Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:54, курсовая работа
Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года[1]. Этот правовой акт вызвал повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем учтены направления таможенной политики в условиях расширяющегося процесса интеграции России в мировую экономическую систему
Введение 2
Глава 1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров 4
и транспортных средств 4
1.1. Общие положения таможенного оформления 4
1.2 Основные направления организации таможенного оформления 8
и таможенного контроля 8
Глава 2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара, перевозимого морским и водным транспортом 11
2.1. Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров на морском и водном транспорте при прибытии судна на таможенную территорию 11
2.2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территории 21
Глава 3. Анализ организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом 25
3.1. Проблемы таможенного регулирования при перемещении товаров морским и водным транспортом 25
3.2. Перспективы совершенствования таможенного оформления таможенного контроля товаров, перемещаемые водным и морским транспортом 29
Причин несколько – это и несвоевременная подача деклараций на вновь прибывший товар, и затягивание (иногда до двух недель) владельцами сроков вывоза уже оформленных в таможенном отношении товаров со складов временного хранения, и необустроенность складов временного хранения (СВХ) - маленькие площади, техническая неоснащенность и несоответствие современным стандартам. Впрочем, не обустроены и многие морские порты, более всего это касается сахалинских портов - Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский и портов Хасанского района Приморья.
Напряженную работу Владивостокской таможни обусловливает растущее из года в год количество ввозимых автомобилей. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что таможней в день оформляется несколько сотен автомобилей, а получатели их забирают из мест хранения в десятки раз меньшем количестве. Это отражается на пропускной способности и морского порта Владивосток, и складов временного хранения.
Недостаточность мест под
выгрузку товаров на складах временного
хранения, а так же убытки, которые
терпят импортеры, обусловлены тем,
что в зонах таможенного
Проблемы есть и у сахалинских таможенников. В настоящее время в регионе деятельности таможни расположены 24 морских пункта пропуска. Все пункты пропуска, кроме одного, были открыты в 50-60-е годы для решения частных, непродолжительных по времени задач и не соответствуют современным требованиям. Перемещение основной массы товаров и транспортных средств через таможенную границу России осуществляется через морские порты Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский, в которых расположены таможенные посты Сахалинской таможни.
Основные сложности, существующие
в пунктах пропуска морских портов
Сахалина, связаны с их обустройством,
поскольку в настоящее время
ни техническое оснащение, ни обустройство
морских пунктов пропуска не соответствует
требованиям постановления
В частности, необходимо провести реконструкцию или строительство современных пассажирских терминалов с комплексом технических средств (для Корсаковского и Холмского портов), построить служебные помещения для размещения таможенных, пограничных и других контролирующих органов в порт-пунктах Южно-Курильский и Александровск-Сахалинский, реконструировать пункт пропуска в порту Невельск, инфраструктура которого была полностью разрушена землетрясением в августе 2007 года и до настоящего времени не восстановлена.
Куда острее вопрос стоит о развитии судостроения в России: плавательные средства рано или поздно изнашиваются а, сама отрасль сопряжена со множеством проблем, решать которые на высококлассном уровне в России пока не научились. Речь идет о тех рисках, которые так или иначе сопровождают транспортировки по воде: соблюдение сроков доставки, гарантия сохранения грузов и т.
В загруженности морских
и речных портов не последнюю роль
играет субъективный фактор. Участники
внешнеэкономической
Все вышеперечисленные морских портов давно вышли из категории местных и вызывают серьезную озабоченность не только руководства таможен, но и Федеральной таможенной службы России, поскольку не только влияют на качество и скорость проведения таможенного оформления и таможенного контроля, но и препятствуют созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь отрицательно сказывается на темпах развития экономики дальневосточного региона в целом.
Важную роль в реализации
российских транспортных коридоров
Европа - Азия играет разветвленная
сеть внутренних водных путей России.
Наличие парка судов смешанного
"река-море" плавания, обеспечение
круглогодичной навигации на Азовском
море и Северном Каспии дает возможность
внутреннему водному транспорту
активно участвовать в
Объем товаров, перемещаемых через морские (речные) порты с каждым годом увеличивается, сегодня эта цифра составляет порядка 15% от общего товарооборота. Перспективы развития портов и перемещения товаров водным путем на сегодняшний день очевидны, а именно:обеспечение прозрачности таможенного администрирования, сокращение времени таможенного оформления в морских пунктах пропуска необходимы для обеспечения благоприятных условий развития внешнеэкономической деятельности, что особенно важно в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.
Международные перевозки
грузов морским транспортом на сегодняшний
день являются одним из наиболее прибыльных
сегментов рынка
Оформлять на таможне грузы,
перевозимые морским
Новые правила разработаны в соответствии с положениями недавно вступившего в силу Таможенного Кодекса Союза России, Белоруссии и Казахстана.
Новые правила таможенного оформления распространяются на все иностранные товары, перевозимые судами загранплавания, если эти суда следуют по регулярным маршрутам с заходом в два и более российских порта. В Федеральной таможенной службе уверяют, что процесс таможенного оформления таких грузов будет существенно упрощен.
По оценкам экспертов, применение новых правил позволит значительно сократить время, которое затрачивается на таможенное оформление грузов в морских портах. И это будет иметь серьезный экономический эффект.[9]
В России - 63 действующих морских порта, ежегодно через них проходит порядка 500 миллионов тонн грузов. Программа развития морских портов предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и модернизацию инфраструктуры портов, что позволит уже в ближайшие 4 года увеличить грузооборот примерно в 1,5 раза.
На сегодняшний день Большой порт Санкт-Петербург занимает лидирующее положение в России по перевалке сухих, контейнерных и рефрижераторных грузов и является единственным портом на Северо-Западе России, обеспечивающим контейнерный грузопоток.
При существующей инфраструктуре историческая часть порта достигла предельного объема грузооборота. Между тем, внедрение новых технологий и развитие транспортных подъездов может способствовать значительному наращиванию грузооборота.
Значительным «шагом вперед» в развитии таможенных технологий стало электронное декларирование товаров с использованием сети «Интернет». На настоящий момент эта технология является одним из наиболее перспективных направлений в развитии новых технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Так Балтийской таможней в 2010 году оформлено около 34 тыс. электронных грузовых таможенных деклараций через Интернет (ЭДТ), с начала 2011 года (по 14.06.2011) Балтийской таможней оформлено свыше 93 тыс. ЭДТ.
Для совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в морских и речных пунктах пропуска ФТС необходимо разработать эффективный механизм осуществления «сквозного» таможенного контроля в порту. [3]
В рамках этого направления предполагается создание в таможенных органах программного продукта, обеспечивающего автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и общероссийской базы данных судов, осуществляющих международные перевозки.
Это позволит облегчить осуществление таможенного контроля судов, поскольку информационный обмен между таможенными органами и соответственно возможность получения информации станут более оперативными.[31\]
Объемы перевозок грузов морским транспортом в 2008 году выросли почти на треть (27%) и составили 35,7 млн. тонн. В том числе перевозки в заграничном плавании увеличились на 34% и составили 27,3 млн.тонн, в каботажном плавании - на 8% и составили 8,5 млн.тонн. Грузооборот морского транспорта увеличился против уровня 2007 года на 21,5 % и составил 85 млрд. т-км.
Объем перевалки грузов в морских портах России вырос в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 1,1% до 454,6 млн. т, в том числе сухих грузов на 3,6% до 191,8 млн. т (в основном за счет навалочных грузов на 5,2% до 75,8 млн. т и грузов в крупнотоннажных контейнерах на 5,9% до 32,1 млн. т).
В структуре объема коммерческих перевозок грузов доля морского транспорта - 1,0% (в 2007 году - 0,8%). В структуре коммерческого грузооборота - 3,6%.
Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь - соответственно 22, 20 и 15% от общего объема перевозок грузов.
2010 год для морского транспорта был позитивным. Экспертная оценка показывает, что с учетом антикризисных мер грузооборот морских портов России в 2009 г. составил 475 млн. тонн против 515 ранее запланированных, что на 4,4% выше уровня 2008 года.
По оценке специалистов Центрального
научно-исследовательского института
морского флота мировой экономический
кризис существенно повлиял на состояние
российского водного
Танкерный рынок оказался менее затронутым происходящими неблагоприятными явлениями в экономике и глобальной торговле. То есть в целом фрахтовые ставки снизились на 10-15%. Наиболее тяжелый удар ощущают компании, которые осуществляют перевозку навалочных грузов: руды, угля, металла, зерна - там падение достигает и 70%. Это достаточно серьезное давление.
Около 60% от 20 ведущих судоходных компаний получили убытки по итогам первого полугодия 2011 года.
Объём ввоза в Россию товаров
морским и речным транспортом
в 2010 году составил порядка 20% от общего
объёма импорта товаров для
Как показали итоги 2009 года, большая часть — 70% — всех морских доставок грузов приходится на долю всех 7 крупнейших пароходств России. Более мелкие компании занимаются в основном каботажными грузоперевозками.
Основное направление морских грузоперевозок это сырьевой экспорт: 77% от общего товарооборота занимает транспортировка топливных ресурсов, металлов, леса и продукции химической промышленности. Экспорт и импорт морским путем дают России до 50% доходов от общих таможенных платежей по стране.
Однако постепенно нарастает и импорт, перемещаемый при помощи морских грузоперевозок. Растет и товарооборот с Китаем, что также оказывает несомненное влияние на рост морских грузоперевозок. Даже при наличии считающихся более доступными и простыми железнодорожного и автомобильного путей сообщения, подавляющее число компаний-импортеров отдает предпочтение именно морским грузоперевозкам.
По прогнозам, в ближайшее время ожидается неуклонный рост товарооборота с Китаем и рядом других стран, с которыми у России отсутствует автомобильное или железнодорожное сообщение, что гарантирует стойкий рост доли морских грузоперевозок в импорте страны.
Со своей стороны Федеральное агентство морского и речного транспорта делает все возможное для развития сферы морских международных грузоперевозок. Так за последние годы было организовано рекордное число морских терминалов, оснащению которых уделяется особенное внимание. Именно качество обслуживания во многих случаях становилось причиной того, что транспортники останавливали свой выбор на портах соседних государств.
Современный этап развития системы грузооборота в морских портах нашей страны требует применения высокоэффективных схем погрузки–выгрузки.