Производство общественных товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественные блага как экономическая категория……………….……4
1.1 Понятие общественного блага и его основные свойства…………...4
1.2 Виды и классификация общественных и социально значимых благ..9
2. Особенности спроса и предложения общественных благ………………13
2.1 Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага………………………………………………....13
2.2 Формирование предложения общественных благ………………...15
2.3 Границы предоставления общественных благ…………………….20
3. Проблемы эффективного предоставления общественных благ………21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.92 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в процессе оказания социальных услуг общественные объединения и организации в наибольшей степени учитывают потребности тех категорий граждан, которым услуги в государственных учреждениях социального обслуживания практически не предоставляются или предоставляются в неполном объеме (это граждане с психическими заболеваниями (51,9 %), онкологические больные (42,3 %) и больные с инфекционными заболеваниями (23,1 %). Практически все некоммерческие организации предоставляют социальные услуги нуждающимся гражданам на бесплатной основе (их удельный вес составляет 94,2 % общего числа всех организаций).

В настоящее  время, сотрудничая с зарубежными  партнерами, некоммерческие организации имеют возможность изучать и применять на практике современные методики реабилитации и обслуживания граждан, а следовательно, предоставлять услуги более высокого качества и в большем объеме. Данные организации используют различные методики социально-психологической реабилитации (например, арттерапию, информационные методики раннего развития), организуют трудовые мастерские для инвалидов и людей с особенностями развития, применяют методы социально-психологического сопровождения семьи, организуют социальные приюты, проводят семинары и конференции для обмена опытом с представителями зарубежных стран. [12, с. 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Границы предоставления общественных благ

 

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница  их потребления. По сути требуется найти  то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и  т. п.), либо предоставляются жителям  определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в  наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и  веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Анализ  столь необычных для традиционной экономической науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о  том, кто именно предоставляет международные  общественные блага (международного правительства  не существует, его заменяет целый  ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем  их предоставления отсутствие единого  правительства.

Последнее десятилетие отмечено бурным развитием  интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и  изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы  принятия решений, в том числе  касающиеся предоставления общеевропейских  общественных благ, решаются вопросы  об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества. Все эти процессы представляют особый интерес для Беларуси.

К общегосударственным  общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность  исполнительных, законодательных  и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все  население страны, а лишь некоторая  географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных  общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

 

 

 

 

 

  1. Проблемы эффективного предоставления общественных благ

Потребности общества в тех или иных видах  и объемах общественных благ постоянно  меняются, появляются новые потребности  и соответствующие общественные блага. Поэтому данные изменения  должны обязательно находить своё отражение в структуре общественных благ, в приоритетах экономической политики государства, в источниках и объемах финансирования производства этих благ, их качестве, периодичности предоставления населению.

Так, изменяющаяся демографическая ситуация в Республике Беларусь, приводящая к депопуляции  и старению населения, требует повышенного  внимания к воспроизводству медицинских  услуг в обществе. Дифференциация доходов населения, динамика его  бедности не могут не сказаться на воспроизводстве тех видов общественных благ, которые функционально решают проблему уровня и качества жизни  населения. Различные природные и техногенные катаклизмы требуют повышенного внимания к экологической безопасности.

Таким образом, общественные блага можно определить как систему экономических отношений  по поводу производства, распределения и потребления благ, участвующих в формировании человеческого капитала и обладающих специфическими признаками: неисключаемости, неконкурентности, неопределенности конечного потребителя, бесплатности предоставления и финансирования преимущественно за счет средств государственного бюджета.

Данные  экономические отношения возникают  в процессе воспитания и обучения (общего и профессионального), обеспечения личной безопасности и здоровья граждан, экологической безопасности, социальнокультурного развития человека, обеспечения государственного суверенитета, защиты прав собственности, предоставления некоторых инфраструктурных благ. Следовательно, важнейшей функцией общественных благ является формирование человеческого капитала. [15, с. 478-479]

При создании общественных благ возникает вопрос о возможности их производства в  коммерческом секторе. Так, К. Яновский решение данной проблемы связывает  с функциями государства, которые  оно взяло на себя по удовлетворению общественных потребностей и на производство которых оно взимает с населения налоги. К ним относятся:

«1. Исключительные функции государства - чистые общественные блага. Это, прежде всего, оборона и  безопасность, правосудие (уголовное  и большая часть гражданского) и регулярные правоприменительные практики.

