Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:34, курсовая работа
Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественные блага как экономическая категория……………….……4
1.1 Понятие общественного блага и его основные свойства…………...4
1.2 Виды и классификация общественных и социально значимых благ..9
2. Особенности спроса и предложения общественных благ………………13
2.1 Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага………………………………………………....13
2.2 Формирование предложения общественных благ………………...15
2.3 Границы предоставления общественных благ…………………….20
3. Проблемы эффективного предоставления общественных благ………21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………
Некоторые
блага исключаемы, но неконкурентны.
Например, в период неинтенсивного
движения проезд по мосту неконкурентен,
так как появление
Другим примером служит телевизионный сигнал. Как только сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной другому пользователю, составляют нуль, и поэтому благо неконкурентно. Но передача сигналов исключительна, так как скремблирование сигнала и установление кода, позволяющего дескремблирование, дает возможность компании ограничить число потребителей.
Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере пользоваться им. Океан или большой водоем неисключаемы, но рыболовство на них конкурентно, потому что, чем больше рыбы поймано одними, тем меньше ее остается другим.
Список общественных благ куда короче, чем тех, производство которых обеспечивается государством. Многие общественные блага либо конкурентны в потреблении, либо исключаемы, либо и то и другое.
Соответственно данные свойства не позволяют прояснить сущность общественных благ, раскрыть их содержательную сторону.
Более глубокий анализ общественных благ как социально-экономического явления провели Г. Гутман и О. Звягинцева, выделив ряд качественных признаков:
Таким образом, общественным благом является благо, обладающее названными выше признаками. Структурируем общественные блага следующим образом:
1.2 Виды и классификация общественных и социально значимых благ
Существующее вокруг нас множество благ можно условно разделить на две группы:
• блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей;
• природные блага (воздух, снег, вода и др.).
Первый вид благ именуется экономическими благами. Второй — «даровыми благами», поскольку их создание не требует использования оборудования, человеческого труда и т. д. В центре внимания экономической науки находятся прежде всего экономические блага.
Экономическое благо — это продукт, созданный в результате хозяйственной деятельности людей. Экономические блага обладают полезностью и ресурсоемкостью. Полезность экономических благ заключается в том, что посредством их удовлетворяются экономические потребности людей. Ресурсоемкость характеризует затраты, необходимые для создания экономических благ.
Существует множество видов классификаций экономических благ (в зависимости от использования того или иного критерия).
В соответствии с вещественным признаком экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Классификация экономических благ по вещественному признаку
Материальные блага — это блага, которые находятся в вещественной форме. Это продукты питания, одежда, оборудование, жилые постройки и т. д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время, предоставляться потребителям независимо от места и времени их создания.
Материальные
блага, исходя из срока использования,
делятся на блага длительного (срок
службы более трех лет) и кратковременного
пользования. К первым относятся
телевизоры, видеомагнитофоны, мебель
и т. п. Ко вторым — продукты питания,
некоторые виды одежды. Обеспеченность
населения потребительскими благами
длительного пользования — один
из важнейших показателей, характеризующих
уровень социально-
Нематериальные
блага характеризуются
Услуга — это действие. В отличие от материальных благ, услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран. Развитие сферы услуг — это один из важнейших признаков уровня социально-экономического развития общества, социальной ориентации экономики.
Промышленная
революция, развернувшаяся в ныне ведущих
странах в XIX веке (особенно в последней
его четверти), дальнейшее развитие
хозяйственных связей на условиях рыночных
отношений выявили острую потребность
в различного рода услугах. В первую
очередь — в услугах
Существует множество видов услуг. Условно среди них можно выделить:
- коммуникационные;
- распределительные;
- деловые;
- общественные;
- социальные.
К коммуникационным услугам относятся услуги транспорта, связи. Они способствуют передвижению грузов, людей в пространстве, а также передаче и приему информации.
Распределительные
услуги (торговля, материально-техническое
снабжение и сбыт, складское хозяйство)
связаны с обслуживанием
Деловые услуги включают финансовые услуги, услуги страхования, услуги по операциям с недвижимостью, услуги маркетинга, лизинга, инжиниринга, аудита, консалтинга и др.
Деловые
услуги нацелены на создание необходимых
предпосылок для ведения
Общественные услуги — услуги органов государственной власти — обеспечивают стабильное и последовательное развитие общества. По мере совершенствования рыночных отношений значение общественных услуг не уменьшается, а, напротив, усиливается. Растет необходимость в более широком использовании органов государственной власти для ослабления социальных конфликтов в обществе, создания экономических условий, которые способствовали бы формированию и внедрению новых технологий, смягчению негативных последствий современного типа экономического роста.
К социальным услугам относятся услуги образования, здравоохранения, искусства и культуры, социального обеспечения. Социальные услуги направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализацию свободного времени, прав граждан. В настоящее время в странах с социально ориентированной рыночной экономикой данная группа услуг развивается ускоренными темпами.
В ряде случаев деление экономических благ на материальные и нематериальные заменяется таким понятием, как «товары и услуги», что не всегда правильно.
В зависимости от особенностей функционального назначения в общественном производстве экономические блага делятся на производственные и потребительские блага (рис. 3.2).
Рис. 3.2.
Классификация экономических
Производственные блага — продукты труда, применяемые для создания новых экономических благ хозяйственными единицами. Их потребление носит промежуточный характер и используется субъектами экономики в качестве необходимой предпосылки дальнейшего развития производства. К производственным благам относятся оборудование, сырье, материалы, деловые услуги и т. д. Производственные блага не покидают сферу производства. Например, сталь, являющаяся продуктом труда металлургического комбината, вновь вовлекается в производство в качестве сырья для автомобильного завода.
Потребительские блага — продукты труда, поступающие в личное потребление населения. Они окончательно покидают процесс производства и рассматриваются в границах личного потребления. Потребительские блага включают продукты питания, одежду, жилье, предметы культурно-бытового назначения, услуги образования, культуры, туризма и т. п.
Среди этой группы экономических благ особое место занимают потребительские услуги. Ныне в странах с социальной рыночной экономикой наблюдается их быстрый рост. Он обусловлен несколькими факторами: увеличением доходов населения, наличием свободного времени, необходимостью повышения образовательного и культурного уровня населения и т. д.
Другой признак — место создания экономических благ — позволяет подразделить их на внутренние и внешние (рис. 3.3).
Рис. 3.3.
Классификация экономических
В рыночной экономике экономические блага в зависимости от характера потребления классифицируются на частные и общественные блага (рис. 3.4).
Рис. 3.4.
Классификация экономических
Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим лицом.
Благо является
общественным, если, будучи даже потребленным
одним лицом, оно при этом доступно
для потребления другими
Информация о работе Производство общественных товаров и услуг