Производство общественных товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественные блага как экономическая категория……………….……4
1.1 Понятие общественного блага и его основные свойства…………...4
1.2 Виды и классификация общественных и социально значимых благ..9
2. Особенности спроса и предложения общественных благ………………13
2.1 Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага………………………………………………....13
2.2 Формирование предложения общественных благ………………...15
2.3 Границы предоставления общественных благ…………………….20
3. Проблемы эффективного предоставления общественных благ………21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.92 Кб (Скачать файл)

Для достижения главной цели необходимо решение  следующих задач:

- формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

- модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;

- усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

- формирование эффективной инновационной системы;

- совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

- активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;

- развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;

- обеспечение энергетической безопасности страны. [14, с. 16-18]

Главным результатом реализации Программы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Будет осуществлен  комплекс эффективных мер для  вхождения Республики Беларусь не позднее 2015 года в число первых 50 стран  с наиболее высоким уровнем человеческого  потенциала.

Изменится технологическая и отраслевая структура  экономики, которая станет более  наукоемкой, основанной на высокотехнологичных  секторах и производствах, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В общем объеме промышленного  производства не менее 20 процентов  составит инновационная высокорентабельная продукция. Во всех видах экономической  деятельности произойдет переход к  обновлению основных средств.

Инвестиционная  деятельность будет направлена на модернизацию более трети существующих и создание новых рабочих мест. Высокопроизводительные и гарантированные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят трудоспособным гражданам с максимальной отдачей  применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное  вознаграждение за труд.

В структуре  экономики увеличатся доля производств с высокой добавленной стоимостью, удельный вес сферы услуг.

В текущем  пятилетии планируется обеспечить увеличение ВВП на 62–68 процентов, объема промышленного производства – на 54–60 процентов, продукции сельского хозяйства – на 39–45 процентов, производства услуг – в 1,8–1,9 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,9–1,97 раза.

Достижение  намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения  по паритету покупательной способности  с 16 тыс. долларов США в 2010 году до 28,6–29,8 тыс. долларов США в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 33,3 тыс. долларов США до 58–60 тыс. долларов США.

Экономический уровень развития Беларуси к концу  текущего пятилетия приблизится  к среднеевропейскому.

Национальная  социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится  за счет широкого встраивания в нее  институтов частной собственности  и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы  все базовые условия для организации  и развития собственного дела.

Все это  позволит Республике Беларусь к 2016 году войти в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения  бизнеса, привлекательными и для  зарубежных инвестиций.

Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без  нее справиться.

Намеченные  меры приблизят качество жизни населения  к европейскому уровню социальных стандартов, позволят обеспечить рост реальных располагаемых  денежных доходов населения в 1,7–1,76 раза за пятилетие.

Будут окончательно решены вопросы доступности и  качества жилья. Для граждан, нуждающихся  в социальной защите, будет строиться  с государственной поддержкой не менее 50 процентов возводимого жилья. Уровень обеспеченности жильем в  расчете на одного жителя составит не менее 27–28 кв. метров в 2015 году. Цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства  будут расти в жесткой увязке с ростом доходов населения.

Главным приоритетом государства останется  повышение уровня рождаемости при  одновременном увеличении продолжительности  жизни, снижении материнской и детской  смертности.

Образовательная и кадровая политика будут нацелены на создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения  и выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике  и общественной жизни.

Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечит  возможность всестороннего развития физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно-техническим  нововведениям человека независимо от места его жительства. Привлекательность  жизни в любом уголке страны также  повысится за счет выравнивания жилищных условий, качества транспортных услуг, обеспеченности услугами современной  связи.

Таким образом, Республика Беларусь в очередной  раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального  государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

В Программе  определены основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы согласно приложению 1. [14, с. 104-196]

В целом государственные учреждения являются монопольными поставщиками услуг. Развитие конкуренции в сфере социального обслуживания сдерживает сметное финансирование, предусматривающее содержание сети бюджетных учреждений, а не финансирование социальных услуг. Существует также ряд других обстоятельств, затрудняющих формирование рынка социальных услуг и привлечение негосударственных организаций к их оказанию. Несовершенство нормативной правовой базы, а также отсутствие проработанных на должном уровне методик расчета нормативов, стандартов на оказываемые социальные услуги не позволяют в полной мере контролировать и развивать связанную с предоставлением социальных услуг деятельность некоммерческих организаций.

Cоциологическое исследование показало, что в 20,1 % случаев работники территориальных центров социального обслуживания населения, а в 21,2 % руководители некоммерческих организаций указывают на необходимость разработки стандартов качества социальных услуг, применение которых будет способствовать решению имеющихся проблем в сфере социального обслуживания населения.

Стандарты качества являются обязательными для  исполнения требований к оказанию услуг, устанавливаются в интересах их получателей и должны включать характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания конкретной услуги. Поскольку внедрение рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения направлено на улучшение качества предоставляемых услуг, то следует определить понятие «качество».

Качество  услуги понимается как степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей и  включает такие параметры, как полнота  предоставления в соответствии с  требованиями (стандартами); доступность; своевременность; эффективность и результативность предоставления услуги. [12, с. 36]

Эффективность услуги можно определить как степень  успешности деятельности по достижению цели с наибольшей экономией затрат, т.е. до какой степени услуга способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем с наименьшими затратами ресурсов разного рода.

Результативность  включает такие параметры, как степень  решения проблем получателя услуги, которая оценивается непосредственным контролем результатов выполнения услуги; степень улучшения эмоционального, физического состояния получателя услуги, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги, оцениваемая косвенным методом при участии клиента в оценке качества услуги [18].

Особенность социального обслуживания заключается  в том, что оно предполагает оказание комплекса социальных услуг. При  этом для оценки качества каждой услуги необходимы соответствующие критерии и показатели (качественные и количественные).

Количественные  характеристики услуги включают время  ожидания услуги; время ее предоставления; характеристики оборудования, материалов; полноту услуги и др. К качественным характеристикам услуги можно отнести: репутацию организации, знания (осведомленность о нуждах клиентов), компетентность и мастерство исполнителя услуги; эффективность коммуникации исполнителя и потребителя, комфортность условий обслуживания, безопасность, надежность и др.

Обеспечение качества и результативности социальных услуг является многофакторной и  комплексной проблемой, решение  которой возможно лишь при наличии  действующей системы управления качеством услуг, обеспечивающей контроль всех компонентов оказания услуги, в рамках системы социального  обслуживания населения. При этом управление качеством должно включать в себя следующие компоненты:

- планирование  качества (определение стандартов  качества социальных услуг и  способов их внедрения);

- подтверждение  качества (регулярная общая оценка  оказания услуг с целью определения  их соответствия принятым стандартам  качества);

- мониторинг  результатов оказания услуг с  целью определения соответствия принятым стандартам качества и устранения причин неудовлетворительного исполнения.

Социальный  эффект от рыночных преобразований в  сфере социального обслуживания населения заключается в увеличении занятости, повышении доступности и качества предоставляемых социальных услуг, максимальном удовлетворении спроса на социальные услуги со стороны потребителей, а также возможности одновременно решать несколько социальных проблем, получая максимальный эффект при минимальных ресурсных вложениях. При этом особое внимание следует уделить вопросу обеспечения качества предоставляемых услуг, так как развитие и функционирование современных организаций (как государственных, так и негосударственных) неразрывно связано с решением данной проблемы. Формирование единых требований к качеству социальных услуг и их дальнейшее использование для разработки стандартов качества является одним из наиболее важных условий привлечения негосударственных организаций в сферу оказания социальных услуг, поскольку будет способствовать созданию равных условий для конкуренции государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг.

В числе  основных направлений, способствующих рыночным преобразованиям в сфере социального обслуживания в Беларуси и повышению эффективности системы социального обслуживания населения, можно выделить;

- развитие  межсекторного взаимодействия путем  привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг;

- создание  условий для правового регулирования  взаимодействия государства и негосударственных организаций при оказании социальных услуг нуждающимся гражданам на конкурсной основе;

- введение  в действие механизма заключения  контрактов на предоставление социальных услуг с организациями негосударственного сектора;

- стандартизацию  социального обслуживания, в том  числе разработку стандартов  качества социальных услуг;

- введение  системы мониторинга, позволяющей  регулярно отслеживать процесс  оказания услуг, их качество? степень  достижения результатов, удовлетворенность  получателей. Данные мониторинга  могут использоваться для разработки и реализации мер по повышению качества и эффективности услуг, обеспечения соответствия разработанным стандартам качества. [8, с. 28-30]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенной работы были рассмотрены  виды и сущность общественных благ. Общественные блага характеризуются  неконкурентностью и неисключаемость  и на основе этого были выявлены два характерных свойства:

- увеличение  числа потребителей блага не  влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

- ограничение  доступа потребителей к такому  благу практически невозможно.

Из  этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного  участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает  ряд проблем, которые не позволяют  рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг