Пути повышения эффективности функционирования информационных сетей и систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Повышение эффективности информационных систем требует рассмотрения ее как аппаратно-программной системы, устойчиво функционирующей в процессе поддержки приложений в соответствии с требованиями заказчика. Определение необходимых изменений ИС основывается на данных о ее текущем состоянии и перспективных будущих состояниях, связанных с изменением эффективности. Эти состояния, во-первых, зависят от отраслевых особенностей сложных систем, для которых она является надстройкой, а, во-вторых, подлежат интерпретации с учетом человеческого фактора - предпочтений всех заинтересованных лиц.

Содержание работы

Введение …………………………………………………...……….……………..3
1 Информационные сети и системы в логистике………….….…….…………. 4
2 Внедрение информационных систем………………………………………… 8
2.1 Общая характеристика проектов внедрения информационных систем …………………………………………………………………………….8
2.2 Назначение и состав методологий внедрения……………………... 10
3 Оценка эффективности информационных систем ………………………….14
3.2 Методы оценки прямого результата ………………………………...16
3.3 Методики, основанные на идеальности процесса ………………….17
3.4 Квалиметрические методы………………………………………….. 18
3.5 Выбор метода оценки общесистемного и офисного ПО …………..19
3.6 Пример расчета эффективности использования ИС методом TEI.. 22
3.6.1 Методика расчета ТСО ……………………………………...23
3.6.2 Методика выбора …………………………….………………25
4.0 Пример внедрения ИС в крупное предприятие и его последствия. ……..30
4.1 Передовые технологии ……………………………..……….………..30
4.2 Выбор программных решений ………………….…..………………30
4.3 Выбор системы NX был сделан с учетом нескольких факторов:.....31
4.4 Процесс внедрения ………………………………………...…………32
4.5 Инженерные расчеты на предприятии ………………….…..………32
4.6 Итоги внедрения новых технологий………………….……..……... 33
4.7 Результат ……………………………………………….………..……33
Вывод …………………………………………………………..………………...34
Список литературы …………………………….………….……………………37

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО ЛОГИСТИКЕ.docx

— 150.49 Кб (Скачать файл)

Среднеотраслевые результаты. В этом случае оценка результативности внедрения ПО проводится по сравнению со средними отраслевыми результатами. Эти результаты обычно приводятся в открытых публикациях и маркетинговых материалах.

Gartner Measurement (Гартнер-измерение). Согласно этому методу эффективность определяет, насколько данная информационная система соответствует нуждам пользователя. При этом ориентирование идет не только на внутренние возможности системы, но и на субъективное мнение клиентов и объективные данные различных вариантов внедрения. Для этого качественно оцениваются такие критерии как время, затраченное на настройку системы, реализованные функциональные возможности, среднее число пользователей на один сервер, среднее и пиковое число транзакций в единицу времени, стоимость одной транзакции, среднее и пиковое время отклика системы, используемые методы обучения, стоимость инфраструктуры информационной системы на одного пользователя. На основе такого исследования оценивается конкретный вариант внедрения, при этом он сравнивается с другими (ранее внедренными) и на основе анализа даются рекомендации по улучшению работы информационной системы, подбору оптимальной конфигурации ПО, по наиболее эффективным для данного клиента методикам обучения, по интеграции информационных систем с другими системами заказчика.

Return of investment (ROI – возвратность инвестиций). Суть методики заключается в выборе для компании типового проекта, оптимального по показателю сроков возврата инвестиций в ПО. 

3.4 Квалиметрические методы

 

Total economic impact (TEI – модель совокупного экономического эффекта). В качестве затратной компоненты данного метода используется модель ТСО, а эффект рассчитывается на основе следующих факторов:

  • Преимущества. Сравнение вариантов организации труда существующей и в прогнозируемой информационной системе (как было – как будет). Оценка различий и сопоставление результатов с целями проекта позволяет определить преимущества или недостатки новой информационной системы.
  • Гибкость. Гибкость информационной системы оценивается с точки зрения ее расширяемости, а также ее адаптируемости к новым условиям. Одним из гарантов гибкости является использование стандартизированных и унифицированных решений, а также продуманная архитектура информационной системы.
  • Риск. Подразумевается вероятность финансовых потерь при инвестировании в ИТ.

 

 

Balanced scorecard (BSC – сбалансированная система показателей). Это система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности через использование комплексной функции, включающей набор показателей, учитывающих все аспекты деятельности компании (финансовые, маркетинговые и т.д.). К таким показателям обычно относят:

  • критические факторы успеха (Critical Factors of Success, CFS) – стратегические показатели: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост;
  • ключевые показатели эффективности (Key performance indicators, KPI), включая достигнутые результаты деятельности компании.

Состав и количество сбалансированных показателей определяются исходя из специфики каждой компании.

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Выбор метода  оценки общесистемного и офисного  ПО

При выборе метода оценки эффективности  общесистемного и офисного ПО необходимо учитывать следующие факторы:

 

  • оценка как эффекта, так и затратной компоненты эффективности; возможность определения эффекта применительно к общесистемному и офисному ПО; (возможность оценки финансовых и временных показателей, таких как производительность труда, снижение себестоимости продукции и т.п.)
  • возможность определения показателей без проведения глубокого обследования бизнес-процессов организации (данное обследование является очень затратным и трудоемким. И как правило необходимо лишь для специализированного программного обеспечения);
  • универсальность методики - определяется универсальностью параметров и силе их влияния (при изменении) на алгоритм расчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты возможности  применения различных методов приведены  в таблице.

Метод

Оценка эффекта  и затрат

Определение эффекта  для общесистемного и офисного ПО

Необходимость глубокого  обследования организации

Универсальность

Котловой метод

затраты

не считается

не требуется

универсален

Метод функциональной точки

эффект, затраты

применим

не требуется

не универсален

ТСО

затраты

не считается

не требуется

универсален

Потребительский индекс

эффект

не применим

требуется

не универсален

AIE

эффект

применим

не требуется

универсален

EVS

эффект

не применим

требуется

не универсален

EVA

эффект, затраты

применим

требуется

универсален

Среднеотраслевые  результаты

эффект

не применим

не требуется

универсален

Gartner Measurement

эффект, затраты

применим

не требуется

универсален

Return of investment

эффект, затраты

не применим

не требуется

универсален

TEI

эффект, затраты (ТСО)

применим

не требуется

универсален

BSC

эффект, затраты

применим

требуется

универсален


 

 

 

Только два метода оценки соответствуют всем перечисленным  факторам: это Gartner Measurement и TEI.

Особенность использования  метода Gartner Measurement для оценки эффективности, является необходимость в большой и подробной базе данных (БД) ранее проведенных инсталляций. Что делает его использование весьма затруднительным.

Что касается метода TEI, то его использование для оценки эффективности не нуждается в  наличие большой БД, а использование  модели ТСО в качестве затратной  компоненты данного метода позволяет  полностью разобраться в структуре  расходов связанных с ПО. Эффект рассчитывается на основе дополнительных факторов, которые позволяют определить преимущества или недостатки новой информационной системы, оценить гибкость новой ИС, а так же учесть возможные финансовые риски при внедрении новой ИС. Все это позволяет получить достаточно точную оценку и делает метод TEI оптимальным для расчеты эффективности общесистемного и офисного ПО.

 

3.6 Пример расчета эффективности использования ИС методом TEI

 

В выше перечисленном было указано, что для эффективного выбора системного и офисного программного обеспечения, необходимо в первую очередь учитывать тип предприятия, для которого выполняется оценка эффективности. В качестве методики оценки эффективности был выбран метод TEI - Total economic impact (совокупный экономический эффект).

 

Данный метод использует модель ТСО в качестве затратной компоненты, что позволяет детально разобраться  в структуре расходов связанных  с ПО. Эффект рассчитывается на основе дополнительных факторов, которые позволяют определить преимущества или недостатки новой информационной системы, оценить гибкость новой ИС, а так же учесть возможные финансовые риски при внедрении новой ИС. Все это позволяет получить достаточно точную оценку и делает метод TEI оптимальным для расчета эффективности системного и офисного ПО.

 

 

 

3.6.1 Методика расчета  ТСО

Total cost of ownership (ТСО – совокупная стоимость владения). Данный метод предполагает количественную оценку на внедрение и сопровождение программного обеспечения.

В общем случае для расчета  ТСО информационными системами  необходимо учитывать такие показатели, как стоимость ЭВМ, стоимость  ПО, стоимость установки, стоимость  поддержки и обслуживания, а также  стоимость потерь, возникающих из-за ошибок в работе систем:  . При этом необходимо учитывать, что данные затраты имеют разные сроки использования: средний срок эксплуатации ЭВМ составляет 4-5 лет, для ПО этот показатель зависит от типа и вида лицензии, но в среднем составляет 3-4 года. Соответственно для расчета TCO данные показатели необходимо привести к единому расчетному периоду (в России обычно рассчитывается на один год). Тогда расчет затрат на оборудование будет осуществляться по формуле  . При расчете стоимости ПО необходимо учитывать тип выбранной заказчиком лицензии: покупка коробочной версии, подписка, аренда, лизинг, бесплатно (в случае со свободным программным обеспечением). В этом случае расчет осуществляется по формулами, предлагаемым вендорами. При этом в случае, когда лицензия предусматривает период эксплуатации больше расчетного, необходимо как и в случае со стоимостью ЭВМ использовать приведенные к расчетному периоду значения.

Стоимость установки ПО рассчитывается по формуле:  , где Зсп — затраты на 1 час работы специалиста, которые определяются условиями конкретного региона; Вр_уст — время установки одной копии ПО; Nкоп — количество устанавливаемых копий; период — расчетный период эксплуатации; Кнад — коэффициент, определяющий среднее количество переустановок данного ПО за 1 год (определяется эмпирическим путем для каждого конкретного вида ПО). При этом существует возможность сокращения количества устанавливаемых копий, а также требуемых переустановок за счет использования специализированного ПО, реализующего автоматическое развертывание из образов и резервных копий.

Стоимость поддержки рассчитывается по формуле  . Цена поддержки, обычно определяемая на 1 год. Цена поддержки зависит как от вида выбранного программного обеспечения и формы его поддержки, так и от региона. При этом у заказчика существует возможность выбора способа поддержки: собственными силами и через аутсорсинг. В первом случае кроме требуемых вендором обязательных расходов на поддержку заказчик несет затраты на содержание собственной ИТ-службы, в основном определяемые зарплатой специалистов, работающих в отделе. Данная зарплата определяется типом ПО, с которым могут работать специалисты, их квалификацией, и региональными факторами. Затраты же на аутсорсинг определяются договором на обслуживание с выбранной организацией. При этом необходимо также учитывать, что в подобных организациях обычно работают специалисты более высокой квалификации, чем в ИТ-службах предприятий. Это обуславливается тем, что специализированные на ИТ-аутсорсинге компании могут платить соответствующим специалистам большую зарплату, что связано с большим объемом выполняемых работ.

Потери связанные с неработоспособностью приобретенного ПО теоретически рассчитывается по формуле

, где Цена потерь — упущенная  прибыль предприятия, за один  час неработоспособности системы;  t_востановления — время, необходимое на восстановление работоспособности конкретного вида ПО, t_ожидания — среднее время ожидания, от момента возникновения неисправности до момента прибытия специалиста; период — расчетный период эксплуатации; Кнад — коэффициент, определяющий среднее количество неисправностей за один год. Значение данного показателя также зависит от типа выбранной предприятием поддержки: в случае выбора схемы аутсорсинга ведет к увеличению времени ожидания устранения (по сравнению с внутренней ИТ-службой предприятия), но при этом время на устранение как правило уменьшается. Основной проблемой при расчете потерь является практическая невозможность оценки упущенной прибыли. Поэтому данный компонент целесообразно выделить из ТСО в отдельный временной показатель — «Время потерь». 

3.6.2 Методика выбора

Кроме ТСО метод TEI подразумевает  оценку соответствия выбранного ПО требованиям  прикладных специалистов, работающих на заказчика. Для выявления подобных требований было проведено соответствующие исследование через «Анализ Кано», в результате интервьюирования организаций, были выделены основные требования предъявляемые пользователями к общесистемному и офисному ПО, в результате выяснилось, что пользовательские требования к ПО у фирм различных типов (см 1 часть) практически одинаковы:

  • Знакомство ПО
  • Удобство интерфейса
  • Простота использования
  • Быстрота работы
  • Стабильность работы

Для средних и крупных  предприятий так же характерно наличие  административных требований, определяющих удобство установки и конфигурирования ПО, а именно:

  • Быстрота развертывания
  • Возможность удаленного администрирования
  • Возможность автоматической установки

Значимость данных требований обусловлено большой ролью, которую  системные администраторы играют в  управлении информационными системами  предприятиями.

Далее была проведена оценка значимости выявленных требований методом  непосредственной оценки.

Для оценки важности факторов использовался метод «непосредственной  оценки», где пользователям и  администраторам каждого типа предприятия, предлагалось оценить их по шкале  от 1 до 10. На основе опросов и полученных из них данных можно построить  таблицу «важности» для каждого  типа предприятия. Результаты опроса для  каждого типа предприятия представлены в таблицах:

 

 

 

Организация с 1 ЭВМ

Фактор

Вес

Стандартное отклонение оценок

Достоверность показателей

Знакомство ПО

10

1

Достоверен

Удобство интерфейса

10

1

Достоверен

Простота использования

10

1

Достоверен

Быстрота работы

9

2,1

Достоверен

Стабильность работы

10

1

Достоверен

Быстрота развертывания

5

3,75

Недостоверен

Возможность удаленного администрирования

3

2,89

Недостоверен

Автоматическая  установка

5

4,52

Недостоверен

Информация о работе Пути повышения эффективности функционирования информационных сетей и систем