Оценка эффективности работы АТП международных перевозок грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:46, статья

Описание работы

Международные автомобильные перевозки внешнеторговых грузов являются одним из наиболее стабильно развивающихся секторов рынка транспортных услуг в Российской Федерации. В настоящее время эти перевозки осуществляются более чем с 60 странами мира.
Основными торговыми партнерами России являются: Финляндия – около 23% общего объема внешнеторгового грузопотока, Беларусь – 14,4%, Украина – 7%, Литва – 6,7%, Германия – 6,3%, Польша 6,1%, Китай – 5%.
Емкость российского рынка международных автомобильных перевозок грузов оценивается экспертами около 4,0 млрд. долларов США, что обуславливает высокую конкуренцию на этом рынке со стороны иностранных перевозчиков. Суммарный доход российских перевозчиков на указанном рынке оценивается в 1,5 млрд. долларов США. Около $1 млрд. приходится на автотранспортные предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономика автотранспортного предприятия.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

 Таким образом, несмотря на некоторое ухудшение ситуации в 2011 году рентабельность перевозок на предприятии выросла. Основным фактором снижения прибыли от перевозок стал перерасход по отдельным статьям затрат, а также снижение дохода. Это говорит о том, что рассматриваемому предприятию необходимо тщательнее контролировать свои расходы и разрабатывать политику продвижения своих услуг, направленную на повышение доходов.

Наиболее рентабельными  маршрутами для предприятия в 2011 году являлся маршрут Тверь-Хельсинки, а в 2010 году Котка – Гусь Хрустальный. Наименее рентабельным является маршрут Тверь – Вильнюс в 2010 и 2011 году, а в 2010 году Тверь-Хельсинки. Поэтому предприятию необходимо увеличивать коэффициент выпуска автомашин на линию в первую очередь по направлению Тверь-Хельсинки и уделять наиболее пристальное внимание техническому обслуживанию автомашин именно по данному маршруту.

Таким образом, проведя такой анализ стоимости перевозок видно, что предприятие в целом не выполняет плановые задания по затратам и доходам. Это связано, прежде всего, с тем, что фактический объем перевозок за анализируемые периоды оказался меньше запланированного (нормируемых показателей). Основной причиной невыполнения плана перевозок является высокая нагрузка на водителей в условиях их невысокой штатной численности, высокий уровень нагрузки ремонтных работников. Это приводит к тому, что часто автомобильный парк предприятия используется по минимуму, что приводит к снижению доходов.

Для снижения транспортных затрат на предприятии предлагается произвести изменения по использованию автопарка предприятия.

В частности определить наименее рентабельный маршрут и наиболее рентабельный и наибольшее количество машин направить на использование  на наиболее рентабельных маршрутах.

2. Другим методом оценки работы АТП является анализ его финансового положения и эффективности деятельности, проведенный с использованием программы «Ваш финансовый аналитик», размещенной в Интернете на сайте (www.audit-it.ru). Для этого вводятся в программу данные бухгалтерской отчетности по АТП за несколько лет, подготовленные по российским стандартам. Программа "Ваш финансовый аналитик" проводит детальный финансовый анализ и формирует полный отчет по анализу финансового положения и эффективности деятельности предприятия, в том числе приводится анализ структуры имущества, оценки стоимости чистых активов. Финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, а также проводится анализ рентабельности бизнеса и расчет показателей деловой активности предприятия.

Для анализа берем тоже АТП, которые мы рассматривали с  использованием факторного анализа. Однако здесь рассматриваем период 2009 -2011 годы.

Сначала охарактеризуем имущество предприятия, его прибыли и убытки, а также основные финансовые показатели деятельности.

На основании финансовой отчетности АТП можно сделать вывод, что в целом имущество предприятия имеет тенденцию к росту с 2024 тыс. руб. в 2009 году до 9345 тыс. руб. в 2010 году и до 14468 тыс. руб. в 2011 году (табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Анализ  имущества и его источников ООО «Тир-Транс» за 2009–2011 годы

Наименование  показателя

Значение показателя, тыс. руб.

Изменения, тыс. руб.

Изменения, %

2009 год

2010 год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

1. Внеоборотные активы

1180

2717

5554

1537

2837

130,25

104,42

1.1. Основные средства

1180

2717

5554

1537

2837

130,25

104,42

2. Оборотные активы

844

6628

8914

5784

2286

685,31

34,49

2.1. Запасы

223

477

541

254

64

113,90

13,42

2.2. Дебиторская задолжен-ность

588

6133

7636

5545

1503

943,03

24,51

2.5. Денежные средства

330

180

737

-150

719

-45,45

3994,44

Итого актив

2024

9345

14468

7321

5123

361,71

54,82

3. Капитал и резервы

558

4986

6216

4428

1230

793,55

24,67

3.1. Нераспределенная  при-быль

550

4978

6208

4428

1230

805,09

24,71

4. Долгосрочные обязатель-ства

1163

500

300

-663

-200

-57,01

-40,00

5. Краткосрочные обязатель-ства

303

3859

7840

3556

3981

1173,60

103,16

5.1. Кредиторская задолженность

99

3691

7728

3592

4037

3628,28

109,37

5.2. Краткосрочные кредиты

204

168

112

-36

-56

-17,65

-33,33

Итог баланса

2024

9345

14468

7321

5123

361,71

54,82


 

Рост имущества АТП произошел за счет роста:

 - основных средств на 30,25% в 2010 году и на 4,42% в 2011 году

- стоимости оборотных активов в 7,85 раз в 2010 году и на 34,49% в 2011 году.

Оборотные активы предприятия выросли в основном за счет роста:

- дебиторской задолженности в 10,43 раза в 2010 году и на 24,51% в 2011 году,

- стоимости запасов в 2,13 раза в 2010 году и на 13,42% в 2011 году.

