Подходы к определению понятия логистики. Этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли логистики в развитии экономики (макро- и микро - аспекты).
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть развитие логистики в мировой экономике, факторы принципы и тенденции;
- изучить основные логистические концепции, их характеристика, пре
имущества и недостатки;
- рассмотреть примеры успешного внедрения логистических принципов на предприятии: мировой опыт

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Подходы к определению понятия логистики. Этапы развития……5
Подходы к определению понятия логистики……………………………..5
Этапы развития логистики………………………………………………….6
Глава 2. Логистические системы……………………………………………….10
2.1 Понятия логистической системы…………………………………………..10
2.2 Сущность микро- и макрологистических систем………………………...11
Глава 3. Логистические системы зарубежных компаний: мировой опыт….17
Глава 4. Применение логистических подходов на предприятии Республики Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 201.13 Кб (Скачать файл)

Примечание: участие звена в интеграции отмечено знаком(+)

 

Табл.1. - Этапы интеграции звеньев товародвижения в логистическую систему.

 

 

 

 

Глава 2. Логистические системы.

2.1. Понятие логистической системы

 

Любая система  представляет собой совокупность подсистем  и элементов. Причем подсистемы в свою очередь состоят из подсистем более низкого уровня декомпозиции или элементов. Элемент – неделимая часть системы.

Следует различать  понятия состава и структуры  системы. Состав -  это простой набор подсистем и элементов системы.

Структура –  это состав системы с указанием  связи между элементами и подсистемами.

Условиями существования любой системы, в том числе и логистической, являются следующие признаки (требования):

Система –  это некоторый объект изучения, обладающий целостностью(или рассматриваемый как целое). Объект может быть материальным (реальным), мыслимым, абстрактным, а может является совокупностью материальных и абстрактных образований;

Наличие некоторых  характеристик цели, критерия качества , которые определяют существование объекта, как системы (для чего она создана);

Требование, чтобы рассматриваемая система  была частью, подсистемой некоторой большой системы, входила в некоторую другую систему;

Требование, чтобы объект, рассматриваемый как  система, разбивался на части, содержал в себе подсистемы.

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней  средой. Различают макро- и микрологистические системы.

 

 

Рис.1. - Классификация логистических систем

 

2.2. Сущность микро- и макрологистических систем

 

Микрологистические системы управления включают внутрипроизводственную логистическую сферу одного или группы предприятий, объединенных между собой на корпоративной основе.

Технологически связанные  производства, объединенные одной инфраструктурой и работающие на один экономический результат, включают в себя микрологистические функции.

Микрологистические системы имеют несколько уровней управления. Объектом управления для первого уровня является предприятие, или группа предприятий в корпоративном объединении.

Объектом управления второго  уровня – сферы деятельности предприятия.

Объектом управления для  третьего уровня выступают подразделения  предприятия, и для последнего нижнего  уровня объектом управления являются отдельные процессы, протекающие в подразделении.

 

Рис. 2.– Микрологистическая система

 

Различают внутренние, внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные  логистические системы предназначены для оптимизации управления материальными потоками в пределах технологического цикла производства товаров. В том случае, если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), соответственно, основными задачами внутрипроизводственной логистической системы будут: эффективное использование сырья и материалов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, рост оборачиваемости оборотного капитала предприятия, уменьшение длительности производственного цикла, систематический контроль и управление запасами материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции на складах фирмы—производителя и, наконец, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта.

Внешние логистические системы призваны решать задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения, протекающих вне производственного технологического цикла.

Основные задачи внешних  логистических систем: рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в производстве и распределении; оптимизация затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы, и общих затрат; сокращение длительности доставки материальных ресурсов, произведенной продукции и времени выполнения заказов потребителей; обеспечение высокого уровня качества сервисного обслуживания.

Интегрированные логистические системы. Их появление позволило реализовать концепцию бизнес—логистики. Часто внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы.

В данной системе базисные логистические функции (снабжение, производство, сбыт) осуществляются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и задач.

Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного подразделения предприятия.

Система назначение которой не состоит в извлечении прибыли или достижении каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, считается макрологистической системой.

Макрологистические системы классифицируются по нескольким признакам.

По административно-территориальному признаку логистические системы бывают следующих видов: районные, межрайонные, городские, краевые, региональные, межрегиональные республиканские и межреспубликанские.

