Закупка (M1) – организация и управление
закупками.
Склады (M2) – организация складского
хозяйства и управление грузопереработкой
внутри «складского пространства».
Запасы (M3) – управление запасами.
Транспорт (M4) – организация и управление
транспортным процессом.
Производство (M5) – организация и управление
производственным процессом.
Распределение (M6) – организация и управление
распределением материальных потоков.
Сбыт (M7) – организация и управление
сбытом.
Информация (M8) – организация и управление
информационными потоками.
Кадры (M9) – организация и управление
процессом исполнения логистических операций.
Таким образом, очевидно что
все элементы логистических систем представляют
собой единую систему, имеющую обратную
связь и гибко реагирующую на все происходящее.
Итак, выделим основные моменты, касаемые
логистической системы:
- Элемент логистической системы – неделимая
в рамках поставленной задачи управления
или проектирования часть звена логистической системы
(подсистемы).
- Выделение элемента определяется низшим
уровнем декомпозиции логистической системы
и вызвано необходимостью обособления
операции или их совокупности с целью
оптимизации ресурсов, построения модели
предприятия или его структурных подразделений,
моделирования бизнес-процессов, закрепления
за операцией конкретного исполнителя
или технического устройства (например,
автоматизированного рабочего места),
формирования системы учета, контроля
и мониторинга логистического плана.
- Элементы (звенья) логистической системы
в определенной упорядоченности составляют
логистическую цепь.
- Логистическая система — это адаптивная
система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические
функции. Она, как правило, состоит из нескольких
подсистем и имеет развитые связи с внешней
средой.
1.2. Склад как элемент
логистической системы.
Функционирование логистических
систем — процесс многогранный, включающий
в себя технико-технологические, экономические,
организационные, информационные, финансовые
и другие аспекты. Процесс их проектирования,
с точки зрения складской подсистемы,
должен определять место складского звена
в логистической цепи, а также формулировать
требования к складам в соответствии с
целями функционирования всей логистической
системы.
Следует отметить, что складская сеть
является значимым элементом логистических
систем. Построение этой сети оказывает
существенное влияние на издержки, возникающие
в процессе доведения товаров до потребителей,
а через них и на конечную стоимость реализуемого
продукта. Перечислим задачи, наиболее
часто возникающие при проектировании
логистических систем и непосредственно
относящиеся к складам:
- сколько складов иметь в логистической системе,
- где разместить склады;
- иметь собственный склад, или пользоваться наемным;
- какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе.
Наряду с перечисленными задачами,
при организации складской подсистемы
выбирают рациональные виды тары, погрузочного,
разгрузочного, транспортного и складского
оборудования, согласовывают схемы механизации
ПРТС работ по всему циклу движения грузов,
а также решают ряд других задач. Перемещение
материальных потоков в логистической
цепи невозможно без концентрации в определенных
местах необходимых запасов, для хранения
которых предназначены соответствующие
склады. Движение через склад связано
с затратами живого и овеществленного
труда, что увеличивает стоимость товара.
В связи с этим проблемы, связанные с функционированием
складов, оказывают значительное влияние
на рационализацию движения материальных
потоков в логистической цепи, использование
транспортных средств и издержек обращения. Современный
крупный склад - это сложное техническое
сооружение, которое состоит из многочисленных
взаимосвязанных элементов, имеет определенную
структуру и выполняет ряд функций по
преобразованию материальных потоков,
а также накоплению, переработке и распределению
грузов между потребителями. При этом
в силу многообразия параметров, технологических
и объемно-планировочных решений, конструкций
оборудования и характеристик разнообразной
номенклатуры перерабатываемых грузов
склады относят к сложным системам. В то
же время склад сам является всего лишь
элементом системы более высокого уровня
- логистической цепи, которая и формирует
основные и технические требования к складской
системе, устанавливает цели и критерии
ее оптимального функционирования, диктует
условия переработки груза. Поэтому склад
- интегрированная составная часть логистической
цепи. Только такой подход позволит обеспечить
успешное выполнение основных функций
склада и достижение высокого уровня рентабельности.
При этом необходимо иметь в виду, что
в каждом отдельно взятом случае, для конкретного
склада, параметры складской системы отличаются
друг от друга, так же как ее элементы и
сама структура, основанная на взаимосвязи
этих элементов. При создании складской
системы нужно руководствоваться следующим
основным принципом: лишь индивидуальное
решение с учетом всех влияющих факторов
может сделать ее рентабельной. Предпосылкой
этого является четкое определение функциональных
задач и основательный анализ переработки
груза как внутри, так и вне склада. Разброс
гибких возможностей необходимо ограничить
благоразумными практически выгодными
показателями. Это означает, что любые
затраты должны быть экономически оправданными,
т.е. внедрение любого технологического
и технического решения, связанное с капиталовложениями,
должно исходить из рациональной целесообразности,
а не из модных тенденций и предлагаемых
технических возможностей на рынке. Основное
назначение склада - концентрация запасов,
их хранение и обеспечение бесперебойного
и ритмичного выполнения заказов потребителей.
К основным функциям склада можно отнести
следующие:
- Преобразование производственного ассортимента
в потребительский в соответствии со спросом
- создание необходимого ассортимента
для выполнения заказов клиентов. Особое
значение данная функция приобретает
в распределительной логистике, где торговый
ассортимент включает огромный перечень
товаров различных производителей, отличающихся
функционально, по конструктивности, размеру,
форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента
на складе содействует эффективному выполнению
заказов потребителей и осуществлению
более частых поставок и в том объеме,
который требуется клиенту.
- Складирование и хранение позволяет
выравнивать временную разницу между
выпуском продукции и ее потреблением
и дает возможность осуществлять непрерывное
производство и снабжение на базе создаваемых
товарных запасов.
- Хранение товаров в распределительной
системе необходимо также и в связи с сезонным
потреблением некоторых товаров.
Многие потребители заказывают
со складов партии «меньше чем вагон»
или «меньше чем трейлер», что значительно
увеличивает издержки, связанные с доставкой
таких грузов.
- Для сокращения транспортных расходов
склад может осуществлять функцию объединения
(унитизацию) небольших партий грузов
для нескольких клиентов, до полной загрузки
транспортного средства. Очевидным аспектом этой функции является
оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих
фирме высокий уровень обслуживания потребителей.
Среди них: подготовка
товаров для продажи (фасовка
продукции, заполнение контейнеров,
распаковка и т.д.); проверка функционирования
приборов и оборудования, монтаж;
придание продукции товарного
вида, предварительная обработка (например,
древесины); транспортно-экспедиционные
услуги, и т.д. Территориальное размещение
складов и их количество определяются
мощностью материальных потоков и их рациональной
организацией, спросом на рынке сбыта,
размерами региона сбыта и концентрацией
в нем потребителей, относительным расположением
поставщиков и покупателей, особенностями
коммуникационных связей и т.д. Следует
иметь в виду, что задача размещения и
формирования складской сети, как и почти
любая логистическая задача, - оптимизационная,
поскольку, с одной стороны, строительство
новых и покупка действующих складов и
их эксплуатация связаны со значительными
капиталовложениями, а с другой - нужно
обеспечить (наряду с повышением уровня
обслуживания потребителей) сокращение
издержек обращения за счет максимального
приближения складов к клиентам. При увеличении
числа складов в системе транспортные
затраты и упущенная выгода от продаж
уменьшаются, но в то же время происходит
одновременное увеличение стоимости запасов
и расходов на хранение. Транспортные
расходы уменьшаются пропорционально
увеличению загрузки транспортного средства.
Увеличение числа складов приближает
их к потребителю, а значит, сокращается
расстояние доставки, что и приводит к
уменьшению транспортных расходов. Стоимость
складирования возрастает, так как расходы
на эксплуатацию при хранении груза на
складе будут увеличиваться пропорционально
числу складов. Аналогично происходит
и увеличение общих запасов, хранящихся
на складах, и связанных с этим затрат.
При максимальном приближении
складов к потребителям появляется возможность
более четко выполнять заказы клиентов,
быстрее реагировать на изменения их потребностей,
что в итоге позволяет сократить расходы
от упущенных продаж. Это тем более актуально
в распределительной системе, где клиентом
выступает розничная сеть, стремящаяся
к сокращению собственных складских площадей
и предпочитающая заказы мелкими партиями,
но с более частой периодичностью поставки. При
определении складских мощностей необходимо
учитывать требования, предъявляемые
к условиям и срокам хранения конкретного
вида сырья, материалов, готовой продукции
и т.д. Для хранения таких видов сырья,
как уголь или песок, требования к складским
мощностям могут быть удовлетворены предоставлением
открытой площадки, содержание которой
связано с незначительными затратами.
При этом учитывается, что ущерб, который
может быть нанесен сырью, оценивается
в соответствии с тем, что стоимость самого
сырья ниже стоимости готовой продукции.
В то же время для хранения комплектующих,
незаконченной и готовой продукции, стоимость
которых высока, требуются специальные
складские здания и сооружения, обеспечивающие
их сохранность от внешних атмосферных
воздействий, порчи, кражи. Естественно,
что эксплуатация таких площадей обходится
во много раз дороже. Точность в расчетах
складского пространства во многом зависит
от правильного прогноза спроса на продукцию
данного склада и определения необходимых
запасов (выраженных в натуральных величинах).
Эта задача достаточно просто решается
с помощью существующих компьютерных
программ, которые анализируют множество
возможных вариаций. При выборе места расположения
склада из числа возможных вариантов оптимальным
считается тот, который обеспечивает минимум
суммарных затрат на строительство и дальнейшую
эксплуатацию склада и транспортных расходов
по доставке и отправке грузов. Затраты
на транспорт включают: первоначальные
капиталовложения на развитие транспортной
сети (на строительство и реконструкцию
подъездных дорог, приобретение подвижного
состава, строительство гаражей, объектов
ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные
расходы по доставке и отправке грузов
(расходы, связанные с транспортировкой
груза, содержанием и ремонтом транспортных
средств, устройств и объектов). Расходы
на строительство и эксплуатацию складов
включают в первую очередь затраты на
строительство здания (сооружения) и приобретение
оборудования, а также затраты, связанные
с их дальнейшей эксплуатацией (содержание
и ремонт здания и оборудования, расходы
на заработную плату, электроэнергию и
т.д.). При увеличении мощности и размеров
складов удельные капитальные затраты
на 1 т грузооборота и запасы хранения
сокращаются, что говорит в пользу строительства
более крупных складов. Однако, с другой
стороны, это чаще всего влечет за собой
сокращение числа складов, а следовательно,
увеличение транспортных расходов при
доставке. Разработка системы складирования
особенно актуальна в условиях эксплуатации
собственного склада предприятия, поскольку
правильный выбор системы складирования
позволяет добиться максимального использования
складских мощностей, а значит, сделать
функционирование склада рентабельным.
С такой задачей руководство фирмы сталкивается
не только в момент строительства склада,
но и в процессе его эксплуатации. Вопрос
о выборе системы складирования будет
рассмотрен ниже.
1.3. Склад как
самостоятельная логистическая
система.
Любой склад является достаточно
самостоятельной системой с четко определенными
задачами. Эффективность решения этих
задач определяется рациональностью организации
внутрискладского процесса.Логистика
создает принципиально новые возможности
рационализации складских процессов.
Вначале складской процесс проектируется
как часть общего процесса товародвижения.
На этом этапе к нему формулируется ряд
требований, которые затем ложатся в основу
проекта собственно внутрискладского
процесса. Идея логистической оптимизации
складского процесса заключается в проектировании
внутрискладского процесса как единого
целого, путем максимального использования
складских мощностей, а значит, сделать
функционирование склада рентабельным.
Традиционная несогласованность участников
потоковых процессов, зачастую имеет место
и внутри склада, открывая ресурс повышения
эффективности за счет применения логистики.
Рассмотрим инструменты, позволяющие
проектировать цепь операций с грузом
внутри склада, т.е. внутрискладской технологический
процесс как единое целое. Технологический
процесс на складах, основу которого
составляют материальные потоки, должен
отвечать оптимальным параметрам по скорости
процесса, обеспечивать сохранность товаров
и экономичность затрат. Скорость процесса
(оборачиваемость)
показывает, сколько раз в течение одного
периода продается и возобновляется имеющийся
складской запас. Нормативная оборачиваемость
товаров зависит от задач и выполняемых
функций склада, условий поставки грузов
и ряда других объективных факторов. Ускорение
оборачиваемости в значительной мере
обеспечивается уровнем производительности
труда работников склада. Сохранность
потребительных свойств товаров выражается
в сравнительных показателях размера
товарных потерь, экономии естественной
убыли и зависит от технологического процесса,
состояния материально-технической базы
склада, качества труда его работников.
Вместе с тем существенное влияние на
сохранность качества товаров оказывает
производственная упаковка и начальное
качество. Экономичность технологического
процесса на уровне склада выражается
в показателях издержкоемкости переработки
единицы грузов. Однако оптимизировать
этот показатель можно лишь в рамках оптимизации
всей системы товародвижения, так как
с точки зрения логистики, эффективность
технологического процесса в любом звене
логистической цепи определяется уровнем
совокупных затрат на продвижение материального
потока по всей цепи. Условием выполнения
перечисленных требований является соблюдение
следующих принципов организации материальных
потоков на складе: пропорциональность,
параллельность, непрерывность, ритмичность,
прямоточность, поточность.