Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:42, реферат
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, по мере развития рыночных отношений постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Наиболее интенсивное развитие за рубежом логистика получила за два последних десятилетия. Именно тогда возникли современные логистические концепции и технологии, такие как «Integrated Supply Chain Management» (Интегрированное управление логистической цепью), «Lean Production» («Стройное» производство), «Time-based Logistics» (Логистика ведущего времени), «E-Logistics» (Электронная логистика) и др.
Прежде чем приступить
непосредственно к управлению сбытовыми
каналами, необходимо провести аудит
существующей системы каналов распределения
и определить, насколько используемая
стратегия распределения
Аудит системы каналов распределения включает в себя три этапа:
В предыдущем разделе нами был проведен анализ существующей распределительной системы, который показал ее несовершенство.
чем длиннее канал, тем дороже он обходится потребителю. Прибыль и расходы канала сбыта составляют до 50% цены, которую уплачивает при приобретении товара конечный потребитель.
Длинные каналы тяжелы в управлении, относительно затратны, однако зачастую иного выбора у производителя, желающего выйти на массовый рынок, может не быть, особенно если целью является завоевание массового рынка не только в своем регионе, но и по всей стране. Таким образом, выбор каналов распределения, определение их структуры и условий взаимодействия с ними - стратегическое решение, определяющее долгосрочную эффективность работы компании в целом.
Из таблицы видно, что на выбор самой стратегии распределения будут влиять два основных фактора: целевые сегменты, выбранные поставщиком, и ключевые характеристики продукта.
Стратегия распределения |
Характеристика товара |
Интенсивное распределение - компания стремится к максимальному увеличению количеству торговых точек. |
Свойственно для производителей недорогих товаров, товаров повседневного спроса и товаров импульсивных покупок. |
Эксклюзивное распределение - Распределение ограничивается до очень небольшого числа посредников с правами эксклюзива на определенную территорию. |
Характерно для товаров класса премиум, сверхсложной техники и предметов роскоши. Жесткий контроль над посредниками со стороны производителя. Высокий уровень сервиса. Ориентация на создание и сохранение безупречного имиджа торговой марки |
Селективное распределение - достижение достаточного охвата и в то же время его ограничение, что позволяет работать только с квалифицированными дилерами. |
Характерно для продаж
В2В и товаров повышенной ценности.
Компания-производитель |
Следующий важный фактор, который необходимо принимать во внимание при разработке концепции управления каналами сбыта, - это возможные типы каналов.
Тип канала |
Особенности |
Эффективность посредников |
Прямой маркетинг - продажа продукции без привлечения посредников |
||
Продажи без
привлечения торгового |
Характерно для товаров широкого потребления. |
Посредники отсутствуют. Персонала, непосредственно занимающегося продажами товара нет. Доставка осуществляется по почте или с помощью курьерских служб. |
Торговый персонал - продажи осуществляются собственным торговым персоналом компании либо торговым персоналом компании специализированной торговой компании |
Характерно для продаж В2В в своем регионе, для товаров массового потребления, но приобретаемых не часто: некоторые компьютерные программы, стройматериалы, медицинская техника. |
Как правило, сосуществует с дилерскими продажами |
Каналы распределения с участием посредников - состоит из сети независимых организаций, участвующих в процессе поставки товара или услуг конечному потребителю. |
Характерно для торговли товарами массового спроса. |
Обычно в канале участвует огромное количество компаний - торговцы, агенты и вспомогательные организации |
Конвенционные каналы - тип посреднического канала, образованный сетью независимых посредников, которые стремятся максимально увеличить собственную прибыль, не заботясь об общей прибыли канала. |
Наиболее характерны для молодого, слабо организованного российского рынка. Каждый из посредников "сам за себя", и каждый из них стремится оптимизировать политику закупок и сбыта, часто за счет компаний верхних и нижних уровней канала. Конфликты между участниками канала - повседневность. Функции участников канала дублируются. |
Посредников много, они не организованы. Их совокупная эффективность весьма низка. |
Вертикальные маркетинговые системы (ВМС) - представляют собой интегрированные сети производителей и посредников, профессиональное управление которыми направлено на достижение максимальной эффективности канала в целом. |
Чем более зрелый рынок, тем характернее для него ВМС. Деятельность участников канала согласована и интегрирована в единую систему. Конфликты редки. За счет исключения дублирования функций снижаются расходы канала в целом, а опыт и компетенции каждого из участников канала используются максимально. |
Деятельностью канала управляет один из его участников - крупный производитель, крупный оптовик или сеть розничных магазинов. |
В настоящее время развитие систем распределения движется в двух направлениях. Во-первых, это организация вертикальных маркетинговых систем (ВМС) и создание интегрированных цепочек поставок (supply chains); во-вторых, это развитие прямого маркетинга, прежде всего за счет возможностей, предоставляемых Интернетом.
Существует три типа ВМС: корпоративные, управляемые и контрактные. Основанием для классификации здесь служит степень власти управляющего участника. В корпоративной ВМС все или большинство участников канала принадлежат одному владельцу. Такая организация сбытовой системы позволяет добиться максимальной власти над каналом и соответственно наибольшей согласованности в действиях участников канала. Однако это весьма дорогое удовольствие. В последнее время такие системы стали редкостью, и не только из-за своей дороговизны. Разные участники канала должны обладать разными компетенциями, а управление сильно диверсифицированным бизнесом - очень сложное дело. Поэтому в настоящее время наиболее распространены управляемые ВМС, члены которых обладают финансовой и юридической независимостью, но действуют под контролем самого активного члена канала.
Необходимо отметить, что построение действительно управляемой ВМС (а все перечисленные выше системы являются управляемыми и за счет этого обеспечивают свою эффективность) - задача очень сложная. На построение эффективной системы распределения даже у компаний, не испытывающих трудностей с инвестициями, уходят годы. Отношение к этому вопросу отличает западные и российские компании. Западные компании вкладывают огромные силы и средства (значительно превышающие даже самые затратные рекламные бюджеты) в построение своей системы распределения. Особое внимание уделяется регламентации этой работы, подбору и обучению персонала, регулярному обмену опытом и мотивированию участников канала. Для дилеров проводятся специальные съезды, конференции, обучающие программы, программы поддержания корпоративных стандартов и корпоративной культуры. В отличие от западных коллег, российские бизнесмены практически не занимаются целенаправленно созданием сбытовой сети. Каналы распределения в российских компаниях, что называется, складываются исторически. Именно поэтому анализ таких систем показывает их эклектичность, непродуманность и, естественно, неэффективность.
У каждого из каналов есть свои преимущества и недостатки. Как же сделать выбор? Для облегчения процесса выбора можно воспользоваться матрицей следующего типа.
Показатель |
Весовой показатель значимости критерия |
Варианты каналов | ||
Ппрямой (свои торговые точки) |
конвенционный |
вертикальный | ||
Выполнение стратегических целей |
||||
Достижение целевых потребителей |
0,3 |
3 |
5 |
5 |
Экономичность |
0,2 |
1 |
2 |
4 |
Возможность подчеркнуть конкурентные преимущества продукта |
0,15 |
5 |
1 |
3 |
Возможность контроля |
||||
Возможность получить требуемую отчетность |
0,2 |
4 |
0 |
3 |
Возможность контролировать выкладку товара в рознице |
0,15 |
4 |
1 |
3 |
Сумма баллов |
1,0 |
3,16 |
2,2 |
3,8 |
Из таблицы видно, что наиболее подходящим вариантом является ВМС. Прямой канал сбыта проигрывает ей за счет своей дороговизны и не лучшими возможностями представить товар в рознице.
Выбор посредников осуществляется на основе данных маркетинга и по критериям, аналогичным критериям выбора канала:
Итак, подготовительный этап пройден, концепция разработана и выбор посредников сделан.
Как правило, управление каналами распределения осуществляет директор по продажам или коммерческий директор, поскольку эта деятельность требует целостного видения ситуации с продажами на предприятии. Процесс управления включает следующие функции: