Содержание…………………………………………………………………………
2
Введение…………………………………………………………………………….
3
1. Организация транспортного хозяйства……………………………………..
4
2. Способы транспортировки грузов……………………………………………
5
3. Планирование и организация
транспортных работ………………………. 7
4. Организация складского комплекса:
участники процесса – способы
взаимодействия, проблемы, решения…………………………………………..
9
5.Назначение складов…………………………………………………………….
15
6.Функции складов……………………………………………………………….
16
7.Организация работы склада ………………………………………………….
17
Заключение ………………………………………………………………………...
20
Введение.
Транспорт и склад рассматриваются
как две взаимодействующие системы,
т.е. как комплексы взаимосвязанных
элементов, созданные и функционирующие
для достижения каждой единой
цели. При взаимодействии транспорта
и складов проявляется важный
аспект системного функционирования
объектов, как взаимодействия их
с внешней средой.
В экономическом отношении
взаимодействие транспорта и
склада определяется достижением
минимальных логистических издержек
(на тонну груза или грузовой единицы),
связанных с доставкой и складской переработкой
груза. В этой связи необходимо учитывать
многие факторы: вид транспорта доставки,
длину маршрута, уровень механизации складских
работ , скорость и качество транспортных
услуг и многое другое.
Но особенно необходимо выделить
саму грузовую единицу, поскольку
именно она во многом определяет
уровень затрат. Если добиться
сквозной грузовой единицы между
смежными звеньями логистической
системы, то есть между поставкой транспортом
и складом, между складом и поставкой потребителю,
то логистические затраты на поставку
и грузопереработку должны сводится к
минимуму.
Взаимодействие склада с
внешней средой осуществляется
через входящие и выходящие
потоки, в первую очередь материальные,
поступающие на склад и уходящие
со склада различными видами
транспорта. При этом транспортные
грузопотоки оказывают прямое
влияние на систему складирования.
Вопросы взаимного влияния
и взаимодействия транспорта
и склада уже давно оказывались
в центре внимания специалистов,
занимающихся исследованиями транспортных
систем и проблемами взаимодействия
различных видов транспорта. Однако
за редким исключением, эти исследования
решали чисто транспортные задачи,
считая роль складских объектов
в этом взаимодействии незначительной,
а поставленные проблемы и
их решения сводились к локальному
уровню.
1. Организация
транспортного хозяйства .
Организационно-производственная
структура и техническая база
транспортного хозяйства.
Структура транспортного хозяйства
определяется главным образом
объемом грузооборота, особенностями
грузов и объемом производства.
В состав транспортного хозяйства
завода могут входить железнодорожный
транспорт с подъездными путями
и депо, колесный транспорт с
гаражами и ремонтными мастерскими,
водный транспорт с причалами, подвесные
дороги и т.д.
На крупных заводах с большим
грузооборотом, требующим применения
всех видов транспорта, организуются
специализированные цехи железнодорожного,
безрельсового (автомобильного) и водного
транспорта. Транспортное хозяйство
на таких заводах возглавляет
транспортно-технический отдел. На
средних заводах создается единый
транспортный цех, включающий несколько
участков по видам транспорта.
Для мелких заводов с небольшим
грузооборотом, но требующим применения
всех видов транспорта, создаются
объединенные транспортные хозяйства
для нескольких предприятий. Эти
хозяйства могут создаваться
при головном заводе или выделяться
в самостоятельные транспортные
хозяйства ведомственного характера.
Транспортные цехи имеют
в своем составе ряд служб
и участков. Так, железнодорожный
цех имеет службу движения (эксплуатации),
службу тяги (подвижного состава),
службу пути, службу погрузочно-разгрузочных
работ. Цехи безрельсового транспорта
обычно имеют службу эксплуатации
(организации перевозок) и техническую
службу по поддержанию подвижного
состава в исправном состоянии.
Транспортный цех (отдел) осуществляет
планирование всех перевозок
и грузовых работ, организацию
производства перевозок, оперативное
управление эксплуатацией транспорта
и его ремонт, учет работы транспортного
хозяйства.
На предприятиях используют различные
виды транспортных средств:
- по сфере обслуживания –
средства межцехового и внутрицехового
транспорта;
- в зависимости от назначения
и места действия – внешний
(железнодорожный, автомобильный) и внутренний;
- в зависимости от места перемещения
грузов – напольный (тележки, электрокары,
аккумуляторные тягачи и т.п.) и подвесной
(электротали, конвейеры, кран-балки);
- в зависимости от режима
работы – транспортные средства
непрерывного (конвейерные системы
и т.п.) и периодического действия
(автомашины, самоходные тележки
и т.п.);
- по направлениям движения – транспортные
средства для горизонтального (транспортеры,
рольганги), вертикального (лифты, элеваторы
и т.п.) и смешанного перемещения (краны,
канатные и монорельсовые дороги);
- по уровню автоматизации –
автоматические, механизированные, ручные;
- по виду перемещаемых грузов
– транспортные средства для
перемещения сыпучих, наливных и
штучных грузов.
2. Способы транспортировки
грузов.
Рассмотрим наиболее распространенные
способы транспортировки грузов
применяющихся в современной
логистике – это тарный и
бестарный способ перевозки грузов.
Тарный способ предусматривает
транспортировку грузов в специальной
таре (тазы, контейнеры, ящики и т.п.).
он обеспечивает хорошую сохранность
груза, позволяет сократить время на погрузку
и разгрузку, упрощает учет грузов в случае
использования мерной тары.
Бестарный способ применяется
для навалочных, штучных, жидких
грузов и при пневмотранспортировке.
Этот способ не трудоемок, не требует затрат
на тару и упаковку груза и может использоваться
в том случае, когда не возникает опасений
за повреждение продукции и снижение ее
качества. Бестарный способ требует больших
затрат на изготовление и монтаж транспортных
устройств, но позволяет достичь высокой
степени механизации и автоматизации
операций транспортировки.
Техническая база транспортного
хозяйства определяется видом
транспортных средств и их
техническим состоянием, приспособленностью
к конкретным условиям грузопереработки,
уровнем механизации транспортных работ.
Транспортные хозяйства предприятий располагают
железнодорожным, безрельсовым (автомобильным,
тележечным), водным, механическим видами
транспорта.
Железнодорожный транспорт (мото-
и тепловозы, вагоны, платформы, цистерны,
специальные вагоны) обладает высокой
провозной способностью и пригодностью
для перевозки различных грузов. Использование
его наиболее целесообразно для внешних
перевозок.
Безрельсовый транспорт (автомобили,
трактора, прицепы, мотороллеры) применяется
для внешних и внутренних (межцеховых,
внутрицеховых) перевозок. В качестве
транспортных средств безрельсового транспорта
применяются автомобили (в том числе тягачи
с прицепами), авто- и электрокары, автопогрузчики.
Автомобильный транспорт самый распространенный,
однако его целесообразнее использовать
для внешних перевозок в целях большей
загрузки и использования скорости. Остальной
транспорт данного вида под названием
напольно-тележечного широко используется
для межцеховых и внутрицеховых перевозок.
Малые габариты и маневренность тележек
позволяет осуществлять подачу грузов
на рабочие места, механизировать погрузочно-разгрузочные
работы внутри вагонов, барж и т.д.
Водный транспорт (буксиры, катера,
баржи) используется для перевозки
главным образом топлива, формовочных,
строительных материалов.
Механический транспорт используется
для внутрицеховых, межоперационных
перевозок, иногда межцеховых. В
качестве средств механического
транспорта применяются мостовые
краны, монорельсовые пути, подвесные
пути, лифты, подъемники, конвейеры
и т.д. Наиболее перспективным и экономичным
видом транспорта являются подвесные
толкающие конвейеры с автоматическим
адресованием грузов. В сочетании с пакетированием
и контейнеризацией грузов такие конвейеры
сводят до минимума количество перегрузок.
Кроме транспортных средств
заводы располагают большой номенклатурой
погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных
механизмов (механические лопаты, полиспасты,
тали, домкраты, лебедки и т.п.). Эти
простейшие устройства механизируют
самые трудоемкие транспортные
работы, обычно выполняемые грузчиками.
3. Планирование
и организация транспортных работ.
Планирование работы транспортного
хозяйства заключается в составлении
годового (квартального) плана производственно-хозяйственной
деятельности с разбивкой основных
показателей по месяцам. Этот
план предусматривает расчет
производственной программы (план
перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных
работ, количества транспортных
средств и механизмов, численности
рабочих, фонда заработной платы,
сметы затрат и других показателей
работы транспортного хозяйства.
План перевозок составляется
на основе структуры грузооборота
и грузопотоков в тоннах по
цехам-отправителям, роду грузов
и виду транспортных средств.
При планировании внешнего грузооборота
в основу расчетов берутся
планы материально-технического
снабжения и сбыта и отчетные
данные о вывозе отходов. Внешние
перевозки планируются предприятиями
совместно с железными дорогами
и автотранспортными хозяйствами.
Внутренний грузооборот определяется
по объему межцеховых перевозок.
В основу расчетов кладутся
планы производства цехов и
планы завоза в цехи материалов,
полуфабрикатов, топлива и т.д., а
также вывоза готовой продукции
и отходов.
Составление обоснованного
плана перевозок обеспечивает
наиболее рациональное распределение
и использование транспортных
средств в строгом соответствии с потребностями
производства.
Для осуществления оперативно-календарного
планирования и регулирования
перевозок составляются рабочие
планы на более короткие периоды
(месяц, сутки, смену).
Организация транспортных работ
включает организацию внешних
и внутризаводских перевозок
грузов. Внешние перевозки (завоз
материальных ресурсов и вывоз
готовой продукции) осуществляются
железнодорожным, автомобильным и
водным транспортом и регулируются
положениями соответствующих ведомств.
Работа транспорта на внутризаводских
перевозках определяется типом
производства. В условиях массового
производства межцеховой транспорт
работает по графику, т.е. за каждой
транспортной единицей закрепляется
определенный маршрут и устанавливается
для нее расписание движения.
Это так называемые маршрутные
системы перевозки, они бывают
маятниковыми и кольцевыми.
Маятниковыми называются маршруты,
при которых движение транспортных
средств между двумя постоянными
пунктами или из одного в
несколько пунктов (лучевая система)
многократно повторяются. Они могут
быть односторонними, когда транспорт
в одну сторону идет загруженным,
а обратно – порожняком, двухсторонними
– транспорт загружен в обоих
направлениях, смешанными – при
движении с грузом или без
груза в обоих направлениях. Односторонняя
маятниковая система неэкономична,
так как включает обратный
холостой пробег.
Кольцевая система предусматривает
последовательно осуществляемую
регулярную связь между рядом
пунктов. Она бывает развозочной
(с одного пункта груз развозится по ряду
цехов), сборочной – из разных цехов груз
собирается и перевозится в одно место,
смешанной.
В серийном производстве
работа транспорта организуется
по сменно-суточным планам, составляемым
на основе заранее поданных заявок клиентуры
в пределах укрупненного месячного плана
перевозок. Сменно-суточные планы составляются
по видам транспорта с закреплением за
определенными грузопотоками и указанием
вида, количества, места и срока доставки
груза. В единичном и мелкосерийном производстве
отсутствуют постоянные грузопотоки и
работа транспорта организуется по разовым
заявкам.
Внутрицеховые перевозки также
определяются типом производства.
В единичном и мелкосерийном
производстве транспортировка между
технологическими участками осуществляется
общецеховым транспортом через
межоперационную кладовую. На предметных
участках транспорт закрепляется
для межоперационной транспортировки.
В массовом и крупносерийном
производстве внутрицеховые перевозки
осуществляются транспортом, закрепленным
за участками-поставщиками, а межоперационная
транспортировка выполняется конвейерами
различных видов.