Особенности организации таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года[1]. Этот правовой акт вызвал повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем учтены направления таможенной политики в условиях расширяющегося процесса интеграции России в мировую экономическую систему

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров 4
и транспортных средств 4
1.1. Общие положения таможенного оформления 4
1.2 Основные направления организации таможенного оформления 8
и таможенного контроля 8
Глава 2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара, перевозимого морским и водным транспортом 11
2.1. Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров на морском и водном транспорте при прибытии судна на таможенную территорию 11
2.2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территории 21
Глава 3. Анализ организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом 25
3.1. Проблемы таможенного регулирования при перемещении товаров морским и водным транспортом 25
3.2. Перспективы совершенствования таможенного оформления таможенного контроля товаров, перемещаемые водным и морским транспортом 29

Файлы: 1 файл

тамож контроль.docx

— 68.37 Кб (Скачать файл)

Перечень документов, которые  администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен международной морской конвенцией ИМКО. Документы представляются при пересечении границы таможенным, иммиграционным, санитарным и другим службам, в части их касающейся, судами загранплавания в портах государств — участников данной Конвенции. Документы составляются на английском языке, языке флага судна и могут быть составлены на русском языке. Форма документов унифицирована и утверждена ИМКО.

Для таможенного оформления судов, судокоманд, пассажиров и товаров, перевозимых на судах загранплавания, необходимы, следующие документы:

  1. Общая (генеральная) декларация (General declaration) — основной документ, содержащий сведения о судне. В ней указывают; название судна; национальную принадлежность судна; данные о регистрации; данные о тоннаже; фамилию капитана судна; фамилию и адрес судового агента в порту; краткое описание товаров; количество пассажиров; краткие сведения о рейсе; дату и час прихода (отхода); порт прибытия (убытия); место стоянки судна во время пребывания в порту. Общая декларация, как и все основные документы, скрепляется судовой печатью и подписывается капитаном судна или лицом его заменяющим.
  2. Грузовая декларация (Cargo declaration) — основной документ, содержащий сведения о товарах, не включенных в декларацию о судовых припасах и в индивидуальные декларации членов экипажа. Содержание грузовой декларации включает: название и национальную принадлежность судна; фамилию капитана; название порта отправления; порт составления декларации; маркировку, количество мест и упаковку, описание товаров; номера коносаментов на товары, подлежащие выгрузке в порту; порты выгрузки товаров, остающихся на борту судна; наименование портов, в которых были погружены товары (по каждому коносаменту).
  3. Декларация о судовых припасах. Этот документ содержит сведения о: продовольственных товарах, имеющихся на судне и предназначенных для его обеспечения; товарах, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажа; топливе; смазочных маслах; воде; предметах материально-технического снабжения для нужд судна. Отдельной графой выделяются: количество и наименование табачных и алкогольных изделий на борту судна; количество и наименование табачных и алкогольных изделий, необходимых для обеспечения потребностей членов экипажа во время стоянки в порту.
  4. Судовая роль (Crew list) — список экипажа. Судовая роль содержит сведения о каждом члене экипажа судна — название и национальная принадлежность судна; фамилия, имя, национальность; звание и должность, дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность; порт и дата прибытия; порт отправления. Документ подписывается капитаном, судовым агентом или лицом, уполномоченным капитаном.
  5. Список пассажиров (Passanger list) — это основной документ, содержащий сведения о пассажирах, находящихся на борту судна (сведения о названии и национальной принадлежности судна; фамилии, имени, национальности, месте рождения, дате рождения пассажира, порте посадки, порте высадки каждого; порте и дате прихода судна).
  6. Список оружия — основной документ, содержащий сведения о наличии оружия на борту судна. Он включает сведения о количестве оружия; заводском номере оружия; владельце оружия на борту судна. Список оружия должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущении сноса оружия с судна на берег. Если оружие на борту судна отсутствует, следует сделать запись об этом в графе "Примечания" Общей декларации без представления списка оружия.
  7. Список наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов — основной документ, содержащий сведения о наличии наркотиков на борту судна. Он содержит сведения о количестве медицинских препаратов и наркотиков, их наименовании. Список должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности таких наркотиков и медпрепаратов во время их нахождения в порту и недопущении их сноса на берег.
  8. Справка о наличии валюты и валютных ценностей — содержит сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе.
  9. Коносамент — один из основных документов, необходимых при таможенном контроле грузов, перевозимых морским транспортом. Коносамент — разновидность ценных (товарных) бумаг; это расписка агента транспортной фирмы (судна) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. Коносамент определяет правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Он содержит: наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; наименование перевозчика; место приема и погрузки груза; наименование отправителя; место назначения груза либо (при наличии чартера) место назначения или направления груза; наименование получателя (именной коносамент) или указания о том, что коносамент выдан по приказу отправителя, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент) или указание, что коносамент выдан на предъявителя (если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя"); наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест, количество и/или мера веса, объема; при необходимости — данные о внешнем виде, состоянии особых свойств груза; фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере либо другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; время и место выдачи коносамента; число составленных экземпляров коносамента; подпись капитана или иного представителя перевозчика.
  10. Грузовой манифест (Cargo manifest) — перечень коносаментов. Содержит все сведения о грузах, находящихся на борту судна.[7]

Данные документы имеют  силу, если они подписаны капитаном  или уполномоченным им лицом и  скреплены судовой печатью. Они  представляются сотруднику таможенного  органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для  таможенных целей.

При организации работы комиссии на борту судна старший таможенного наряда может назначать инспекторов для выполнения отдельных таможенных операций (начисления таможенных пошлин, контроля за выгрузкой грузов), о чем предупреждается администрация порта.

На конечном этапе документального  оформления и контроля на генеральной  декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного  наряда, о сделанных администрации  судна замечаниях, постановке таможенных обеспечении и отражает другую служебную  информацию.

По мере выполнения своих  обязанностей каждый из сотрудников  таможенного наряда докладывает  о результатах работы старшему наряда.

По завершении работы всеми  сотрудниками старший наряда объявляет  капитану судна или его доверенному  лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна.

Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело (все  документы оформленные по приходу) ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж.[2]

Таможенный контроль товаров, находящихся в пределах территориального моря, внутренних вод и на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, согласно порядку установленного Постановлением Правительства Российской Федерации.

 

2.2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территории

 

Процедура таможенного оформления и контроля товара, перевозимого на судне загранплавания на «отход» во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на «приход», рассмотренный выше, однако имеет свои особенности.

Перед началом таможенного  оформления судна на «отход», агент  уведомляет таможню о намерении  вывоза товаров с таможенной территории РФ. Названное уведомление выражается в предоставлении агентом следующих  документов и сведений:

-о помещении ввезенных на данном судне товаров на СВХ, выраженных в предоставлении приемного акта СВХ или иного документа, составленного в соответствии с Процедурой использования конкретного СВХ;

-о факте погрузки товаров, предполагаемых к вывозу, выраженных в предоставлении грузовых документов: манифеста (коносаментов или штурманских расписок или грузовых билетов). [3]

Для иностранных судов  уведомление дополнительно должно содержать сведения о погруженных  на борт судна в портах России: бункерном  топливе; воде; техническом снабжении; продовольствии; документах, свидетельствующих о таможенном оформлении вышеперечисленных товаров.

Сотрудник таможни, принявший  названное уведомление, производит сверку сведений, указанных в грузовых документах, со сведениями, указанными в поручениях на погрузку. При соответствии сведений, заявленных в поручении, сведениям, указанным в манифесте (коносаменте  или штурманской расписке, или  грузовом билете) сотрудник таможни  проставляет на манифесте (коносаменте  или штурманской расписке, или  грузовом билете) штамп «Выпуск разрешен»  и дату.

Таможенное оформление при  отходе судна начинается после подачи заявки на оформление. К началу таможенного  оформления товара, все грузовые, бункеровочные и другие операции должны быть закончены и у борта судна не должно быть ни каких плавсредств.[4]

По прибытии комиссии на борт судна судовая администрация  обязана представить сотруднику таможни, входящему в состав комиссии необходимые документы, после проверки которых, сотрудник таможни делает на них соответствующие отметки, в частности:

- на Генеральной декларации  запись о дате отхода, о времени  работы комиссии на отход, о  характере и количестве груза,  о количестве членов экипажа  и пассажиров, порте назначения, составе таможенного наряда, номере  причала, снятии наложенного на  приходе таможенного обеспечения;

- на грузовой декларации - штамп «Выпуск разрешен», дата, № причала.[5]

После оформления документов сотрудник таможни принимает  решение о досмотре судна, а также  снимает таможенное обеспечение, если оно было наложено на приходе. Досмотр  судна производится в вышеизложенном порядке.

Сотрудники таможни несут  ответственность как за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в  соответствии с должностными инструкциями и неправильные решения, так и  за бездействие и непринятие решений по вопросам, отнесенным к их ведению, а также за уровень и качество выполняемых ими заданий в соответствии с действующим законодательством РФ. Сотрудники таможни не несут ответственности за задержку отхода судна или начала грузовых операций после прихода судна при невыполнении всеми лицами, задействованными в настоящем разделе, установленных требований.

Снятие комиссии судна (прекращение ее работы) может производиться только в случаях неисполнения агентами, судовладельцами, экспедиторами и другими лицами, имеющими отношение к оформлению судов загранплавания, правил таможенного оформления и таможенного контроля, установленных нормативными документами ГТК России.[6]

Пограничный режим направлен  на пресечение незаконного пересечения  лицами государственной границы, этот режим обеспечивается пограничными войсками РФ. В зарубежных странах  аналогичный режим называется «иммиграционным» и обеспечивается гражданскими иммиграционными  службами.

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ утвердила порядок перемещения  товаров из морского порта в не связанный непосредственно с  морем так называемый "сухой  порт", где проходит обработка  и оформление прибывших морем  грузов.

Порядок устанавливает возможность  применения упрощенной процедуры внутреннего  таможенного транзита (ВТТ) в отношении  товаров, прибывающих в контейнерах  в морские порты РФ и перемещаемых на склады временного хранения (СВХ), расположенные  в непосредственной близости от морских  портов.

Сухой порт - терминал, расположенный  в удалении от морского пункта пропуска. Предполагается, что на территории морского пункта пропуска будут производиться  только операции по разгрузке и перегрузке товаров с судов, а сортировка, временное хранение и таможенное оформление будут осуществляться в "сухих" портах. В ФТС считают, что реализация технологии "сухого порта" будет способствовать увеличению товарооборота через морские порты РФ.

Между тем, эксперты отмечают очевидную неготовность соответствующей  инфраструктуры для осуществления 100% таможенного оформления грузов на приграничных сухопутных пунктах пропуска.

На Северо-Западном направлении  всего четыре "сухих порта". Один из них готов к приему грузов - это логистический комплекс ООО "Национальная контейнерная компания" (в равных долях ею владеют транспортная группа Fesco и First Quantum) в Шушарах, ЗАО "Логистика-терминал" привязано к контейнерному терминалу той же компании. Открыт терминал Global Ports (входит в GlobalTrans) "Логистический парк Янино", он также привязан к морским контейнерным терминалам компании, но готов к приему и хранению чужих грузов. Над созданием "сухого порта" начали работать СВХ ЗАО "Конкорд" (Осиновая роща) и ЗАО "Транссфера-Интернешнл".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом

3.1. Проблемы  таможенного регулирования при  перемещении товаров морским  и водным транспортом

Таможенное оформление и  контроль судов, включая контроль перевозимых товаров морским транспортом осуществляется в пунктах пропуска морских и речных судов, расположенных в морских и речных портах, имеющих статус международного пункта пропуска. Для оформления товаров в таких портах созданы отделы таможенного оформления, сотрудники которых осуществляют предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проводят таможенный контроль товаров на складах временного хранения (СВХ).

В сфере международных  перевозок грузов все большей  популярностью пользуется доставка товаров морским транспортом. По статистическим данным примерно половина грузов для России доставляется морем, причем значительная часть перевозок  осуществляется через прибалтийские порты.[7]

Однако, наиболее крупные  и значимые в системе международных  перевозок РФ морские порты (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и др.) в настоящее время  не имеют установленных пунктов  пропуска, хотя фактически они функционируют.

 Существует и обратная  ситуация, когда ряд морских пунктов  пропуска установлены на территориях,  не наделенных статусом морского  порта. Такое положение не соответствует  требованиям законодательства и  ставит таможенные органы в  условия вынужденного нарушения  требований Таможенного кодекса  РФ.

Проблемой, осложняющей выполнение функций таможенных органов, является несоответствие обустройства морских  портов требованиям, предъявляемым  к пунктам пропуска через границу. Это и недостаточное техническое оснащение, и дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов, и несоответствие транспортной инфраструктуры интенсивности грузопотоков, проходящих через порты.

Так же одной из значительных проблем является затоваривание  складов временного хранения в морских портах. С этим все чаще сталкиваются дальневосточные таможенники. Сегодня эта проблема коснулась почти всех международных морских портов на Дальнем Востоке, отмечает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.

Но если Магадана, Посьета, портов в бухтах Троицы и Славянка это коснулось в меньшей степени, то в таких крупных морских  портах как Владивосток, Восточный, Находка, а кроме них и в  порту Петропавловск-Камчатский, в  которых постоянно  увеличивается  количество прибывающих под обработку  судов и наращиваются объемы переработки  внешнеторговых грузов, проблемы пропускной способности ощущаются с каждым днем все острее. 

Информация о работе Особенности организации таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом