Оценка эффективности работы АТП международных перевозок грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:46, статья

Описание работы

Международные автомобильные перевозки внешнеторговых грузов являются одним из наиболее стабильно развивающихся секторов рынка транспортных услуг в Российской Федерации. В настоящее время эти перевозки осуществляются более чем с 60 странами мира.
Основными торговыми партнерами России являются: Финляндия – около 23% общего объема внешнеторгового грузопотока, Беларусь – 14,4%, Украина – 7%, Литва – 6,7%, Германия – 6,3%, Польша 6,1%, Китай – 5%.
Емкость российского рынка международных автомобильных перевозок грузов оценивается экспертами около 4,0 млрд. долларов США, что обуславливает высокую конкуренцию на этом рынке со стороны иностранных перевозчиков. Суммарный доход российских перевозчиков на указанном рынке оценивается в 1,5 млрд. долларов США. Около $1 млрд. приходится на автотранспортные предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономика автотранспортного предприятия.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Дополнительные  затраты на освоение резервов увеличения перевозок подсчитываются отдельно по каждому маршруту. Это в основном заработная плата за дополнительные перевозки, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему перевозок.

Исходя из этих предпосылок, проведем анализ  рентабельности по отдельным маршрутам одного из автотранспортных предприятий международных перевозок грузов.

В 2010–2011 годах предприятие занималось только международными грузовыми перевозками, в основном в Финляндию. Для этого предприятие имеет в собственности следующий подвижной состав: 16 тягачей марок Рено, Ивеко и Мерседес и 17 полуприцепов, выпущенных в 2003–2007 годах.

Общая характеристика использования подвижного состава представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Производственная  программа АТП

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Котка – Гусь Хрустальный

Тверь-Вильнюс

Тверь-Хельсинки

1

Среднесписочное количество подвижного состава

шт.

6

5

5

2

Коэффициент выпуска автомобиль-ного парка

 

0,65

0,65

0,65

3

Автомобили-дни  в хозяйстве

тыс.

2,190

1,825

1,825

4

Автомобили-дни  в работе

тыс.

1,424

1,186

1,186

5

Время нахождения автомобиля в наряде в сутки

ч

25

14

18

6

Автомобили-часы в работе

тыс.

35,600

16,604

21,348

7

Номинальная грузоподъем-ность  списочного автомо-биля (автопоезда)

т

21

21

21

8

Среднее расстояние пере-возки груза

км

1203

823

911

9

Среднесуточный  пробег

км

1238

740

955

10

Общий пробег всех автомобилей

км

1762912

877640

1132630

11

Коэффициент исполь-зования пробега

 

0,7

0,7

0,7

12

Коэффициент использо-вания грузоподъемности

 

0,83

0,83

0,83

13

Общий пробег всех автомобилей с грузом

км

1234038

614348

792841

14

Общий грузооборот

ткм

21509282

10708086

13819219

15

Общий объем перевозок 

т

17879,70

13011,04

15169,29


 

Далее рассмотрим динамику перевозок грузов по международным  маршрутам (табл.1.2).

 

Таблица 1.2.

Динамика объемов перевозок грузов по маршрутам за 2010–2011 годы

Показатели

2010

год

2011

год

Изменения,

%

2011/2010

 

Маршрут Котка – Гусь Хрустальный

       

Общий объем  перевозок, т

3631,9

4392,4

20,9

 

В том числе:

       

лес

2329

2754

18,2

 

пиломатериалы

1302,9

1638,4

25,8

 

Объем перевозок на один рейс, т

       

лес

17

17

0

 

пиломатериалы

15,2

17,1

12,5

 

Маршрут Тверь – Вильнюс

       

Общий объем перевозок, т

5394,1

4123,9

-23,5

 

В том числе

       

лес

1394

1275

-8,5

 

пиломатериалы

4000,1

2848,9

-28,8

 

Объем перевозок на один рейс, т

       

лес

17

17

0

 

пиломатериалы

14,4

15,2

5,6

 

Маршрут Тверь – Хельсинки

       

Общий объем  перевозок, т

5315,8

6918

30,1

 

В том числе

       

лес

1180,8

1162

-1,6

 

пиломатериалы

4135

5756

39,2

 

Объем перевозок на один рейс, т

       

лес

16,4

16,6

1,2

 

пиломатериалы

14,2

13,5

-4,9

 

Общий объем  перевозок всего по предприятию, т.

14341,8

15434,3

7,6

 

В том числе

       

лес

4903,8

5191

5,9

 

пиломатериалы

9438

10243,3

8,5

 

 

Из данных таблицы 1.2 видно, что общий объем всех перевозок в целом по предприятию имеет тенденцию к росту. Рост в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 7,6% и произошел за счет увеличения объема перевозок леса на 5,9% и увеличения объема пиломатериалов на 8,5%.

На рост общего объема перевозок повлияло изменение  объема перевозок по разным маршрутам. За анализируемый период наблюдался наибольший рост объема перевозимого груза по маршруту Тверь-Хельсинки. В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем перевозок по маршруту Тверь – Хельсинки вырос на 30,1% в целом, в том числе по пиломатериалам вырос на 39,2%, а по лесу сократился на 1,6%.

По маршруту Котка – Гусь Хрустальный в 2011 году объем перевозок вырос по сравнению с 2010 годом на 20,9%, в том числе по лесу на 18,2% и по пиломатериалам на 25,8%.

