Представление о единой транспортной сети и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

В железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах и самолетах едут, плывут, летят по нашей огромной стране люди, едут на заводы, стройки, на целинные земли, в институты, на курорты и в туристские лагеря. Транспорт необходим и для перевозок внутри предприятий, для перемещения грузов между цехами и внутри цехов, для перевозки всякого рода колхозных и совхозных грузов. Эти работы выполняют конвейеры и краны, подъемники и подвесные дороги, внутризаводские асфальтобетонные и рельсовые пути, подземный транспорт шахт и различные трубопроводы, автомобили совхозов и колхозов. Наконец, большое значение имеет и городской транспорт.
Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций [1].
Цель работы: ознакомиться с основной характеристикой единой транспортной системы и ее составляющими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Транспорт.................................................................................................................4
Транспорт как сфера материального производства..........................................6
Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии РФ………9
Единая транспортная система………………………………………………….12
Характеристика системы……………………………………………………...12
Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы..........................................................................................………………….14
3. Структура системы……………………………………………………………....15
3.1. Железнодорожный транспорт………………………………………………...15
3.2. Водный транспорт………………………………………………………..……20
3.3. Трубопроводный транспорт……………………………………………….….24
3.4. Автомобильный транспорт……………………………………………………28
3.5. Воздушный транспорт………………………………………………………....36
4. Преимущества и недостатки различных видов транспорта…………………..40
5. Анализ современного состояния транспорта в РФ……………………………41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Реферат по ОКТ.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

 

«Общий курс транспорта»

 

на тему:

 

«Представление о единой транспортной сети и её характеристика»

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ТЛ-105

Н. О. Сальникова

Проверил:

ассистент Д. В. Целищев

 

 

 

УФА-2010

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Транспорт.................................................................................................................4
    1. Транспорт как сфера материального производства..........................................6
    2. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии РФ………9
  2. Единая транспортная система………………………………………………….12
    1. Характеристика системы……………………………………………………...12
    2. Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы..........................................................................................………………….14

3.      Структура системы……………………………………………………………....15

3.1. Железнодорожный транспорт………………………………………………...15

3.2. Водный транспорт………………………………………………………..……20

3.3. Трубопроводный транспорт……………………………………………….….24

3.4. Автомобильный транспорт……………………………………………………28

3.5. Воздушный транспорт………………………………………………………....36

4. Преимущества и недостатки  различных видов транспорта…………………..40

5. Анализ современного состояния  транспорта в РФ……………………………41

Заключение………………………………………………………………………….45

Список использованной литературы……………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Днем и ночью идут по железным дорогам нашей Родины поезда, плывут по рекам теплоходы  и баржи, бороздят морские просторы пассажирские и грузовые суда, рассекают  воздушное пространство самолеты, катят  по шоссе и проселкам автомобили. На тысячи километров проложены трубы, по которым перекачиваются нефть, бензин, керосин, идет газ. На высоких ажурных мачтах подвешены провода, по которым передается электроэнергия.

Каждый день миллионы тонн грузов доставляются по назначению: уголь -от шахт к электростанциям, железная руда - к доменным печам, металл - к машиностроительным заводам, хлопок - на текстильные фабрики, кожа - на обувные. Без транспорта промышленность не могла бы работать: в несколько дней кончились бы запасы сырья и топлива, не стало бы запасных частей для ремонта, склады переполнились бы готовой продукцией, производство остановилось.

Столь же необходим транспорт  и сельскому хозяйству. Огромное количество сельскохозяйственных грузов - зерна, картофеля, свеклы, фруктов  и т. д. - перевозится на элеваторы и базы, на сахарные, консервные заводы и другие предприятия пищевой промышленности. Мука, мясо, молоко, масло и другие продукты ежедневно доставляются в города и поселки. А на село с заводов и фабрик везут химические удобрения, сельскохозяйственные машины, строительные материалы, которые необходимы для развития сельского хозяйства, везут промышленные изделия - ткани и обувь, одежду и книги, радиоприемники и телевизоры, велосипеды и мотоциклы, игрушки и школьные тетради.

В железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах и самолетах едут, плывут, летят по нашей огромной стране люди, едут на заводы, стройки, на целинные земли, в институты, на курорты и в туристские лагеря. Транспорт необходим и для перевозок внутри предприятий, для перемещения грузов между цехами и внутри цехов, для перевозки всякого рода колхозных и совхозных грузов. Эти работы выполняют конвейеры и краны, подъемники и подвесные дороги, внутризаводские асфальтобетонные и рельсовые пути, подземный транспорт шахт и различные трубопроводы, автомобили совхозов и колхозов. Наконец, большое значение имеет и городской транспорт.

