Представление о единой транспортной сети и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

В железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах и самолетах едут, плывут, летят по нашей огромной стране люди, едут на заводы, стройки, на целинные земли, в институты, на курорты и в туристские лагеря. Транспорт необходим и для перевозок внутри предприятий, для перемещения грузов между цехами и внутри цехов, для перевозки всякого рода колхозных и совхозных грузов. Эти работы выполняют конвейеры и краны, подъемники и подвесные дороги, внутризаводские асфальтобетонные и рельсовые пути, подземный транспорт шахт и различные трубопроводы, автомобили совхозов и колхозов. Наконец, большое значение имеет и городской транспорт.
Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций [1].
Цель работы: ознакомиться с основной характеристикой единой транспортной системы и ее составляющими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Транспорт.................................................................................................................4
Транспорт как сфера материального производства..........................................6
Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии РФ………9
Единая транспортная система………………………………………………….12
Характеристика системы……………………………………………………...12
Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы..........................................................................................………………….14
3. Структура системы……………………………………………………………....15
3.1. Железнодорожный транспорт………………………………………………...15
3.2. Водный транспорт………………………………………………………..……20
3.3. Трубопроводный транспорт……………………………………………….….24
3.4. Автомобильный транспорт……………………………………………………28
3.5. Воздушный транспорт………………………………………………………....36
4. Преимущества и недостатки различных видов транспорта…………………..40
5. Анализ современного состояния транспорта в РФ……………………………41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Реферат по ОКТ.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

По своим техническим  характеристикам, безопасности, комфортности, надежности и другим важнейшим показателям продукция российской автомобильной промышленности существенно отстает от мировых аналогов. Она во многом не соответствует международным требованиям, в частности, документам ЕЭК ООН по безопасности и экологическим параметрам. Сохранение такого положения дел создает реальные угрозы развитию транспортной системы страны и ее экономическому потенциалу.

Главные технические  недостатки российской автомобильной  техники и двигателей по сравнению  с зарубежными аналогами таковы:

•повышенный расход топлива;

•несоответствие современным  требованиям безопасности и экологии;

•больший собственный  вес;

•меньшая надежность.

Проблемы надежности усугубляются нестабильным качеством  материалов и комплектующих изделий, неразвитостью системы технического обслуживания, ремонта и обеспечения отечественной автомобильной техники запасными частями.

На развитие и размещение автомобильного транспорта влияют те же факторы, что и на всю транспортную систему России:

•капитальные вложения (на развитие, обновление транспортных систем);

•размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства (продукцию этих отраслей и перевозит автомобильный транспорт);

•развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных  связей;

•размещение населённых пунктов;

•научно-технический  прогресс (совершенствуются транспортные средства, уменьшается их влияние  на экологию).

Несмотря на интенсивное  развитие, автомобильный транспорт  в России пока не может составить  конкуренцию железнодорожному. Это, главным образом, связано с недостаточно высоким качеством автодорог.

3)Основные районы  размещения и значение ведущих  автодорог России.

Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дрогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12-ти направлениям. Главные из них: Москва - Новгород - Санкт-Петербург; Москва - Смоленск - Минск; Москва - Симферополь; Москва - Нижний Новгород и другие.

Все радиальные дороги Москвы пересекаются Московской кольцевой автомобильной дорогой, сооружённой в 15-20 км от центра для разгрузки города. Крупными узлами автомобильных дорог являются Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Новгород.

Большую роль в европейской  части России играют автодороги Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск; Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск; Ростов-на-Дону - Армавир - Грозный; Ростов-на-Дону - Волгоград; Екатеринбург Челябинск и др.


В Сибири и на Дальнем Востоке  автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль, Колымское шоссе, Чуйский тракт. На рисунке 10 изображено строительство Амуро-Якутской магистрали, начавшееся в 1925 году. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск - Владивосток.

4) Перспективы развития  автотранспорта.

Автомобиль превращается в основное средство передвижения населения. Массовая автомобилизация уже оказывает  заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян.

В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это обеспечение розничной торговли, перевозки дорогостоящих и срочных грузов на малые и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса. Это именно те секторы, на развитие которых ориентирована экономическая политика России. Таким образом, эффективность развития автотранспорта во многом определит эффективность и темпы экономических реформ, а сдерживание развития автомобильного транспорта, в определенной степени, равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований [13].

 

 

 

3.5. Воздушный  транспорт

1) Общая характеристика.

Воздушный транспорт  является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся  грузы), бо́льшее значение он имеет  для пассажироперевозок. В районах  Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

В России самые протяжённые  в мире авиатрассы (800 тыс. км):

  • Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток;
  • Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан - Петропавловск-Камчатский;
  • Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск - Владивосток;

Воздушный транспорт  является универсальным видом транспорта, то есть способным перевозить различные виды грузов и пассажиров.

Основная задача этого вида транспорта - это перевозка пассажиров и срочных или скоропортящихся грузов. На рисунке 11 изображен аэропорт «Внуково» в Москве.


Использование этого вида транспорта не ограничивается только транспортными  задачами: авиация широко применяется в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве, геологоразведочных и поисковых работах, в метеорологии и т.п.

Основным преимуществом  воздушного транспорта является высокая  скорость доставки грузов и пассажиров (в 8 раз быстрее, чем железнодорожным и в 30 раз быстрее, чем водным). Выигрыш во времени достигается за счёт спрямления трассы полётов и значительно большей скорости движения самолётов и вертолётов. В перевозках на средние и дальние расстояния воздушный транспорт практически не имеет конкурентов (особенно в пассажироперевозках).

Для России, с её огромными  расстояниями, роль данного транспорта особенно велика. В районах Сибири и Дальнего Востока, где транспортная сеть практически отсутствует, авиация нередко служит единственным транспортным средством. По данным Минтранса России такие территории составляют более половины всей площади страны. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют около 80%.

2) Изменения в структуре воздушного транспорта.

В СССР существовала единственная авиакомпания - «Аэрофлот», состоящая из региональных управлений гражданской авиации.

В настоящее время  в реестре эксплуатантов зарегистрировано 188 авиапредприятий, из которых 180 имеют действующий сертификат. Однако половину воздушного пассажирооборота делают всего четыре компании: «Аэрофлот - Российские авиалинии», «Сибирь», »Пулково» и «Красноярские авиалинии». В таблице 1 приведены данные по объему перевозок крупнейших авиакомпаний России по итогам 2004 года.

Таблица 1

Крупнейшие авиакомпании России по итогам 2004 г.

Авиакомпания

Объём перевозок (млн. чел.)

1.

«Аэрофлот»

6,59

2.

 «Сибирь»

3,75

3.

«Пулково»

2,7

4.

«Красэйр»

1,93


 

Около 80% пассажирооборота обеспечивают 15 компаний, а если взять показатели тридцати ведущих авиакомпаний страны, то эта цифра превысит 92%. На рисунке 12 изображен график изменения объема транспортной работы от времени.


3) Настоящее время.

Не лучше обстоит  дело и с подготовкой специалистов в гражданской авиации.

Анализ аварий на воздушном  транспорте показывает, что 75% из них  связаны с «человеческим фактором». Удивляться этому не приходиться: лучшие специалисты уходят в частные фирмы, а на их место приходит плохо обученная молодёжь. Сегодня училища выпускают пилотов с налётом около 60 часов, а надо, как минимум, 150!

В 2006 году образовательные  учреждения гражданской авиации  выпустили 220 пилотов, из которых только 80 - с высшим образованием, а потребности отрасли для восполнения уходящих на пенсию составляют 750 - 800 человек.

Да и учить молодых  пилотов практически не на чём: тренировочные  воздушные суда и тренажёры не поставлялись в учебные заведения  уже много лет. Достаточно сказать, что для обучения и подготовки пилотов в настоящее время рассматривается вопрос возобновления производства самолётов Як-18Т разработки 1950-х годов!

Инструктора лётных училищ получают зарплату в десяток раз  меньшую, чем пилоты авиакомпаний. Стоит ли удивляться, что они в массовом порядке уходят?

Большую часть времени  самолёт проводит не в небе, а  на аэродроме, где проходит подготовку к полёту. В настоящее время  в России действуют более 800 аэропортов, из которых более 50 имеют статус международных. Однако сокращение внутренних перевозок пассажиров (а на начало ХХI века этим видом транспорта в стране могли пользоваться лишь 3% населения страны), привело к сокращению количества аэропортов обслуживающих внутренние перевозки, с более чем 1300 (в1992 году) до 383.

Начиная с 2000 года ситуация с авиаперевозками в России начала улучшаться.

Этому способствовали изменения, происходящие в экономике страны и внутри самой сферы воздушных  перевозок.

Во-первых, финансово-экономическая  стабилизация в стране и рост благосостояния её жителей (авиабилет экономного класса из Москвы в Сочи, Красноярск или Владивосток в 2004 году был в среднем вдвое дороже железнодорожного купейного билета, но давал большой выигрыш во времени).

Во-вторых, стабилизация цен на авиакеросин, резко взлетевших в начале 90-х годов.

В себестоимости авиаперевозок  доля топлива всегда играла существенную роль, но если у западных перевозчиков она составляет не более 25%, то у нас - около 50%! Даже сейчас, при нынешних (не самых низких ценах на горючее), чтобы долететь из Москвы до Красноярска, надо сжечь не менее 40 тонн авиакеросина!

В-третьих, сформировалась структура собственности, управленческая структура и структура парка  крупнейших авиакомпаний [14].

 

4. Преимущества  и недостатки различных видов транспорта

В таблице 2 приведены  преимущества и недостатки различных  видов транспорта [15].

 

Таблица 2

Преимущества и недостатки различных видов транспорта

Виды транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

Надежность и сравнительно высокая  скорость доставки грузов и пассажиров, независимость от погодных условий, регулярность, массовость, универсальность

 

Речной

Высокая провозная способность, низкие затраты на организацию перевозок

Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения, сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин

Автомобильный

Высокая проходимость и большая  маневренность,

высокая скорость доставки грузов и  пассажиров, рациональность перевозок  на любые расстояния, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех зонах страны

Относительно дорогой вид сухопутного  транспорта, более низкая по сравнению  с другими видами транспорта производительность труда

Морской

Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей

Потребность в дорогих портовых сооружениях, высокая доля расходов на начальные и конечные операции, зависимость от погодных условий

Трубопроводный

Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, малочисленность обслуживающего персонала, независимость от природно-климатических условий, непрерывность процесса транспортировки

Узкоспециализированность в транспортировке  грузов, загрязнение окружающей среды

Воздушный

Меньшая протяженность воздушных  трасс, большая беспосадочная дальность  полета, высокая скорость доставки грузов и пассажиров

Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок

Информация о работе Представление о единой транспортной сети и её характеристика