Рост стоимости  источников имущества произошел в основном за счет роста кредиторской задолженности в 12,74 раза в 2010 году и в 2,03 раза в 2011 году.

В целом предприятие имеет прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль отчетного периода (табл. 2.2.).

 

Таблица 2.2.

Анализ  прибылей и убытков  АТП МНП

Наименование  показателя

Значение показателя, тыс. руб.

Изменения, тыс. руб.

Изменения, %

2009 год

2010 год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

1. Выручка от реализации  транспортных услуг

145374

189158

208074

43784

18916

30,12

10,00

2. Себестоимость реализации  транспортных услуг

131697

169398

171144

37701

1746

28,63

1,03

3. Прибыль от продаж

13677

19760

36930

6083

17170

44,48

86,89

4. Прочие расходы

13248

18130

34827

4882

16697

36,85

92,10

5. Прибыль до налогообложения

429

1630

2103

1201

473

279,95

29,02

6. Налог на прибыль

103

391

505

288

114

279,61

29,16

7. Чистая прибыль

326

1239

1598

913

359

280,06

28,97


 

На предприятии  произошел рост прибыли от продаж на 44,48% в 2010 году и на 86,89% в 2011 году. Основным фактором роста прибыли предприятия стал более быстрый рост выручки от реализации по сравнению с себестоимостью реализации.

Однако рассматриваемое  предприятие имеет высокий уровень  прочих расходов, размер который увеличивается  за анализируемый период. Это связано с наличием у предприятия большого объема платежей по кредитам, имеющимися штрафными санкциями за нарушения хозяйственной дисциплины. В целом за 2010 год произошел рост чистой прибыли на 10,12%, а за 2011 год на 28,97% за счет роста прибыли до налогообложения.

Однако за период 2009–2011 годов коэффициент абсолютной ликвидности был ниже нормативного его значения (меньше 0,2). Поэтому можно сказать, что рассматриваемое предприятие по данному показателю неплатежеспособно (табл. 2.2.).

 

Таблица 2.3.

Анализ  финансовых показателей АТП 

Наименование  показателя

Значение показателя, тыс. руб.

Изменения, тыс. руб.

Изменения, %

2009 год

2010 год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

1. Денежные средства

330

180

737

-150

719

-45,45

3994,44

2. Дебиторская задолжен-ность

588

6133

7636

5545

1503

943,03

24,51

3. Оборотные активы

844

6628

8914

5784

2286

685,31

34,49

4.Краткосрочные обязательства

303

3859

7840

3556

3981

1173,60

103,16

5.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,109

0,005

0,094

-0,104

0,089

-95,72

1915,36

6.Коэффициент промежу-точной   ликвидности

2,050

1,594

1,068

-0,456

-0,526

-22,23

-33,00

7. Коэффициент текущей  ликвидности

2,785

1,718

1,137

-1,068

-0,581

-38,34

-33,80

8. Собственный капитал

558

4986

6216

4428

1230

793,55

24,67

9. Внеоборотные активы

1180

2717

5554

1537

2837

130,25

104,42

10.Собственные оборотные средства

-622

2269

662

2891

-1607

-464,79

-70,82

11.Коэффициент обеспеченности  собственными оборот-ными средствами

-0,737

0,342

0,074

1,079

-0,268

-146,45

-78,31

12. Итог баланса

2024

9345

14468

7321

5123

361,71

54,82


 

Коэффициент текущей  ликвидности снизился в 2010 и 2011 году. Однако если в 2009 году по данному показателю значение было больше норматива (больше 2), то в 2010 и 2011 годах данный показатель имел значение меньше норматива. Это означает, что по данному показателю предприятию было устойчиво лишь в 2009 году.

В 2010 и 2011 году у  предприятия появились собственные  оборотные средства. Однако в 2011 году по сравнению с 2010 году размер собственных оборотных средств АТП уменьшился. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает уровень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. В 2010 году предприятие было очень хорошо обеспечено собственными оборотными средства, так как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами превысил норматив (больше 0,1).

А в 2011 году уровень  обеспеченности собственными оборотными средствами предприятия резко снизился и АТП стало в недостаточной степени обеспечено собственными оборотными средствами.

По данным видно, что доля долгосрочного капитала в заемном капитале снижается  на протяжении анализируемого периода. Это свидетельствует о том, что  структура заемного капитала у предприятия  ухудшилась, так как доля долгосрочных обязательств снизилась, а краткосрочных обязательств возросла. Данный факт также свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости предприятия.

Таким образом, рассмотрев основные финансовые показатели предприятия можно охарактеризовать рассматриваемое предприятие как неплатежеспособное, неликвидное и финансово не устойчивое. Причем за анализируемый период наблюдается тенденция ухудшения основных финансовых показателей предприятия (табл. 2.3.).

Таблица 2.3.

Показатели  рентабельности деятельности

Наименование  показателя

Значение показателя, тыс. руб.

Изменения,

тыс. руб.

Изменения, %

2009 год

2010 год

2011 год

2010/

2009

2011/

2010

2010/

2009

2011/

2010

1.Выручка от реализа-ции транспортных услуг

145374

189158

208074

43784

18916

30,12

10,00

2.Себестоимость реализации транспортных услуг

131697

169398

171144

37701

1746

28,63

1,03

3. Прибыль от продаж

13677

19760

36930

6083

17170

44,48

86,89

5.Рентабельность продукции, %

10,39

11,66

21,58

1,28

9,91

12,32

84,99

6.Рентабельность продаж, %

9,41

10,45

17,75

1,04

7,30

11,03

69,90

Информация о работе Оценка эффективности работы АТП международных перевозок грузов