Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:30, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью оптимизации материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков, так как именно логистика рассматривает их движение.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначает в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т.е. работу, которая является значимым составляющем боевого успеха.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 – 70-е гг. XX века и связано с достижениями в области коммуникационных технологий.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие логистики............................................................…………………...5
1.1 Основные задачи и функции логистики……………………………………5
1.2 Логистическое управление компанией……………………….................…6
2. Организация логистики в компании ……………………………………….10
2.1 Принципы организации в структурных подразделениях логистики……11
2.2 Структура службы логистики на предприятии, проблемы в
организации службы……………………………………………………………13
2.3 Организация службы логистики на предприятии......................................17
2.4 Организационная структура логистики на предприятии………………...19
3 Использование логистики в торговле......……………………………………30
3.1 Эффективность применения логистики в торговле…………………….....32
3.2 Работа отдела логистики в компании………………………………………33
Заключение …………………………………………………………………......48
Список литературы …………………………………………………………....50
Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу. Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).
Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, то есть не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить. Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону. Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.
Интегративные свойства так взаимосвязанной
и так организованной совокупности
операций в результате не обеспечивают
возможности оптимизации
Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.
Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рисунке 4.
Рис.4. Структура и функции органа управления сквозным материальным потоком на предприятии
Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.
Таким образом в настоящем разделе было рассмотрено организационная структура службы логистики и ее подразделений, классическая структура трехуровневой организации службы логистики на предприятии, иерархия движения информационного потока в службе логистики, пирамидальная и модульная организационная структура логистики, традиционная система управления материальными потоками на предприятиях, структура и функции органа управления сквозным материальным потоком на предприятии.
К розничной торговле относят все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования. К розничной торговле можно отнести любую организацию, которая занимается реализацией товара, являясь производителем, магазином или обыкновенным лоточником. Розничная торговля может осуществляться как через магазины, так и через торговые точки вне магазина.
Большое разнообразие магазинов позволяет покупателю выбрать оптимальный вариант, как по цене, так и по ассортименту и качеству предлагаемых товаров. Магазины могут специализироваться на определенном узком товаре и предлагать сравнительно дешевые товары, другие магазины являются фирменными и предлагают дорогую и качественную продукцию. Существующие супермаркеты и универмаги предлагают покупателям широкий ассортимент недорогой продукции. В настоящее время большое распространение получили именно крупные магазины, где можно купить практически все. Но самыми массовыми остаются небольшие магазинчики максимально приближенные к покупателю, который найдет все самое необходимое.
Благодаря использованию современных
технологий, электроники появилась
новая форма торговли – торговля
вне магазина. К торговле вне магазина
относят продажа через
Развитие розничной торговли, так же, как и оптовой, с точки зрения логистики, следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Применяются различные принципы прогнозирования спроса, отбора товара, контроль над запасами. Для повышения эффективности контроля над запасами используются сканирующие устройства, позволяющие также сократить время покупателю на оплату товаров.
Решения логистического характера должны формироваться уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов. С учетом интересов сквозных технологических процессов должны выбираться:
удобство передвижения покупателей по территории магазина;
оптимальные размеры торговых, складских,
служебных помещений и
ширина дверных проемов;
высота и площадь разгрузочных рамп;
современная планировка торговых залов.
Гармонично вписываться в сквозную товаропроводящую систему должен и комплекс оборудования магазина, соответствующий его уровню.
Все компоненты производственных сил магазина: помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и обращающаяся тара, должны быть увязаны в единую систему, которая в свою очередь должна быть ввязана в общую систему товародвижения.
Использование логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной, согласованной стратегической схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения и направленность запросов потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны торгового предприятия. Основными элементами стратегической схемы являются изучение торговой зоны и прочие логистические исследования. В рамках логистики необходимо проводить анализ покупателей в магазине, отслеживать мониторинг спроса и конкуренции.
Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Логистика координирует деятельность всего предприятия в целом.
3.2 Работа отдела логистики в компании
Отдел логистики компании является одним из ключевых отделов магазина, эффективная работа которого позволяет обеспечить бесперебойное снабжение всем необходимым - от товаров, продаваемых в магазине, до материалов, необходимых для изготовления торговых стеллажей, подиумов и стоек информации в разных торговых зонах магазина. Деятельность сотрудников отдела призвана упорядочить и систематизировать работу других отделов магазина компании с целью повышения индекса эффективности продаж. По своей структуре отдел логистики разделяется на три группы, каждая из которых имеет собственного начальника-лидера.
│Начальник отдела│
└┬──────┬───────┬┘
┌──────────────────┘ │ └──────────────────┐
┌─────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌──────────┴──────────┐
│ Группа разгрузки │ │ Группа учета │ │ Группа заполнения │
│ и приема товара │ │ движения товара │ │ торговых мест │
│ (20 чел.) │ │ (10 чел.) (30 чел.)
Рис. 5. Структура отдела логистики
Рассмотрим порядок документирования процедур приема и отправления товаров в магазине компании.
Получение товаров. Данная процедура является одной из типовых процедур, призванной оптимизировать движение товарных потоков внутри компании, а также поддерживать необходимый уровень запаса того или иного товара на складе и в торговом зале. Выполнение данной процедуры, как правило, детально расписано в локальных нормативных документах. Правила работы группы приема товаров разрабатываются лидером группы приема товаров совместно с начальником отдела логистики и детально закрепляют последовательность операций по приему товаров.
Подготовка к приему товара. Для подтверждения факта движения товаров, получаемых из распределительного центра, за несколько дней до отправки партии лидер группы приема товаров обязан получить письменное подтверждение отправления товара с четким указанием дня прибытия в магазин. Затем полученная информация проверяется по информационно-транспортной системе, по которой уточняется дата и приблизительное время прибытия машины с товаром.
Если товар будет
получен непосредственно от поставщика
(производителя), подтверждение факта
отправления товаров
При прибытии грузовой автофуры с товаром сотрудник группы приема обязан зарегистрировать ее в журнале регистрации прибывших/отбывших автофур. Данный бланк имеет табличную структуру и содержит сведения по дате прибытия и окончания разгрузки, статусу и номеру грузовой автофуры (рис 6).
Дата |
Наименование |
Номер машины |
Статус |
Дата и время |
Рабочая |
Рис. 6. Бланк приема автофуры
Получение документов на товар. После проведения подготовки к разгрузке при прибытии автофуры сотрудник группы приема получает от водителя следующие документы: 3 экземпляра товарно-транспортной накладной и внутренний лист загрузки товаров. Данные документы на время проведения процедур разгрузки товаров убираются в лоток с надписью "Неразгруженные машины".
Товарно-транспортная накладная
состоит из 2 разделов: товарного
и транспортного, правильность заполнения
которых можно сверить с
Внутренний лист загрузки товаров - документ, содержащий ключевые сведения по товарам, поставляемым в магазин, в том числе:
- наименование места загрузки товаров;
- наименование магазина-
- номера и наименования товаров;
- номера и наименования вспомогательных материалов, используемых при доставке товаров.
Затем через специальное окно информационной системы магазина сведения о товарах переводятся в режим свободного доступа для сотрудников всех торговых зон отдела продаж для заказа на заполнение мест в торговом зале. После получения заказов всех зон торгового зала на машину распечатываются специальные этикетки, получившие условно название "лейбаки". Данные документы информируют о последующих зонах размещения товара в магазине.
Информация о работе Необходимость оптимизации материальных потоков