Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 16:17, реферат
В железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах и самолетах едут, плывут, летят по нашей огромной стране люди, едут на заводы, стройки, на целинные земли, в институты, на курорты и в туристские лагеря. Транспорт необходим и для перевозок внутри предприятий, для перемещения грузов между цехами и внутри цехов, для перевозки всякого рода колхозных и совхозных грузов. Эти работы выполняют конвейеры и краны, подъемники и подвесные дороги, внутризаводские асфальтобетонные и рельсовые пути, подземный транспорт шахт и различные трубопроводы, автомобили совхозов и колхозов. Наконец, большое значение имеет и городской транспорт.
Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций [1].
Цель работы: ознакомиться с основной характеристикой единой транспортной системы и ее составляющими.
Введение……………………………………………………………………………...3
Транспорт.................................................................................................................4
Транспорт как сфера материального производства..........................................6
Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии РФ………9
Единая транспортная система………………………………………………….12
Характеристика системы……………………………………………………...12
Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы..........................................................................................………………….14
3. Структура системы……………………………………………………………....15
3.1. Железнодорожный транспорт………………………………………………...15
3.2. Водный транспорт………………………………………………………..……20
3.3. Трубопроводный транспорт……………………………………………….….24
3.4. Автомобильный транспорт……………………………………………………28
3.5. Воздушный транспорт………………………………………………………....36
4. Преимущества и недостатки различных видов транспорта…………………..40
5. Анализ современного состояния транспорта в РФ……………………………41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...46
По своим техническим характеристикам, безопасности, комфортности, надежности и другим важнейшим показателям продукция российской автомобильной промышленности существенно отстает от мировых аналогов. Она во многом не соответствует международным требованиям, в частности, документам ЕЭК ООН по безопасности и экологическим параметрам. Сохранение такого положения дел создает реальные угрозы развитию транспортной системы страны и ее экономическому потенциалу.
Главные технические
недостатки российской автомобильной
техники и двигателей по сравнению
с зарубежными аналогами таковы
•повышенный расход топлива;
•несоответствие современным требованиям безопасности и экологии;
•больший собственный вес;
•меньшая надежность.
Проблемы надежности усугубляются нестабильным качеством материалов и комплектующих изделий, неразвитостью системы технического обслуживания, ремонта и обеспечения отечественной автомобильной техники запасными частями.
На развитие и размещение автомобильного транспорта влияют те же факторы, что и на всю транспортную систему России:
•капитальные вложения (на развитие, обновление транспортных систем);
•размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства (продукцию этих отраслей и перевозит автомобильный транспорт);
•развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных связей;
•размещение населённых пунктов;
•научно-технический прогресс (совершенствуются транспортные средства, уменьшается их влияние на экологию).
Несмотря на интенсивное развитие, автомобильный транспорт в России пока не может составить конкуренцию железнодорожному. Это, главным образом, связано с недостаточно высоким качеством автодорог.
3)Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России.
Для сети автодорог характерно
радиальное расположение с центрами
в крупных городах и
Все радиальные дороги Москвы пересекаются Московской кольцевой автомобильной дорогой, сооружённой в 15-20 км от центра для разгрузки города. Крупными узлами автомобильных дорог являются Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Новгород.
Большую роль в европейской части России играют автодороги Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск; Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск; Ростов-на-Дону - Армавир - Грозный; Ростов-на-Дону - Волгоград; Екатеринбург Челябинск и др.
В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль, Колымское шоссе, Чуйский тракт. На рисунке 10 изображено строительство Амуро-Якутской магистрали, начавшееся в 1925 году. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск - Владивосток.
4) Перспективы развития автотранспорта.
Автомобиль превращается в основное средство передвижения населения. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян.
В целом ряде секторов
автомобильному транспорту нет альтернативы.
Это обеспечение розничной
3.5. Воздушный транспорт
1) Общая характеристика.
Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км):
Воздушный транспорт
является универсальным видом
Основная задача этого вида транспорта - это перевозка пассажиров и срочных или скоропортящихся грузов. На рисунке 11 изображен аэропорт «Внуково» в Москве.
Использование этого вида транспорта не ограничивается только транспортными задачами: авиация широко применяется в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве, геологоразведочных и поисковых работах, в метеорологии и т.п.
Основным преимуществом воздушного транспорта является высокая скорость доставки грузов и пассажиров (в 8 раз быстрее, чем железнодорожным и в 30 раз быстрее, чем водным). Выигрыш во времени достигается за счёт спрямления трассы полётов и значительно большей скорости движения самолётов и вертолётов. В перевозках на средние и дальние расстояния воздушный транспорт практически не имеет конкурентов (особенно в пассажироперевозках).
Для России, с её огромными расстояниями, роль данного транспорта особенно велика. В районах Сибири и Дальнего Востока, где транспортная сеть практически отсутствует, авиация нередко служит единственным транспортным средством. По данным Минтранса России такие территории составляют более половины всей площади страны. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют около 80%.
2) Изменения в структуре воздушного транспорта.
В СССР существовала единственная авиакомпания - «Аэрофлот», состоящая из региональных управлений гражданской авиации.
В настоящее время в реестре эксплуатантов зарегистрировано 188 авиапредприятий, из которых 180 имеют действующий сертификат. Однако половину воздушного пассажирооборота делают всего четыре компании: «Аэрофлот - Российские авиалинии», «Сибирь», »Пулково» и «Красноярские авиалинии». В таблице 1 приведены данные по объему перевозок крупнейших авиакомпаний России по итогам 2004 года.
Таблица 1
Крупнейшие авиакомпании России по итогам 2004 г.
№ |
Авиакомпания |
Объём перевозок (млн. чел.) |
1. |
«Аэрофлот» |
6,59 |
2. |
«Сибирь» |
3,75 |
3. |
«Пулково» |
2,7 |
4. |
«Красэйр» |
1,93 |
Около 80% пассажирооборота обеспечивают 15 компаний, а если взять показатели тридцати ведущих авиакомпаний страны, то эта цифра превысит 92%. На рисунке 12 изображен график изменения объема транспортной работы от времени.
3) Настоящее время.
Не лучше обстоит дело и с подготовкой специалистов в гражданской авиации.
Анализ аварий на воздушном транспорте показывает, что 75% из них связаны с «человеческим фактором». Удивляться этому не приходиться: лучшие специалисты уходят в частные фирмы, а на их место приходит плохо обученная молодёжь. Сегодня училища выпускают пилотов с налётом около 60 часов, а надо, как минимум, 150!
В 2006 году образовательные учреждения гражданской авиации выпустили 220 пилотов, из которых только 80 - с высшим образованием, а потребности отрасли для восполнения уходящих на пенсию составляют 750 - 800 человек.
Да и учить молодых пилотов практически не на чём: тренировочные воздушные суда и тренажёры не поставлялись в учебные заведения уже много лет. Достаточно сказать, что для обучения и подготовки пилотов в настоящее время рассматривается вопрос возобновления производства самолётов Як-18Т разработки 1950-х годов!
Инструктора лётных училищ получают зарплату в десяток раз меньшую, чем пилоты авиакомпаний. Стоит ли удивляться, что они в массовом порядке уходят?
Большую часть времени самолёт проводит не в небе, а на аэродроме, где проходит подготовку к полёту. В настоящее время в России действуют более 800 аэропортов, из которых более 50 имеют статус международных. Однако сокращение внутренних перевозок пассажиров (а на начало ХХI века этим видом транспорта в стране могли пользоваться лишь 3% населения страны), привело к сокращению количества аэропортов обслуживающих внутренние перевозки, с более чем 1300 (в1992 году) до 383.
Начиная с 2000 года ситуация с авиаперевозками в России начала улучшаться.
Этому способствовали изменения, происходящие в экономике страны и внутри самой сферы воздушных перевозок.
Во-первых, финансово-экономическая стабилизация в стране и рост благосостояния её жителей (авиабилет экономного класса из Москвы в Сочи, Красноярск или Владивосток в 2004 году был в среднем вдвое дороже железнодорожного купейного билета, но давал большой выигрыш во времени).
Во-вторых, стабилизация цен на авиакеросин, резко взлетевших в начале 90-х годов.
В себестоимости авиаперевозок доля топлива всегда играла существенную роль, но если у западных перевозчиков она составляет не более 25%, то у нас - около 50%! Даже сейчас, при нынешних (не самых низких ценах на горючее), чтобы долететь из Москвы до Красноярска, надо сжечь не менее 40 тонн авиакеросина!
В-третьих, сформировалась структура собственности, управленческая структура и структура парка крупнейших авиакомпаний [14].
4. Преимущества и недостатки различных видов транспорта
В таблице 2 приведены преимущества и недостатки различных видов транспорта [15].
Таблица 2
Преимущества и недостатки различных видов транспорта
Виды транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
Железнодорожный |
Надежность и сравнительно высокая скорость доставки грузов и пассажиров, независимость от погодных условий, регулярность, массовость, универсальность |
|
Речной |
Высокая провозная способность, низкие затраты на организацию перевозок |
Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения, сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин |
Автомобильный |
Высокая проходимость и большая маневренность, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность перевозок на любые расстояния, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех зонах страны |
Относительно дорогой вид |
Морской |
Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей |
Потребность в дорогих портовых сооружениях, высокая доля расходов на начальные и конечные операции, зависимость от погодных условий |
Трубопроводный |
Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, малочисленность обслуживающего персонала, независимость от природно-климатических условий, непрерывность процесса транспортировки |
Узкоспециализированность в |
Воздушный |
Меньшая протяженность воздушных
трасс, большая беспосадочная |
Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок |
Информация о работе Представление о единой транспортной сети и её характеристика