Методика анализа и направления совершенствования организации хранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить основы организации складского хозяйства и методы ее совершенствования.
Задачи:
- изучить виды, функции складов и основные складские операции;
- рассмотреть методы учета и документальное оформление хранения;
- рассмотреть методы совершенствования складского хранения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы организации хранения 6
1.1 Назначение и виды складов 6
1.2 Функции складов 9
1.3 Краткая характеристика складских операций 10
1.4 Грузовая единица как элемент логистики складирования 14
1.5 Организация хранения товаров на складах 18
1.6 Методы учета материальных запасов на складах 24
1.7 Документальное оформление хранения на складе 29
2. Методика анализа и направления совершенствования организации хранения 38
2.1 Основные показатели состояния складского хозяйства 38
2.2 Основные показатели торгово-технологического процесса на складе 41
2.3 Направления совершенствования организации хранения 43
2.3.1 АВС-анализ 43
2.3.2 Организация управления торгово-технологическим процессом на складе 497
2.3.3 Информационные технологии в логистике складирования 49
2.3.4 Автоматизированные системы управления складами 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 611
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 633

Файлы: 1 файл

ске.docx

— 81.32 Кб (Скачать файл)

   * удобство подъездов  к складу и их состояние;

   * наличие пожарной  сигнализации и средств пожаротушения;

   * наличие регулируемого  температурного режима, вентиляции  и освещения;

   * наличие бесперебойного  электроснабжения, системы видеонаблюдения  и охранной сигнализации;

   * наличие подъездных  железнодорожных путей, площадей  для стоянки и маневрирования  автомобилей и погрузочной техники;

   * наличие необходимого  количества ворот и погрузочных  площадок, в соответствии с площадью  хранилища;

   * наличие офиса,  снабженного средствами телекоммуникации, и хозяйственных и бытовых  помещений.

Для анализа эффективности  функционирования системы складского обслуживания в комплексе применяют  такие критерии, как:

   * правильная маркетинговая  оценка удовлетворенности спроса  на складские услуги;

   * оценка уровня  сервиса при оказании складских  услуг и общего качества складской  работы;

   * стоимость материальных  ресурсов, необходимых для эффективной  работы складского хозяйства,  и издержек по управлению складским  содержимым.

В качестве количественного  критерия можно рассматривать финансовые результаты функционирования складского хозяйства, исчисляемые как разница  между доходами и расходами. При  этом нужно исходить из того, что  максимизация отдельных критериев  качества одного процесса может не совпадать с максимумом привнесенных извне локальных показателей. Максимизировать  наилучшим способом прибыль от оказания складских услуг можно с помощью  многокритериальной оптимизации.

Составим примерную схему  показателей эффективности работы складского хозяйства. К показателям, характеризующим уровень удовлетворенности  спроса потребителей на складские услуги, можно отнести:

   * отношение количества  выполненных в срок заявок  к их общему числу;

   * отношение ошибочных  и неполных поставок к общему  числу заявок;

   * количество рекламаций  и претензий на складское обслуживание;

   * величина тарифов  на складские услуги;

   * количество времени,  затрачиваемое на исполнение  заказа.

Качество работы склада можно охарактеризовать такими показателями, как:

   * грузооборот и  скорость переработки товарного  потока (пропускная способность);

   * поддержание нужного  количества складских запасов,  их наличия, соблюдение температурного  режима и правил хранения и  т.д.;

   * обеспечение максимально  эффективного использования полезного  объема/площади склада (используемых  непосредственно для хранения  материальных ценностей) к его  общему объему/площади, включая  офисные и хозяйственно-бытовые  помещения;

   * уровень оснащенности  склада разгрузочно-погрузочными  машинами и механизмами;

   * соблюдение правил  и режима хранения, исключающих  порчу, потери и хищения материальных  ценностей;

   * эффективность работы  снабженческих и комплектовочных  подразделений, включающая в себя  время на восполнение запасов  и комплектацию клиентских заказов.

К третьей группе показателей, характеризующих объем ресурсов, необходимых для работы складского хозяйства и затрат на управление материальными запасами, можно отнести:

   * параметры оборачиваемости  запасов (время и число оборотов);

   * средний уровень  наполненности склада (количество  и номенклатура складских запасов);

   * количество грузопереработочных операций за день;

   * затраты на грузопереработочные, упаковочные операции, тарирование и др.

Следует отметить, что к  затратам, влияющим на себестоимость  складских услуг, относятся расходы  по грузопереработке, хранению, внутрискладской транспортировке, упаковке и тарированию, а также иные логистические издержки.

2.2     Основные  показатели торгово-технологического  процесса на складе

 

К основным показателям торгово-технологического процесса на складе относятся следующие:

   1) (2)

Грузооборот склада (т):

Г = То/Сcр,

где То - товарооборот за период, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

(3)

Себестоимость складской  переработки (руб. на 1 т груза):

С = Рэ / Г,

где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т.

   2) (4)

Коэффициент использования  складской площади:

а = Sпол / Sобщ,

где Sпол - полезная площадь склада, кв. м;

Sобщ - общая площадь склада, кв. м.

Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.

Практика показывает, что  полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:

36% - при высоте склада 3,5 м;

48% - при высоте склада 5 м;

60% - при высоте склада 7 м.

   3) (5)

Оборот склада:

ПО = Т / txpср,

где txpср - среднее время хранения грузов на складе;

(6)

Т - период времени.

txpср = ∑t*q /∑Q.

   4) (7)

Пропускная способность  склада:

Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По,

(8)

где Е - емкость склада, т.

Е = Sпол * j,

где Sпол - полезная площадь под складирование;

j - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.

E=Vскл * σ,

где Vскл – объем складирования

σ – объемная масса (берется  из справочника)

   5) (9)

Уровень механизации складских  работ:

У = Рм / Робщ,

где Рм - количество механизированных процессов;

Робщ - общее количество технологических процессов.

   6) (10)

Оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительности оборота:

Ко = О/ Т*Qобщ,

где Q - количество продукции, отгруженной за период времени Т;

Qобщ - общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

7)      Мощность  склада – способность склада  обеспечить максимально-возможный  оборот за определенный период  времени. Мощность склада планируется  на этапе пректирования склада, он всегда стабилен и может меняться лишь при расширении, реконструкции или технического перевооружения склада.

(11)

М=Е * kоб,

где kоб – коэфицент оборачиваемости

 

2.3    Направления  совершенствования организации  хранения

 

2.3.1    АВС-анализ

 

ABC-анализ – метод, позволяющий  классифицировать и разместить  товары на складе по степени  их важности. В его основе лежит  принцип Парето в соответствии  с этим законом 20% числа элементов  какого-либо массива товаров обуславливает  80% его общей стоимости. По отношению  к ABC-анализу правило Парето  может прозвучать так: надёжный  контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

ABC-анализ – анализ товарных запасов путём деления на три категории:

   *   А – наиболее ценные (75%);

   *   В – промежуточные (20%);

   *   С – наименее ценные (5%).

По сути, ABC-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.

Алгоритм проведения ABC - анализа ассортимента

Первый шаг: Определить объект анализа ассортимента.

В качестве объекта анализа  ассортимента может выступать товарная категория, группа, подгруппа, номенклатурная единица, клиент (для оптовой торговли), дебитор, поставщик и т.п.

При проведении анализа ассортимента в целях управления ассортиментом  имеет смысл выбрать в качестве объекта анализа номенклатурную единицу (позицию ассортимента), что позволит провести детальный анализ продаж; а для анализа структуры ассортимента – товарную категорию.

Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ ассортимента.

Им может быть объем  продаж (в стоимостном или натуральном  выражении), валовой доход, средний  товарный запас (в стоимостном или  натуральном выражении), количество заказов (например, при анализе заказчиков), объем заказов и т.д.

При проведении анализа ассортимента в целях анализа ассортимента чаще всего выбирают два параметра (признака): оборот в натуральном  выражении и доход. При этом анализ проводят внутри категории для каждой категории. При проведение сквозного анализа оборот необходимо брать в стоимостном выражении. Не имеет смысла сравнивать бутылки с килограммами, а штуки – с литрами.

Проведение анализа ассортимента по двум признакам, в частности, по обороту  и доходу, позволит понять, какие  товары обладают наибольшей/наименьшей популярностью у потребителей и  какой выгодностью для торгового  предприятия.

При выборе нескольких признаков (двух и более) проводят отдельно по каждому признаку, а затем совмещают  результаты. Например, при анализе  ассортимента вначале определяют группы (АВС) по обороту, а затем – по доходности. Затем проводят совмещение и каждая позиция характеризуется  двумя литерами (например, ВС – наименование ассортимента находится в группе В по обороту и в группе С по доходности).

При анализе структуры  ассортимента в качестве признака анализа  ассортимента выбирают доходность категории. При анализе клиентов в качестве признаков выбирают объем заказов  и количество заказов.

Третий шаг: Определение  суммарного значения выбранного показателя.

Необходимо провести суммирование показателя по каждой позиции. При проведении анализа продаж (в целях управления ассортиментом) определяем суммарное  значение оборота в натуральном  выражении по каждой категории (группе) и суммарное значение валового дохода по каждой категории (группе).

При анализе структуры  ассортимента суммируем значения оборота (в стоимостном выражении) и валового дохода всех категорий.

Четвертый шаг: Определение  доли каждой позиции в общем результате.

При анализе продаж определяем долю оборота и дохода каждой позиции  в суммарном значении этих параметров каждой категории (товарной группы).

При анализе ассортимента (определении влияния категории  на общий результат) определяем долю оборота (в стоимостном выражении) и валового дохода каждой категории.

Пятый шаг: Сортировка объектов анализа ассортимента в порядке  убывания доли каждой позиции.

Проводится ранжирование позиций (анализ ассортимента, категорий, заказчиков, поставщиков, товарных запасов) по убыванию доли выбранного признака.

Так, например, при проведении анализа продаж (в целях анализа  ассортимента) проводим ранжирование внутри каждой категории по доли оборота (в натуральном выражении) таким  образом, что чем выше доля, вносимая конкретной позицией в общий оборот, тем выше эта позиция будет  располагаться в списке внутри категории. При следующей итерации, когда  проводим построение групп по доходности, положение позиции в списке будет  тем выше, чем выше доля валового дохода.

Шестой шаг: Расчет доли с  накоплением результата анализа  ассортимента.

Проводим расчет доли с  накоплением результата анализа  ассортимента. При анализе ассортимента для этого первой позиции присваивается  значение доли, определенное на четвертом  шаге, второй позиции присваивается  сумма доли этой позиции, определенной на четвертом шаге и накопленный  результат предыдущей позиции, третьей  позиции присваивается сумма  доли этой позиции, определенной на четвертом  шаге и накопленный результат  второй позиции и т.д. То есть в  общем случае накопленный результат  равен сумме доли позиции и  накопленного результата предыдущей позиции.

Для первой позиции отсутствует  предшествующая, поэтому-то ее накопленная  доля и равна самой доли.

Для последней позиции  накопленная доля должна быть равна 100%, поскольку в результате мы сложили  все доли.

Поясним, что если мы рассматриваем  анализ ассортимента внутри каждой категории, то и накопленный результат определяем внутри каждой категории, а не сквозной анализ ассортимента.

Седьмой шаг: определение  числа зон хранения и границы  групп матрицы анализа ассортимента.

Данный шаг является самым  сложно алгоритмизированным, но при  этом одним из самых важных. В  нем определяются, во-первых, число  групп разбиения, а во-вторых, границы  этих групп. Так, например, от того, в  какую группу мы отнесем ту или  иную позицию (наименование ассортимента), будет зависеть, во-первых, ее дальнейшая судьба (будет ли оставлена в ассортименте или исключена), а во-вторых, способ управления ее запасами.

Число групп разбиения  теоретически может варьироваться  от 2-х до n, где n – число исследуемых позиций. На практике часто используют разбиение на 3, реже 4 группы.

На складе обычно ассортимент  разбивается на 3 зоны: горячую, среднюю  и холодную (соответственно A, B и C).

Восьмой шаг: отнесение позиции  к выбранной группе.

Исходя из накопленной  доли и выбранных границ, относим  каждую позицию к той или иной группе матрицы анализа ассортимента.

Информация о работе Методика анализа и направления совершенствования организации хранения