По объектно-функциональному  признаку макрологистические системы выделены для группы предприятий одной или нескольких отраслей, межведомственные, военные, торговые и т. п.

Критерии построения микрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей создания макрологистических систем.

При построении макрологистических систем в большинстве случаев используется критерий минимума общих логистических издержек. Формирование макрологистических систем определяют политические, военные, экологические цели.

В макрологистических системах могут решаться задачи, суть которых состоит в: формировании межотраслевых материальных балансов, выборе форм и видов снабжения и сбыта продукции, направленных на конкретные группы потребителей и производителей, размещении на определенной территории складских комплексов общего пользования, выборе транспорта, организации транспортировки и т. п.

На базе межгосударственных программ макрологистические системы предполагают создание единого экономического пространства, где сведены к минимуму препятствия для движения капиталов, товаров, информации, трудовых ресурсов.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем: 
1. Макрологистические системы с прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников (а). 
2. Эшелонированная макрологистическая система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него - к потребителям через посредников (б). 
3. Макрологистическая система с гибкой связью. В таких логистических системах движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников. В течение последних десятилетий в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается (в).

 Рис.3. - Принципиальные схемы логистических систем различных видов

 

Цели создания макрологистических систем на практике не всегда совпадают с целями построения микрологистических систем. Также могут отличаться и критерии оптимизации. Такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж продукции (или прибыли), рост максимальной доли рынка, удержание позиций предприятия на рынке сбыта, максимальный размер курсовой стоимости акций, используются в основном для оптимизации деятельности фирмы. Для оптимизации макрологистических систем чаще применяются системные критерии, которые отвечают экологическим, социальным, военным, политическим и другим целям (оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков с целью улучшения экологической обстановки в регионе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Логистические системы зарубежных компаний:

мировой опыт

 

Необходимо отметить, что  зарубежные компании создали достаточно развитые логистические системы деятельности, связанные с закупками, снабжением, информацией, транспортом, то есть с управлением широкими товарными потоками. Логистические системы зарубежных компаний способствуют развитию интегральной функции коммуникационной координации всех потоковых процессов, с которыми фирма имеет дело при взаимодействии ее внутренней среды с внешней средой. Эта функция связана с общим менеджментом и маркетингом компании, объединяет их, создает общие цели.

За рубежом  логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG AB, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

Например, логистика Procter & Gamble представляет собой "классическую" логистику, подразумевая прежде всего доставку продукции из зоны производств, планирование сырья и материалов, складскую работу, перемещение объектов и т.д. Система логистики выстроена таким образом, что она однотипна во всех странах, в которых представлена компания, и преимущество P&G как раз состоит в том, что здесь имеется возможность вести стандартные процессы вне зависимости от регионального представительства компании. А переезды и поездки в другие регионы являются необходимым условием профессионального развития и карьерного продвижения. К тому же подобные командировки расширяют кругозор, помогают обрести глобальность мышления.

Важнейшим фактором, способствовавшим развитию логистического мышления, было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Одним из результатов синтеза компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США внутрипроизводственная микрологистическая система MRPI - система планирования потребности в материалах. Цели удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю, поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции, планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

Микрологистическая система KANBAN (в переводе с японского - карта) является одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок» корпорацией Toyota Motor. Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» микрологистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы Toyota ушло около 10 лет. Такой в длительный срок был связан с тем, что данная система не могла работать без соответствующего логистического окружения концепции «точно в срок». Ключевыми элементами этого окружения явились:

- рациональная организация и сбалансированность производства;

- всеобщий контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных материальных ресурсов у поставщиков;

- партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;

- повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая 
дисциплина всего персонала.

Таким образом, в  системе KANBAN сочетаются особенности системы «точно в срок», в частности, малый размер запаса и отдельные производственные-единицы. Системы чаще применяются при регулярном выпуске больших объемов продукции, но менее пригодны для дорогих или крупных изделий (расходы на их хранение на складе или доставку велики).

Первоначальные  попытки американских и европейских  конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.

Микрологистическая система KANBAN, впервые примененная корпорацией Toyota Motors 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются ресурсами в количестве и в сроки, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем.

Таким образом, в отличие  от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла.

Средством передачи информации в системе является специальная  карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается число деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - число деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующей технологической стадии. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий фирмы Toyota, так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах  продукции,  что позволяет реализовать концепцию  «точно  в срок».

Информация о работе Подходы к определению понятия логистики. Этапы развития