Современный транспорт  представляет собой единую (в социально-экономическом  отношении) транспортную систему, включая  мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций [1].

Цель работы: ознакомиться с основной характеристикой единой транспортной системы и ее составляющими.

  1. Транспорт

Транспорт (от лат. transporto - переношу, перемещаю, перевожу), в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит транспорт общего пользования - железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт, и не общего пользования - промышленный транспорт. Транспорт общего пользования, доставляя продукты труда в места их потребления, продолжает производственный процесс. "За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение", - писал К. Маркс. Грузовой транспорт хотя и не увеличивает количества продуктов, но, являясь продолжением производственного процесса, относится к материальному производству. К производственной сфере К. Маркс относит и пассажирский транспорт общего пользования. Этот вид транспорта непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении, как для производственных, так и личных целей. Наряду с этими видами транспорта существует транспорт личного пользования (легковые автомашины, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и т.п.).

Возникновение транспорта относится  к древнейшим временам. В Древнем  Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощёных  дорог для военных целей. С  ростом обмена развилось морское  судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Для транспортировки товаров сухопутным путём использовались рабы-носильщики, применялись вьюки, двух- или четырехколёсные повозки. На рисунке 1 изображена грузовая четырехколесная повозка. Средства транспорта, как и др. средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей.

На ранних стадиях  феодализма перевозились в основном грузы, которые не могли быть произведены  на месте, главным образом предметы роскоши. Сухопутный транспорт был  преимущественно вьючным. Транспортирование на многих крупных реках Европы (Рейн, Дунай и др.) стало монополией цехов лодочников. С ростом торговли таких городов, как Венеция, Генуя получил развитие морской транспорт.  Техника морского судоходства постепенно улучшалась, особенно с изобретением компаса, давшего возможность совершать плавание в открытом море. С конца 15 в. морские суда выходят в открытый океан. Начинается эпоха Великих географических открытий. С ростом обмена, торговли, накоплением капитала и углублением общественного разделения труда создавались благоприятные условия для выделения транспорта в самостоятельную отрасль производства. В 15 - 16 вв. всё больше судовладельцев специализируется только на перевозках. На Руси оживлённая морская торговля велась новгородцами. В 16 - 17 вв. развилось северное морское судоходство по Белому морю и Ледовитому океану, а также торговое судоходство по р. Волге и Каспийскому морю. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Во Франции, Германии, позже в Англии в 17 в. строятся улучшенные дороги.

Создание транспорта общего пользования, то есть выделение  его в особую отрасль производства, происходит в Западной Европе в эпоху  промышленного переворота (с 60-х  гг. 18 в.). Развитие крупной капиталистической промышленности требовало дешёвой перевозки большого количества грузов. В Великобритании, Франции и Германии стали строить каналы и железные дороги с конной тягой. В 1-й четверти 19 в. совершается переход к механическим транспортным средствам; появились пароходства и паровые железные дороги. К середине 19 в. сооружение железных дорог общего пользования развернулось почти во всех странах Европы и в США, что объяснялось в основном их преимуществами (большая массовость, относительная дешевизна и высокая скорость, регулярность доставки грузов) в сравнении с др. видами транспорта, например гужевым транспортом и водным. К началу 20 в. сеть железных дорог мира составляла 1114 тыс. км, судоходных рек и каналов - 318 тыс. км, грузооборот железных дорог - 753 млрд. т/км, морского и речного транспорта - 1545 млн. т/км.

Рост внешней торговли между странами вызвал быстрое развитие морского судоходства. Морской торговый флот в конце 19 в. насчитывал значительное количество паровых судов. Автотранспорт появился в конце 19 в. В 20-х гг. 20 в., обеспечивая перевозки грузов на короткие расстояния и особенно пассажирские перевозки, он стал конкурировать с железнодорожным и речным транспортом в ряде капиталистических стран. Гражданский воздушный транспорт возник в 1-й четверти 20 в. [2].

1.1. Транспорт  как сфера материального производства

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без  помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая  связана с увеличением степени  удовлетворения потребностей людей  при помощи изменения географического  положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Транспорт существенно  зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой  полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом [3].

В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещении вещественных продуктов труда и людей.

В новых условиях, когда  необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень  развития специализации производства в наиболее благоприятных для  этого географических областях стран  и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Главное в общественном производстве, рассматриваемом с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.

Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также большое значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспорт создает условия  для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной  стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры [4].

1.2. Место  и роль транспорта в социально-экономическом  развитии РФ

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Информация о работе Представление о единой транспортной сети и её характеристика