Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:46, статья
Международные автомобильные перевозки внешнеторговых грузов являются одним из наиболее стабильно развивающихся секторов рынка транспортных услуг в Российской Федерации. В настоящее время эти перевозки осуществляются более чем с 60 странами мира.
Основными торговыми партнерами России являются: Финляндия – около 23% общего объема внешнеторгового грузопотока, Беларусь – 14,4%, Украина – 7%, Литва – 6,7%, Германия – 6,3%, Польша 6,1%, Китай – 5%.
Емкость российского рынка международных автомобильных перевозок грузов оценивается экспертами около 4,0 млрд. долларов США, что обуславливает высокую конкуренцию на этом рынке со стороны иностранных перевозчиков. Суммарный доход российских перевозчиков на указанном рынке оценивается в 1,5 млрд. долларов США. Около $1 млрд. приходится на автотранспортные предприятия.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения перевозок подсчитываются отдельно по каждому маршруту. Это в основном заработная плата за дополнительные перевозки, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему перевозок.
Исходя из этих предпосылок, проведем анализ рентабельности по отдельным маршрутам одного из автотранспортных предприятий международных перевозок грузов.
В 2010–2011 годах предприятие занималось только международными грузовыми перевозками, в основном в Финляндию. Для этого предприятие имеет в собственности следующий подвижной состав: 16 тягачей марок Рено, Ивеко и Мерседес и 17 полуприцепов, выпущенных в 2003–2007 годах.
Общая характеристика использования подвижного состава представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Производственная программа АТП
№ п/п |
Показатели |
Единица измерения |
Котка – Гусь Хрустальный |
Тверь-Вильнюс |
Тверь-Хельсинки |
1 |
Среднесписочное количество подвижного состава |
шт. |
6 |
5 |
5 |
2 |
Коэффициент выпуска автомобиль-ного парка |
0,65 |
0,65 |
0,65 | |
3 |
Автомобили-дни в хозяйстве |
тыс. |
2,190 |
1,825 |
1,825 |
4 |
Автомобили-дни в работе |
тыс. |
1,424 |
1,186 |
1,186 |
5 |
Время нахождения автомобиля в наряде в сутки |
ч |
25 |
14 |
18 |
6 |
Автомобили-часы в работе |
тыс. |
35,600 |
16,604 |
21,348 |
7 |
Номинальная грузоподъем-ность списочного автомо-биля (автопоезда) |
т |
21 |
21 |
21 |
8 |
Среднее расстояние пере-возки груза |
км |
1203 |
823 |
911 |
9 |
Среднесуточный пробег |
км |
1238 |
740 |
955 |
10 |
Общий пробег всех автомобилей |
км |
1762912 |
877640 |
1132630 |
11 |
Коэффициент исполь-зования пробега |
0,7 |
0,7 |
0,7 | |
12 |
Коэффициент использо-вания грузоподъемности |
0,83 |
0,83 |
0,83 | |
13 |
Общий пробег всех автомобилей с грузом |
км |
1234038 |
614348 |
792841 |
14 |
Общий грузооборот |
ткм |
21509282 |
10708086 |
13819219 |
15 |
Общий объем перевозок |
т |
17879,70 |
13011,04 |
15169,29 |
Далее рассмотрим динамику перевозок грузов по международным маршрутам (табл.1.2).
Таблица 1.2.
