Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Запасы – экономическая категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных и конечных продуктов, находящихся на различных стадиях производственного процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления.
Основными причинами создания запасов являются следующие:
Колебание спроса;
Колебание сроков доставки товара;
Соответствующие экономические условия (например, сохранение ценности денег, транспортные издержки, скидки).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4
Теоретические основы управления запасами на предприятии..........6
Запасы: понятие, функции, классификация………………….............6
Основные системы управления запасами……………………………9
Системы управления запасами на ОАО « ДЭМЗ»…………………..13
Организационно-экономическая характеристика предприятия…..13
Анализ существующей политики управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………16
Совершествование системы управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………19
Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона………………………………………………………………….19
Расчёт экономического эффекта от предложенной рекомендации……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра логистики и ценовой политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Логистика
на тему: Совершенствование управления запасами материально-технических ресурсов
(на примере ОАО «ДЭМЗ»)
Студентка
ФМк, 3курс, ДМЛ-1 ______________ А.А. Лопатко
Руководитель
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия………….28
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28 с., 2 графика., 3 табл., 13 источник, 1 прил.
ЗАПАСЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, АНАЛИЗ, СТРУКТУРА, СКЛАД, ЛОГИСТИКА, ПОСТАВКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ
Объект исследования - уровень запасов на ОАО «ДЭМЗ».
Предмет изучения – совершенствование управление запасами.
Цель работы: изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики и выявить ее основные недостатки, предложить наиболее подходящую методику управления запасами, с применением логистического подхода.
Методы исследования: методы сравнительного анализа, сбора и группировки статистических данных, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.
Исследования и разработки: изучена существующая политика управления запасами на предприятии, выявлены недостатки, разработаны конкретные предложения по формированию логистических подходов к управлению запасами.
Область возможного практического применения: применение логистического подхода при организации управления запасами ОАО «ДЭМЗ» г. Дзержинск и других предприятий, выпускающих аналогичную продукцию.
ВВЕДЕНИЕ
При любом процессе производства и распределения материальных ценностей неизбежно возникают запасы. Это правило относится ко всякой отрасли экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость «производства» продукта иногда составляет всего 30 % от его конечной цены, а в остальных 70 % значительную долю занимают запасы и все связанное с ними. От политики управления запасами зависит объём затрат, а соответственно и прибыли предприятия. Вот почему запасам на любом предприятии должно уделяться значительное внимание.
Запасы – экономическая
категория, под которой понимается
часть предметов труда, промежуточных
и конечных продуктов, находящихся
на различных стадиях
Основными причинами создания запасов являются следующие:
Целью создания запасов является обеспечение непрерывности поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции.
«Эффективное управление
запасами позволяет
Данная тема является актуальной, так как управление запасами является ключевым звеном, которое способно как увеличить прибыль, так и свести на нет все достижения успешного предприятия. Данная часть управления, как правило, имеет значительные резервы повышения эффективности.
В качестве объекта исследования выступают производственные запасы открытого акционерного общества «ДЭМЗ», предмета – система управления производственными запасами на этом предприятии.
Цель курсовой работы – изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики и выявить ее основные недостатки.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия запасов, основных систем управления запасами;
- проанализировать существующую политику управления запасами на предприятии;
- сделать оценку эффективности
существующей политики
Для решения этих задач была изучена и проанализирована различная литература. В качестве использованных источников выступали периодические издания, в них наиболее полно описывается актуальность этой темы, а также рассматривается управление запасами в контексте отдельных предприятий. Так же в качестве информационной базы были использованы учебные пособия, научные издания, словари, работы отечественных и зарубежных экономистов, данные статистической отчетности и практические материалы работы предприятия, электронные ресурсы.
В данной работе применялись методы сравнительного анализа, сбора и группировки статистических данных, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии
1.1 Запасы: понятие, функции, классификация
Запасы – экономическая
категория, под которой понимается
часть предметов труда, промежуточных
и конечных продуктов, находящихся
на различных стадиях
Имеется ряд классификаций запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации (Морозов).
По месту нахождения запасы делятся на:
- производственные (формируются в промышленных предприятиях, предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса);
- товарные (находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний; необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией).
По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:
- сырье и материалы;
- производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;
- готовую продукцию;
- вспомогательные материалы и т.п.
По исполняемым функциям подразделяются на:
- Текущие
Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.
- Подготовительные
Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.
- Гарантийные (страховые и резервные)
Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.
- Сезонные
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.
- Рекламные
Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.
- Спекулятивные
Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли. [2]
Запасы – это крупнейшая область «занятости» активов, которая при этом вроде бы приносит минимальную отдачу от вложенного капитала. Корпоративные отчеты о прибылях и убытках никогда не показывают истинной величины издержек и выгод от вложений в запасы. Каждый доллар, вложенный в запасы, нужно соотносить с другими ресурсами логистики, дабы убедиться в их эффективном влиянии на общие издержки. Чтобы понять смысл значимости запасов, нужно проанализировать четыре их главные функции:
Запасы обеспечивают географическую
специализацию отдельных
Вторая функция реализуется
путем накопления запасов незавершенной
продукции «на границе» между
разными стадиями производственного
процесса и тем самым обеспечивают
максимальную эффективность производства
на отдельном предприятии. Эта функция
позволяет выпускать и
Связана с существованием
разрыва во времени между производством
и потреблением. Наиболее явным примером
является сезонная продукция. Накопление
запасов позволяет устранить
зависимость массового