По маршруту Тверь – Вильнюс в 2011 году наблюдалось снижение общего объема перевозимого груза по сравнению с 2010 годом на 23,5% в целом, в том числе по лесу на 8,5% и по пиломатериалам на 28,8%.

Также важным фактором, влияющим на доходы предприятия, явилась динамика грузооборота по международным маршрутам (табл. 1.3).

Таблица 1.3.

Динамика грузооборота по маршрутам, т-км

Наименование  маршрута

2010 год

2011 год

2011/2010, %

Котка - Гусь Хрустальный

4369116

5284009

20,94

Тверь – Вильнюс

4439357

3394004

-23,55

Тверь – Хельсинки

4842683

6302268

30,14

Итого грузооборот, ткм

13651156

14980281

9,74


 

Из анализа  данных таблицы 1.3. видно, что в целом за анализируемый период произошел рост грузооборота на 9,74%, поэтому можно сказать, что фактор объема явился важным фактором, оказывающим влияние на увеличение доходов по каждому маршруту. Исходя из размеров  доходных ставок по маршрутам, можно получить динамику доходов АТП за 2010-2011 годы (табл. 1.4.).

 

Таблица 1.4

Динамика  доходов по маршрутам, тыс. руб.

Наименование  маршрута

2010 год

2011 год

2011/2010, %

Котка-Гусь Хрустальный

71188

76984

8,14

Тверь – Вильнюс

38331

40521

5,71

Тверь – Хельсинки

54966

71653

30,36

Итого грузооборот, т-км

164485

189158

15,00


 

По данным таблицы 1.4 видно, что в целом наблюдается рост доходов от оказания транспортных услуг. При этом доля доходов в общем объеме доходов АТП от перевозок по маршруту Котка - Гусь-Хрустальный снизилась с 43,26% в 2010 году до 40,7%  в 2011 году.

Аналогично снижение доли доходов наблюдалось и на перевозках по маршруту Тверь – Вильнюс с 23,3% в 2010 году до 21,42% в 2011 году. Одновременно увеличилась доля доходов от перевозок  по маршруту Тверь Хельсинки с 33,42% в 2010 году до 37.88% в 2011 году.

Для определения рентабельности работы подвижного состава на маршрутах  рассмотрим динамику общих расходов автотранспортного предприятия  и удельных расходов на маршрут и  на 1 т-км (табл. 1.5).

 

Таблица 1.5

Динамика общих и удельных расходов АТП

Показатели

2010 год

2011 год

2011/2010, %

Общие затраты, тыс. руб.

     

1. Материальные  затраты

122261

129408

5,85

2. Затраты на  оплату труда

7426

7869

5,97

3. Отчисления  на социальные нужды

1931

2046

5,96

4. Амортизация

893

893

0,00

5. Прочие расходы

14792

12369

-16,38

Итого

147303

155585

5,62

в том числе  по маршрутам

     

Котка – Гусь Хрустальный

62221

62872

1,05

Тверь – Вильнюс

32907

37076

12,67

Тверь – Хельсинки

52175

55637

6,64

Затраты на 1 т-км, руб.

     

1. Материальные  затраты

8,96

8,64

-3,57

2. Затраты на  оплату труда

0,54

0,53

-1,85

3. Отчисления  на социальные нужды

0,14

0,14

0,00

4. Амортизация

0,07

0,06

-14,29

5. Прочие расходы

1,08

0,83

-23,15

Итого

10,79

10,39

-3,71


 

По данным таблицы 1.5 видно, что за анализируемый период затраты на 1 т-км снизились в 2011 году. Это означает, что предприятие стало экономнее расходовать свои ресурсы,

Интерес представляет структура затрат на выполнение международных  перевозок грузов (табл. 1.6.).

 

Таблица  1.6.

Структура затрат на выполнение международных перевозок

Статьи  затрат

Доля  затрат к итогу, %

Оплата труда всего персонала

22,26

Отчисления  на социальные нужды

5,79

Автомобильное топливо

15,34

Эксплуатационные  материалы

1,59

Ремонтные материалы

0,67

Запасные части

26,51

Амортизация основных фондов всех видов

2,65

TIR и CMR

4,71

Прочие затраты

16,04

Автомобильное страхование

3,09

Транспортный  налог

1,35

Всего затрат

100,00


 

На основе анализа  доходов и расходов АТП получаем динамику общей прибыли АТП и удельной прибыли по маршрутам (табл. 1.7.).

Таблица 1.7

Динамика  прибыли АТП по маршрутам

Наименование  показателя

2010 год

2011 год

2011/2010

Общая прибыль АТП, тыс. руб.

     

1. Котка –  Гусь Хрустальный

8967

14112

57,38

2. Тверь –  Вильнюс

5424

3445

-36,49

3. Тверь –  Хельсинки

2791

16016

473,84

Итого

17182

33573

95,40

Удельная прибыль на 1 т-км, руб.

     

1. Котка –  Гусь Хрустальный

2,05

2,67

30,24

2. Тверь –  Вильнюс

1,22

1,02

-16,39

3. Тверь –  Хельсинки

0,58

2,54

337,93

Итого

1,26

2,24

77,78

Информация о работе Оценка эффективности работы АТП международных перевозок грузов