по наименованиям и сортам в каждой партии также отслеживается отдельно. Достоинством данного способа хранения является возможность выявления излишков и недостач сразу после реализации товара, а не после общей инвентаризации склада, что упрощает оперативное наблюдение за остатками. Недостаток – снижение эффективности использования складского объема и усложнение управления складским процессом по причине того, что остатки товаров одного и того же сорта хранятся в разных местах.

Следует контролировать оборачиваемость, своевременно выявлять неликвиды и  принимать по ним решения. Идентифицировать неликвиды можно с помощью  следующей формулы:

 

                                                                                                 (1)

 

Где γ – коэффициент  интенсивности использования запасов;

о – потребность в материале  в течение определенного периода;

Информация о работе Методика анализа и направления совершенствования организации хранения