Сущность и задачи транспортной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Задачи, решаемые в логистике: глобальные, общие, частные.
Логистика объединяет такие сферы экономической деятельности, как логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Сущность и задачи транспортной логистики ………………….. 4
Глава 2. Классификация транспорта ….………………………….…..… 6
Глава 3. Транспортное обслуживание и его качество ….…….…..…… 15
Заключение …….…………………………………………..……...……… 30
Список использованных источников ……………………………………… 32

Файлы: 1 файл

курсовая по основы логистики.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Для осуществления перевозок  грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП) – это транспортные предприятие комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами.

Воздушный транспорт. Достоинства: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: высокая себестоимость  перевозок, наивысшие тарифы среди  других видов транспорта; высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий.

  Трубопроводный транспорт.  Достоинства: низкая себестоимость;  высокая пропускная способность;  высокая сохранность груза; низкая  капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.

Выделяют шесть основных факторов влияющих на выбор видов  транспорта: время доставки, частота  отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.3   

Груз – принятая к  перевозке транспортом общего пользования  или иным перевозчиком продукция, а  также различное имущество физических или юридических лиц.

Автомобильные грузы  классифицируются:

По виду тары: тарные; бестарные.

По массе одно грузового  места: штучные (<250 кг, а для катных грузов (бочки, катушки, кабели) – до 500 кг); повышенной массы (от 250 кг, а для катных от 500 кг до 30 т); тяжеловесные (штучные неделимые >30 т).

По размерам: допускаемые  к перевозкам по дорогам общего пользования  и крупногабаритные – размеры  не должны превышать по ширине 2,5 м, по высоте – 3,8 м, длина за пределом заднего борта кузова – 2м.

По способу погрузке и выгрузке: штучные; сыпучие; навалочные; наливные.

По размеру отправки: мелкопартионные (до 5т); партионные (от 5 до 30 т); массовые (более 30т);

По специфическим свойствам: скоропортящиеся; опасные; антисанитарные (мусор, нечистоты); животные.

Совокупность показателей  грузов, которая определяет требования ко всем условиям его перевозки, называется его транспортной характеристикой.

Классификация грузов на морском транспорте:

Массовые: наливные; навалочные; насыпные; лесоматериалы.

Общие (генеральные): мешковые; контейнерные и пакетные; штучные  и тарные; металлы и металлические  изделия; тяжеловесные и габаритные.

Особорежимные: опасные; скоропортящиеся; скот и животные; сырые  продукты, т.е. грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил.

Перевозимый груз состоит  из собственного груза и тары. Полная масса и тары называется массой брутто, чистая – массой нетто.

Различные виды груза  снабжаются соответствующей маркировкой.

Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры их сохранности при транспортировке.

Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и  название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт  отправления и назначения.

Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числители порядковый номер, под  которым эта отправка принята  к перевозке по книге отправления, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью – номер грузовой накладной. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

При отправлении продукции  следует определить массу груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а  на водном транспорте – и по осадке судна.

Задачи управления транспортом  в процессе физического движения товаров на пути от производителя  к потребителям после сформирования  логического канала распределение  сводится к следующим:

1. выбор вида транспорта и определение видов транспортировки;

2. выбор вида грузовых перевозок и маршрутизация грузопотоков;

3. управление и контроль за движением транспорта в ходе доставки товара по логической цепи.4

Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующие соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляют договор перевозки. В этом договоре перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель обязуется в установленном порядке оплатить работу перевозчика.

Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В комплект необходимой сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.

 При отправке груза  автомобильным транспортом основным  документом является типовой  договор на перевозку, а для  расчетов между заказчиком и автотранспортной организацией обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возращен по окончанию работы.

  При отправке груза  морским транспортом в случае  использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент может быть именным, т.е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е. поручительным, и предъявительным, т.е. действительным по факту его предъявления. Если используемое судно совершает не регулярный рейс на условиях фрахта, то составляемый договор морской перевозки называется чартерным. В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (по принципу «море – река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ называется накладная. Если же осуществляется межпортовая перевозка, т.е. морская перевозка в чистом виде, то первичные документ для передачи груза на судно является так называемый «погрузочный ордер».

При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом является заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные  договоры. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная.

Перевозки грузов воздушным  путем также осуществляются согласно соответствующим образом оформленной  накладной.

 

Глава 3. Транспортное обслуживание и его качество

Практика показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.

Время и качество становятся самыми критическими факторами в  системе транспортной логистики. Все транспортные операции должны подчиняться важнейшему требованию логистики — доставке «точно в срок» с обеспечением сохранности груза. Поэтому невозможно эффективного взаимодействия между перевозчиком, логистическим оператором и потребителем транспортных услуг без информационных ресурсов интегрированной логистики.

В хозяйственную практику предприятия и фирмы стали  внедрять новые методы и технологии доставки товаров, базирующиеся на концепции  интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, на развитии новейшей техники в области информатики и коммуникации. Можно утверждать, что началось органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство — транспорт — распределение».

Новый подход к транспорту как ключевой части логистической цепи приводит в необходимости рассмотрения его  в разных аспектах. Прежде всего, транспортные предприятия и организации должны направить свою коммерческую и производственную деятельность на изучение, анализ и удовлетворение потребностей общества во всех видах транспортных услуг. До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. Это было вызвано административно-контрольной системой управления в государстве, отсутствием конкуренции и рыночных отношений. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта стран с рыночной экономикой. Понятие «услуга транспорта» начинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта.

Согласно существующим понятиям к  услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полетной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относятся виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспорт, связь).

Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся, к следующим положением:

- услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т.е. они не могут накапливаться);

- продажа услуг - это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;

- услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг;

- услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и/или предваряющим процесс материального производства. 5

Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

- перевозку грузов и пассажиров;

- погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);

- хранение грузов;

- подготовку перевозочных средств;

- предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;

- перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;

- прочие услуги.

Анализ отечественного и зарубежного  опыта позволяет предложить следующую  классификацию услуг транспорта:

- по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта услуги подразделяются на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не  перевозочные;

- по виду потребителя, которому предоставляется услуга, - на внешние (предоставление нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние, (предоставление другим предприятиям и организациям транспорта). Например, внутренними являются услуги по предоставлению подвижного состава автотранспортным предприятием экспедиторскому для выполнения перевозок;

- по характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, - на технологические, коммерческие, информационные.

Логистические (в том  числе и транспортные) услуги основываются на следующих положениях и правилах:

- каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

- в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия к информации;

- услуга (или часть ее) не может быть рециклирована;

- услуги нельзя нарабатывать про запас;

Информация о работе Сущность и задачи транспортной логистики