Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия……………………4
1.1. Товарная политика предприятия и
метод управления запасами «точно в срок»……………………………………………..4
1.2. Понятие запасов и их классификация……………………………………………………..5
1.3. Общая схема и параметры управления запасами…………………………………………7
1.4. Классическая модель расчета параметров заказа — ЕОQ модель……………………...10
1.5. Системы управления запасами……………………………………………………………12
1.5.1.Система с фиксированным размером заказа…………………………………………....12
1.5.2.Система с фиксированным интервалом времени между заказами……………………14
1.5.3.Система управления запасами с установленной
периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня………………………...17
1.5.4.Система «минимум-максимум»…………………………………………………………18
1.6. Динамические и стохастические модели управления запасами ...……………………..19
1.7. Методы анализа АBС и XYZ ……………………………………………………………..23
2. Применение моделей управления запасами на практике…………………………………24
2.1. Различные варианты модели EOQ………………………………………………………..24
2.2. Пример применения ABC анализа………………………………………………………..27
2.3. Расчет параметров и графическое моделирование системы управления
запасами с фиксированным размером заказа…………………………………………...28
2.4. Расчет параметров и графическое моделирование работы системы
управления запасами с установленной периодичностью пополнения
запасов до постоянного уровня …………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………………………….35
Курсовая работа
по дисциплине «Логистика» на тему:
«Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия»
Калининград, 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Управление
запасами в логистике и
1.1. Товарная политика предприятия и
метод управления запасами «точно в срок»……………………………………………..4
1.2. Понятие
запасов и их классификация…………
1.3. Общая схема и параметры управления запасами…………………………………………7
1.4. Классическая модель расчета параметров заказа — ЕОQ модель……………………...10
1.5. Системы
управления запасами…………………………………………………………
1.5.1.Система с фиксированным размером заказа…………………………………………....12
1.5.2.Система
с фиксированным интервалом
1.5.3.Система
управления запасами с
периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня………………………...17
1.5.4.Система
«минимум-максимум»………………………………
1.6. Динамические и стохастические модели управления запасами ...……………………..19
1.7. Методы анализа АBС и XYZ ……………………………………………………………..23
2. Применение моделей управления запасами на практике…………………………………24
2.1. Различные варианты модели EOQ………………………………………………………..24
2.2. Пример применения ABC анализа………………………………………………………..
2.3. Расчет параметров и графическое моделирование системы управления
запасами с фиксированным размером заказа…………………………………………...28
2.4. Расчет параметров и
управления запасами с установленной периодичностью пополнения
запасов до постоянного уровня …………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов.
Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а, следовательно, и снижение размеров запасов, вплоть до работы с колес, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы.
Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товарно-материальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.
Изучение товарной политики предприятия, её отслеживание и корректировка необходимо проводить в рамках политики предприятия, поскольку товарная политик также влияет на развитие предприятия, как и рациональное управление запасами.
В данной работе будут рассмотрены теоретические аспекты товарной политики и управления запасами, будет рассмотрен вопрос, какое влияние оказывает товарная политика на управление запасами, рассмотрен метод управления запасами «точно в срок», само понятие запасы и их классификация, классическая модель расчета параметров заказа - EOQ модель, рассмотрены различные модели управления запасами, два метода анализа, часто используемые в логистике: ABC, XYZ-анализ. Теоретические аспекты будут раскрыты в первой части работы, во второй же части работы говорится о том, каким образом происходит расчёт параметров различных систем управления запасами и дается представление графического моделирования этих систем.
1. Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия
1.1. Товарная политика предприятия и метод управления запасами «точно в срок»
При разработке стратегии управления запасами учитывается товарная политика фирмы, предприятия. Что такое товар? Товар – это физический объект или услуга, а также символические частности и обязательства, которые могут удовлетворять нужды и потребности, принести выгоду покупателю. По этому определению товар рассматривается с точки зрения покупателя.
Покупатель покупает не только товар
как физический объект, но и услуги,
которые сопутствуют его
В логистике понятие товар
Товар может выражаться в товарной единице, т. е. конкретном специфическом виде продукта. Существуют понятия товарный ассортимент и товарная номенклатура. Первое понятие – это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы одним признаком: общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен. Второе понятие – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи.