Динамика объемов перевозок грузов по маршрутам за 2010–2011 годы
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Изменения, % | |||
2011/2010 |
||||||
Маршрут Котка – Гусь Хрустальный |
||||||
Общий объем перевозок, т |
3631,9 |
4392,4 |
20,9 |
|||
В том числе: |
||||||
лес |
2329 |
2754 |
18,2 |
|||
пиломатериалы |
1302,9 |
1638,4 |
25,8 |
|||
Объем перевозок на один рейс, т |
||||||
лес |
17 |
17 |
0 |
|||
пиломатериалы |
15,2 |
17,1 |
12,5 |
|||
Маршрут Тверь – Вильнюс |
||||||
Общий объем перевозок, т |
5394,1 |
4123,9 |
-23,5 |
|||
В том числе |
||||||
лес |
1394 |
1275 |
-8,5 |
|||
пиломатериалы |
4000,1 |
2848,9 |
-28,8 |
|||
Объем перевозок на один рейс, т |
||||||
лес |
17 |
17 |
0 |
|||
пиломатериалы |
14,4 |
15,2 |
5,6 |
|||
Маршрут Тверь – Хельсинки |
||||||
Общий объем перевозок, т |
5315,8 |
6918 |
30,1 |
|||
В том числе |
||||||
лес |
1180,8 |
1162 |
-1,6 |
|||
пиломатериалы |
4135 |
5756 |
39,2 |
|||
Объем перевозок на один рейс, т |
||||||
лес |
16,4 |
16,6 |
1,2 |
|||
пиломатериалы |
14,2 |
13,5 |
-4,9 |
|||
Общий объем перевозок всего по предприятию, т. |
14341,8 |
15434,3 |
7,6 |
|||
В том числе |
||||||
лес |
4903,8 |
5191 |
5,9 |
|||
пиломатериалы |
9438 |
10243,3 |
8,5 |
Из данных таблицы 1.2 видно, что общий объем всех перевозок в целом по предприятию имеет тенденцию к росту. Рост в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 7,6% и произошел за счет увеличения объема перевозок леса на 5,9% и увеличения объема пиломатериалов на 8,5%.
На рост общего объема перевозок повлияло изменение объема перевозок по разным маршрутам. За анализируемый период наблюдался наибольший рост объема перевозимого груза по маршруту Тверь-Хельсинки. В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем перевозок по маршруту Тверь – Хельсинки вырос на 30,1% в целом, в том числе по пиломатериалам вырос на 39,2%, а по лесу сократился на 1,6%.
По маршруту Котка – Гусь Хрустальный в 2011 году объем перевозок вырос по сравнению с 2010 годом на 20,9%, в том числе по лесу на 18,2% и по пиломатериалам на 25,8%.
По маршруту Тверь – Вильнюс в 2011 году наблюдалось снижение общего объема перевозимого груза по сравнению с 2010 годом на 23,5% в целом, в том числе по лесу на 8,5% и по пиломатериалам на 28,8%.
Также важным фактором, влияющим на доходы предприятия, явилась динамика грузооборота по международным маршрутам (табл. 1.3).
Таблица 1.3.
Динамика грузооборота по маршрутам, т-км
Наименование маршрута |
2010 год |
2011 год |
2011/2010, % |
Котка - Гусь Хрустальный |
4369116 |
5284009 |
20,94 |
Тверь – Вильнюс |
4439357 |
3394004 |
-23,55 |
Тверь – Хельсинки |
4842683 |
6302268 |
30,14 |
Итого грузооборот, ткм |
13651156 |
14980281 |
9,74 |
Из анализа данных таблицы 1.3. видно, что в целом за анализируемый период произошел рост грузооборота на 9,74%, поэтому можно сказать, что фактор объема явился важным фактором, оказывающим влияние на увеличение доходов по каждому маршруту. Исходя из размеров доходных ставок по маршрутам, можно получить динамику доходов АТП за 2010-2011 годы (табл. 1.4.).
Таблица 1.4
Динамика доходов по маршрутам, тыс. руб.
Наименование маршрута |
2010 год |
2011 год |
2011/2010, % |
Котка-Гусь Хрустальный |
71188 |
76984 |
8,14 |
Тверь – Вильнюс |
38331 |
40521 |
5,71 |
Тверь – Хельсинки |
54966 |
71653 |
30,36 |
Итого грузооборот, т-км |
164485 |
189158 |
15,00 |
По данным таблицы 1.4 видно, что в целом наблюдается рост доходов от оказания транспортных услуг. При этом доля доходов в общем объеме доходов АТП от перевозок по маршруту Котка - Гусь-Хрустальный снизилась с 43,26% в 2010 году до 40,7% в 2011 году.
Аналогично снижение доли доходов наблюдалось и на перевозках по маршруту Тверь – Вильнюс с 23,3% в 2010 году до 21,42% в 2011 году. Одновременно увеличилась доля доходов от перевозок по маршруту Тверь Хельсинки с 33,42% в 2010 году до 37.88% в 2011 году.
Для определения рентабельности работы подвижного состава на маршрутах рассмотрим динамику общих расходов автотранспортного предприятия и удельных расходов на маршрут и на 1 т-км (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Динамика общих и удельных расходов АТП
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2011/2010, % |
Общие затраты, тыс. руб. |
|||
1. Материальные затраты |
122261 |
129408 |
5,85 |
2. Затраты на оплату труда |
7426 |
7869 |
5,97 |
3. Отчисления на социальные нужды |
1931 |
2046 |
5,96 |
4. Амортизация |
893 |
893 |
0,00 |
5. Прочие расходы |
14792 |
12369 |
-16,38 |
Итого |
147303 |
155585 |
5,62 |
в том числе по маршрутам |
|||
Котка – Гусь Хрустальный |
62221 |
62872 |
1,05 |
Тверь – Вильнюс |
32907 |
37076 |
12,67 |
Тверь – Хельсинки |
52175 |
55637 |
6,64 |
Затраты на 1 т-км, руб. |
|||
1. Материальные затраты |
8,96 |
8,64 |
-3,57 |
2. Затраты на оплату труда |
0,54 |
0,53 |
-1,85 |
3. Отчисления на социальные нужды |
0,14 |
0,14 |
0,00 |
4. Амортизация |
0,07 |
0,06 |
-14,29 |
5. Прочие расходы |
1,08 |
0,83 |
-23,15 |
Итого |
10,79 |
10,39 |
-3,71 |
По данным таблицы 1.5 видно, что за анализируемый период затраты на 1 т-км снизились в 2011 году. Это означает, что предприятие стало экономнее расходовать свои ресурсы,
Интерес представляет структура затрат на выполнение международных перевозок грузов (табл. 1.6.).
Таблица 1.6.
Структура затрат на выполнение международных перевозок
Статьи затрат |
Доля затрат к итогу, % |
Оплата труда всего персонала |
22,26 |
Отчисления на социальные нужды |
5,79 |
Автомобильное топливо |
15,34 |
Эксплуатационные материалы |
1,59 |
Ремонтные материалы |
0,67 |
Запасные части |
26,51 |
Амортизация основных фондов всех видов |
2,65 |
TIR и CMR |
4,71 |
Прочие затраты |
16,04 |
Автомобильное страхование |
3,09 |
Транспортный налог |
1,35 |
Всего затрат |
100,00 |
На основе анализа доходов и расходов АТП получаем динамику общей прибыли АТП и удельной прибыли по маршрутам (табл. 1.7.).
Таблица 1.7
Динамика прибыли АТП по маршрутам
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2011/2010 |
Общая прибыль АТП, тыс. руб. |
|||
1. Котка – Гусь Хрустальный |
8967 |
14112 |
57,38 |
2. Тверь – Вильнюс |
5424 |
3445 |
-36,49 |
3. Тверь – Хельсинки |
2791 |
16016 |
473,84 |
Итого |
17182 |
33573 |
95,40 |
Удельная прибыль на 1 т-км, руб. |
|||
1. Котка – Гусь Хрустальный |
2,05 |
2,67 |
30,24 |
2. Тверь – Вильнюс |
1,22 |
1,02 |
-16,39 |
3. Тверь – Хельсинки |
0,58 |
2,54 |
337,93 |
Итого |
1,26 |
2,24 |
77,78 |
Информация о работе Оценка эффективности работы АТП международных перевозок грузов