Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Запасы – экономическая категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных и конечных продуктов, находящихся на различных стадиях производственного процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления.
Основными причинами создания запасов являются следующие:
Колебание спроса;
Колебание сроков доставки товара;
Соответствующие экономические условия (например, сохранение ценности денег, транспортные издержки, скидки).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4
Теоретические основы управления запасами на предприятии..........6
Запасы: понятие, функции, классификация………………….............6
Основные системы управления запасами……………………………9
Системы управления запасами на ОАО « ДЭМЗ»…………………..13
Организационно-экономическая характеристика предприятия…..13
Анализ существующей политики управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………16
Совершествование системы управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………19
Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона………………………………………………………………….19
Расчёт экономического эффекта от предложенной рекомендации……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………2
Функция страховых, или буферных,
запасов заключается в
Таким образом, перечисленные функции предопределяют величину инвестиций в запасы, необходимую для выполнения планов предприятия. При любой конкретной стратегии производства и маркетинга объем запасов можно сократить только до уровня, обеспечивающего реализацию четырех функций запасов. Запасы сверх этого минимального уровня являются избыточными.
Отрицательная роль запасов:
- они замораживают значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на другие цели;
- тормозят улучшение качества, так как организация всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;
- изолируют звенья логистической цепи и стадии бизнес-процесса;
- являются причиной расходов на содержание специально оборудованных помещений, а также оплату труда специального персонала;
- создают постоянный риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции.
Мы определили понятие
запасов, проклассифицировали их по
разным признакам, увидели их значимость
в работе предприятия и влияние
на минимальные общие
Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением двух основных задач управления запасами:
- определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
- создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
Нормой запаса называется
расчетное минимальное
Управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием.
Контроль за состоянием запасов — это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля за
состоянием запасов обусловлена
повышением издержек в случае выхода
фактического размера запаса за рамки,
предусмотренные нормами
На практике применяются различные методы контроля. В данном пункте рассмотрены два наиболее часто встречающихся метода:
1-система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами;
2-система управления запасами с фиксированным размером заказа.
1) Система управления за состоянием запасов с фиксированным интервалом времени между заказами. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара. В данной системе заказы делаются в строго определенные моменты времени, например один раз в месяц, один раз в неделю.
Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:
И=(А/В)/С (1.2.1)
где И- Интервал;
А- Кол-во раб.дней в году;
В- потребность в заказываемом продукте, шт;
С- оптимальный размер заказа, шт.
Полученный с помощью формулы интервал времени между заказами не может рассматриваться, как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок. Например, при полученном расчетном результате (4 дня), возможно, использовать интервал в 5 дней, чтобы производить заказы один раз в неделю.
Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа, требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:
P = Змакс - ( Зф - Зt ), (1.2.2)
где Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;
Зф - фактический запас на момент проверки;
Зt - запас, который будет израсходован к течение размещения и выполнения заказа.
Графически модель системы контроля за состоянием запаса с фиксированной периодичностью заказа представлена на рисунке 1.2.1
Рисунок 1.2.1 - Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа
Примечание – Источник: [9].
Условные обозначения:
Т - интервал времени, через который повторяется заказ (в нашем случае - 3 дня) - для данной системы величина постоянная;
t - время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере - 1 день);
P1, Р2....Рi, - величина отдельного, i-го заказа;
Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;
Зф - фактический запас на момент проверки;
Зt - запас, расходуемый за время t, необходимое для размещения и выполнения заказа;
А - период времени с интенсивным спросом;
В - период времени с нулевым запасом.
Интенсивность спроса, характеризуемая углом наклона участков линии, описывающей изменение запасов, в этой модели является величиной переменной (угол наклона различных участков ломаной - неодинаков). А поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах также будет различна. Естественно, применять эту систему можно тогда, когда, есть возможность заказывать партии, различные по величине (например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара эта система неприменима). Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был незначителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии несущественности расходов, связанных с выполнением заказа.
Особенностью описываемой системы является также и то, что она допускает возникновение дефицита. Как видно из гpaфика, если спрос резко усилится (то есть график круто уйдет вниз – участок А), то запас закончится до наступления срока подачи заказа. Это означает, что система применима, когда возможные потери от дефицита для предприятия также несущественны.
На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т. д.
2) Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Основополагающий параметр системы - размер заказа. Он зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные.
Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия
графика резко пойдет вниз - участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t >1 - участок В графика), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.
Рисунок 1.2.2 - Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа
Примечание – Источник: [9].
Условные обозначения:
Т1,Т2,…,Тj – величина отдельного j-го периода времени, через который повторяется заказ;
t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);
P – размер заказа, для данной системы контроля величина постоянная;
А – период непредвиденного усиления спроса;
В – период, в котором было допущено нарушение установленного срока поставки;
t1 – фактический срок поставки а период В.
На практике система управления запасами с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:
— большие потери в результате отсутствия запаса;
— высокие издержки по хранению запасов;
— высокая стоимость
— высокая степень
— наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества.
Таким образом, выбор системы управления запасами зависит от специфики предприятия, вида запаса, стоимости товара, характеристик спроса, размеров складских площадей и многих других факторов. Поэтому схема пополнения запаса не может быть одинаковой и универсальной для всех предприятий. После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, или интервал времени, через который повторяется заказ. [4]
2 Анализ управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество
является коммерческой организацией,
имеет обособленное имущество, самостоятельный
баланс, печать, вправе иметь штампы,
бланки со своим наименованием, собственную
эмблему, товарный знак (знак обслуживания),
открывать в установленном
- Доходов, полученных от
- Доходов от ценных бумаг;
- Денежных и материальных
- Капитальных вложений и
- Других источников.
Форма собственности предприятия - акционерная. Размер уставного фонда открытого акционерного общества 10 082 987 200 рублей.
Доли в уставном фонде:
2) ОАО «МАЗ» - 75,0 %. Номинальная стоимость одной акции 4400 рублей. Количество простых (обыкновенных) акций 2291588 штук, в том числе акций, являющихся собственностью Республики Беларусь, 2291588 штук.
Организационная характеристика предприятия представлена в приложении А.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
ОАО «ДЭМЗ» является самостоятельным хозяйственным субьектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия. Основная задача предприятия – активное участие в реализации комплексной программы по наращиванию выпуска пассажирских автобусов и другой конкурентоспособной продукции.
Придерживаясь приоритета автобусной тематики, повышая специализацию в этом направлении, реализуя все доведенные планы МАЗа, предприятие довело удельный вес продукции для Минского автозавода до 74,6 % от общего объема всей выпускаемой продукции.
Репутация такой продукции, как металлоформы, кассетные установки и нестандартное оборудование подтверждена сотрудничеством с ОАО «МАПИД», ОАО "Минский ДСК", ОАО "Минскжелезобетон", СРУП "Витебский ДСК". В настоящее время также выполняют заказы строительных организаций (ЖБИ, ЖБМК, КПД, ДСК, СМТ) таких городов как Минск, Слуцк, Фаниполь, Могилев, Гомель, Витебеск, Полоцк, Гродно, Лида, Мозырь, Брест, Кобрин, Береза, Барановичи, Копыль и другие.