2. Общественные  блага, предоставляемые государством  наряду с частными некоммерческими  или коммерческими поставщиками. Назовем в их числе выборочный  контроль реализации требований  закона о страховании различных  видов гражданской ответственности;  защита семьи и прав ребенка  (возможно приватизация некоммерческими  организациями, частными благотворительными  фондами и т. п.; так частные приюты и детские дома семейного типа финансово прозрачнее и поставляют более качественные услуги); образование, наука, культура (здесь возможна частичная приватизация - коммерческие отделения в вузах, коммерческие музеи); здравоохранение (в отдельных случаях допустимы коммерческие поставки специальных услуг здравоохранения); пенсионное обеспечение; инфраструктура (транспорт, связь); денежное обращение, банки и банковская деятельность (в данной сфере возможна частичная или полная приватизация)». [23, с. 26.]

Как показывает мировой опыт, чистые общественные блага ни в одной стране не являются продуктом частного производства (оборона, безопасность, правопорядок). Что же касается просто общественных благ (наука, образование, здравоохранение и  др.), то эти блага могут иметь  двойственную природу - общественную и частную, некоммерческую и коммерческую, соотношение которых должно четко регулироваться государством исходя из потребностей и финансовых возможностей населения.

Рассматривая  долговременные мировые тенденции  развития общественного сектора, следует  отметить, что в XX в. произошел значительный рост затрачиваемых финансовых средств  на производство общественных благ, а также на перераспределительные программы.

В 1990-х  годах в странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура расходов государства на общественные блага (таблица).

Расходы государства на оборону, НИОКР, здравоохранение  и образование в отдельных  странах мира, % к ВВП. [3, с. 7]

 

Страна

Оборона, 1984 г.

НИОКР, 1990 г.

Здравоохранение, 1990 г.

Образование, 1990 г.

ВВП на душу населения, долл. 1990 г.

СССР

12,6

0,7

2,5

4,3

6539

США

6,3

2,7

5,6

5,2

21 967

Япония

1

2,9

4,8

3,6

23 734

Германия

3,3

2,8

5,8

4,1

24 485

Фпанция

4,1

2,4

6,6

5,1

21 077

Великобритания

5,3

2,2

5,2

4,9

16 930


 

Доля  ВВП, идущая на оборону, колеблется от 1% в Японии до более 6% в США. В 1984 г. СССР расходовал на оборонные нужды 12,6% ВВП. На НИОКР, здравоохранение и образование выделяется соответственно 2,2—2,9; 4,8—6,6; 3,6—5,2% от ВВП.

На сегодняшний  день в Республике Беларусь удельный вес расходов на общественные блага  значительно увеличился и составляет по итогам 2007 г.: образование - 5,8; на здравоохранение и физическую культуру - 5,7; на социальную политику - 13,5; охрану окружающей среды — 0,6. Однако, данные показатели незначительны по сравнению с экономически и социально развитыми странами [9 в 19, с. 515]. Так, в Западной Европе, например, расходы на здравоохранение на сегодня составляют 8,1-10,6% ВВП, а в США — 15,4%, на образование - 10% ВВП. При этом необходимо отметить, что Республика Беларусь по-прежнему в 3—4 раза отстает от экономически развитых стран Европейского союза по производству ВВП на душу населения (6760 долл. США), что свидетельствует об ограниченных возможностях производства общественных благ. [19]

Главная проблема, как на концептуальном, так  и на практическом уровне, состоит  в определении границ общественных благ и роли государства в том, что является зоной ответственности государства, а что может быть предметом активности частного сектора. [6, с. 117]

Однако, как показывает опыт современной  Беларуси, чрезмерное увлечение коммерциализацией  производства общественных благ вызвало их определенное доминирование в некоторых отраслях (образование, здравоохранение), что сделало ряд общественных благ недоступным населению и привело к их превращению в частные блага. В современных условиях именно население становится основным плательщиком общественных услуг после проведенных реформ жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Однако уровень доходов достаточно низкий, доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума составляет 11,1%, в то время как пороговое значение показателя не должно быть более 10%. [11] Как результат, возникает ситуация, когда сам носитель человеческого капитала, не располагающий финансовыми ресурсами, несет основную часть расходов по формированию человеческого капитала. [15, с. 480]

В ближайшее  десятилетие нельзя исключить развитие целого ряда негативных тенденций в  развитии человеческого капитала Республики Беларусь. В первую очередь следует  выделить депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; недоступность качественного медицинского обслуживания и профилактических мероприятий, а как результат ухудшение здоровья населения; саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; «моральный износ» квалификации; отсутствие финансовых возможностей получить современное образование, поддерживать его на необходимом уровне. [17, с. 19]

Повышение уровня и качества жизни населения  на основе повышения конкурентоспособности  экономики, создание государства, удобного для людей, всестороннее гармоничное развитие человека являлось главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Модель развития задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. [15, с. 480-481]

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы –  рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого  станет рост ВВП в 1,62–1,68 раза, производительности труда в 1,63–1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства  в 1,39–1,45 раза, промышленности в 1,54–1,6 раза, удельного веса отгруженной  инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной  продукции до 20–21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть  которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг