Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:34, курсовая работа
Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;
Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественные блага как экономическая категория……………….……4
1.1 Понятие общественного блага и его основные свойства…………...4
1.2 Виды и классификация общественных и социально значимых благ..9
2. Особенности спроса и предложения общественных благ………………13
2.1 Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага………………………………………………....13
2.2 Формирование предложения общественных благ………………...15
2.3 Границы предоставления общественных благ…………………….20
3. Проблемы эффективного предоставления общественных благ………21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………
Общественным
благам присущи следующие
- их потребление
не приводит к уменьшению
-
исключить кого-либо из
- поступая
группе населения, они не
- индивидуальный спрос на такие блага выражает одновременно совокупный спрос. [21, с. 36]
2 Особенности спроса и предложения общественных благ
2.1 Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага
Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения. Очевидно, что у всех потребителей эти индивидуальные количества равны:
где Qs - общий объем предложения данного общественного блага, qi - количество данного общественного блага, потребляемое i-м потребителем (i=1,2,…,n).
Потребители
получают определенную выгоду от потребления
общественного блага
где MSB – предельные общественные выгоды от потребления дополнительной единицы общественного блага, MBi - предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем.
При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. е. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса на общественный товар, нужно просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имеют нисходящий наклон. Таким образом, общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления данного блага.
Рис.1. Определение совокупного спроса на общественные блага
Существует
некоторый однозначно определяемый
оптимальный объем
Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом: MSB(Qs) = MC(Qs), где MSB(Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs; MC(Qs) - предельные издержки.
Рис. 2. Оптимальный объем общественного блага
Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.
2.2 Формирование предложения общественных благ
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь становится актуальным совершенствование и повышение эффективности действующей системы социального обслуживания. Социальное обслуживание является неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения и одним из секторов социальной сферы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3 «О социальном обслуживании» социальные услуги предоставляются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и включают: предоставление консультативно-информационных услуг; оказание материальной помощи в денежной и натуральной форме; предоставление временного места пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому; оказание социально-реабилитационных услуг; оказание посреднических услуг; оказание иных социальных услуг, определенных законодательством.
Под трудной жизненной ситуацией понимается такая ситуация, в которой нарушена нормальная жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.) и справиться с ней самостоятельно он не может [8, с. 27].
В сложившейся
социально-демографической
Использование положительного опыта оказания социальных услуг в развитых странах может оказать значительную помощь в совершенствовании системы социального обслуживания населения в Беларуси. Создание управляемого рынка социальных услуг призвано повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с запросами потребителей. Особая роль в этом процессе отводится негосударственному сектору. Его развитие позволит расширить сеть учреждений социального обслуживания, укрепить их материальную базу, повысить обеспеченность населения социальными услугами при рациональном использовании бюджетных средств [9, с. 42].
Как показывает зарубежный опыт, негосударственные некоммерческие организации, представленные в основном общественными организациями и объединениями, фондами, религиозными, благотворительными и другими организациями, накопили определенный потенциал материальных, информационных и трудовых ресурсов, которые используются ими в повседневной работе и способствуют повышению эффективности социальных технологий, выработке новых вариантов решения социальных проблем. [2]
Общественно значимые цели деятельности данных организаций предъявляют особые требования к занятому персоналу. В первую очередь это выражается в более низкой оплате труда в некоммерческих организациях по сравнению с его оплатой в коммерческих организациях и государственных учреждениях. Сравнительно низкая цена услуг, предоставляемых некоммерческими организациями, позволяет государству экономить средства на реализацию социальных программ или проектов.
Феномен
некоммерческих организаций заключается
в том, что, будучи основанными на
негосударственной форме
Трудовой потенциал некоммерческих организаций объединяет штатных и нештатных сотрудников, а также волонтеров. Волонтерство представляет собой систему трудовых отношений, построенную с использованием механизма нематериального стимулирования и преследующую благотворительные и иные общественно полезные цели. Основывается оно на не требующем оплаты труде, что имеет немалое значение при ограниченности ресурсов и возможностей государства для производства диверсифицированных и качественных услуг. [20, с. 75-101]
Некоммерческие (общественные) организации активно вовлекают в волонтерскую деятельность студентов и подростков, обеспечивая их занятость в свободное от учебы время, преподавателей, совмещающих деятельность в общественных организациях с основной деятельностью, пенсионеров. Данные организации способны быстро получать необходимую информацию и по мере возможности оперативно решать социальные проблемы, учитывая при этом индивидуальные потребности в социальных услугах и удовлетворяя спрос на широкий спектр услуг. Во многих случаях деятельность этих организаций незаменима, особенно при обслуживании определенных категорий граждан (например, тяжелобольных, одиноких престарелых, инвалидов, малоимущих и др.).
Некоммерческие организации в процессе своей социально значимой деятельности одновременно решают проблемы создания рабочих мест и развития гибких форм занятости.
На основании зарубежного опыта вовлечение в сферу социального обслуживания негосударственных поставщиков услуг позволяет привлечь к решению социальных проблем дополнительные трудовые и материальные ресурсы (за счет чего возможно более рациональное расходование бюджетных средств), расширить перечень предоставляемых социальных услуг и обеспечить индивидуальный подход при их оказании.
Одной из составляющих рынка социальных услуг на современном этапе развития системы социального обслуживания населения можно рассматривать деятельность некоммерческих организаций, которые в дальнейшем могут составить конкуренцию государственным учреждениям социального обслуживания (стационарным и нестационарным) в предоставлении социальных услуг.
В Республике Беларусь наряду с государственными учреждениями социального обслуживания функционирует широкая сеть некоммерческих организаций, представленных общественными объединениями, церковными и другими организациями. На сегодняшний день в стране создано и функционирует около 2 220 общественных объединений общенационального и регионального уровня [18, с. 58].
Деятельность некоммерческих организаций существенно дополняет работу государственных учреждений социального обслуживания населения, поскольку социальные услуги предоставляются различным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальных услугах.
Общественные организации, оказывающие услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам и молодым инвалидам (например, общественные объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», «Белорусское общество инвалидов», «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» и др.), инвалидам по зрению и слуху, специализируются в основном на оказании социально-реабилитационных услуг инвалидам: проводится трудовая реабилитация на дому, создаются общественные трудовые мастерские, осуществляется профессиональная подготовка и трудоустройство молодых инвалидов. Кроме того, эти организации оказывают психологическую и юридическую помощь, организуют досуг (кружковую деятельность, отдых и оздоровление, культурно-массовые и спортивные мероприятия, тренировки), предоставляют бытовые услуги, гуманитарную и материальную помощь.
Деятельность
организаций общественного
Организации, оказывающие услуги тяжело и безнадежно больным (например, общественная благотворительная организация «Белорусский детский хоспис» и др.) специализируются преимущественно на оказании паллиативной помощи, оказание помощи пациентам, страдающим тяжелыми формами прогрессирующего заболевания. Организации оказывают психологическую помощь семьям с безнадежно больными, а также консультативно-информационные и другие виды услуг. В основном некоммерческие организации указанной группы предоставляют различные виды помощи онкологическим больным (в том числе детям) и их семьям, инвалидам (с тяжелыми врожденными и приобретенными хроническими заболеваниями), пожилым гражданам и другим категориям нуждающихся в социальных услугах гражданам.
Церковные организации (например, общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин», Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви и др.) также предоставляют широкий спектр услуг пожилым гражданам и инвалидам (одиноким, одиноко проживающим и проживающим в семье); лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов; детям с онкологическими заболеваниями и их семьям; лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Представители церковных организаций организуют посещения нуждающихся в обслуживании граждан на дому, осуществляют патронаж в больницах, помогают многодетным и малообеспеченным семьям; осуществляют социальное попечительство детей-сирот; проводят профилактические беседы; организуют досуг для молодежи. Сотрудничая с государственными организациями, церковные организации проводят реабилитацию детей с особенностями психофизического развития, инвалидов и лиц, пострадавших от разных видов насилия (жертвы торговли людьми, женщины, потерпевшие от домашнего насилия).
Общественные
объединения ветеранов и
В сфере предоставления социальных услуг в Беларуси активно работают общественные организации, оказывающие помощь пострадавшим от различных видов насилия (например, «Ла Страда»), а также просветительские и образовательные общественные организации («АКТ»).
Выявлено, что среди основных категорий получателей социальных услуг, оказываемых некоммерческими организациями, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют 63,5 % общего числа опрошенных, инвалиды I, II группы, проживающие в семье, — 55,8 %, одинокие и одиноко проживающих инвалиды I, II группы — 42,3 и 34,6 % соответственно. Значительный удельный вес в общем количестве получателей социальных услуг имеет категория граждан пожилого возраста, в том числе одинокие граждане пожилого возраста (30,8 %), одиноко проживающие и проживающие в семье (23,1 и 21,2 % соответственно).
Информация о работе Производство общественных товаров и услуг