Товарная номенклатура характеризуется тремя показателями: шириной, глубиной и последовательностью (гармоничностью). Ширина товарной номенклатуры – общая численность различных ассортиментных групп, глубина товарной номенклатуры – число видов (вариантов) каждого отдельного товара в каждой ассортиментной группе. Последовательность (гармоничность) товарной номенклатуры означает степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения конечного использования, каналов распределения и других показателей.
Решения, принимаемые в рамках товарной политики, должны определять ряд следующих позиций:
¨ номенклатуру товаров;
¨ глубину и ширину ассортиментных групп товаров;
¨ диапазон размеров каждого товара;
¨ качество товара;
¨ модификации товара;
¨ выпуск новых товаров;
¨ стандартизацию товара;
¨ количество каждого вида товаров, выпускаемое за определенный период времени, и др.
Товарная политика формирует запасы продукции на фирмах. Поэтому в коммерческой логистике уместно рассмотреть политику фирм в области управления запасами. В связи с этим обратимся к перспективному методу управления запасами "точно в срок".
"Точно в срок" – это философия, которая может быть применена в логистике ко всем аспектам предпринимательства, включая производство, отгрузки и закупки продукции. Ядром этой философии является точка зрения, что все запасы нежелательны и они должны быть устранены или сведены к минимуму. Традиционная же политика представляет собой систему производства, при которой продукция имеется "на всякий случай" с тем, чтобы можно было удовлетворить непредвиденный на нее спрос. Такая практика очень дорогостоящая по причине содержания большой площади складских помещений для хранения запасов.
Возникает вопрос: строить ли на имеющейся площади фирмы, предприятия складские помещения для хранения запасов или расширять производственные мощности, а с ними и выпуск продукции. Фирмы, предприятия, как правило, применяют второй вариант, поскольку метод управления запасами по принципу "точно в срок" связывает всю деятельность в процессе физического производства и распределения. Цель этого метода – производить и отгружать продукцию точно в срок для ее дальнейшего использования. Особое значение для реализации принципа "точно в срок" имеют такие аспекты, как закупки и производство вместе с контролем качества.
Принцип "точно в срок" применяется к закупкам для сокращения или устранения запасов. Предусматривается наличие нужного материала в соответствующем товарно-распределительном центре в требуемое время и доставка его на следующий день после заказа, причем в хорошем состоянии и без потерь.
Принцип "точно в срок" предполагает наличие нескольких надежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектировании изделия, обеспечении контроля качества и стабилизированных графиков производства.
Для успешной реализации продукции по этому методу большое значение имеет вид транспортировки и отгрузки. Каждый вид транспортировки, естественно, имеет свои преимущества и недостатки относительно других видов. Например, автотранспорт эффективен при перевозке продукции мелкими партиями из товарно-распределительных центров в соответствии с графиком производства. Поэтому фирмы, предприятия стали в большей мере использовать автотранспорт, чем железнодорожный транспорт, сохранив за железнодорожным транспортом приоритет по перевозкам на большие расстояния. Просматривается также тенденция некоторых фирм при использовании метода "точно в срок" к сокращению количества поставщиков и их географическому приближению к своим предприятиям.
1.2. Понятие запасов и их классификация
Запасы как экономическая
В терминологическом словаре по логистике [6] материальные запасы определены как «находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного».
Классификация запасов производится по различным признакам:
По месту продукции в
С позиции интегрального подхода по отношению к базисным логистическим активностям запасы подразделяются на запасы МР в снабжении, производственные запасы МР, НП и ГП, сбытовые (товарные) запасы ГП в системе дистрибьюции и совокупные материальные запасы.
Запасы в снабжении — это МР, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов МР товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства ГП.
Производственные запасы — это
запасы МР и НП, предназначенные дли
обеспечения выполнения производственного
расписания в пределах производственно-
Сбытовые (товарные) запасы — это запасы ГП, находящиеся на складах ГП фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи). Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиций общих издержек.
По отношению к основным комплексным логистическим активностям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.
Складские запасы — это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы (ЗЛС) как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы МР, НП или ГП находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС.
К специфическим складским
По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.
Текущий запас (часть запаса) — основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.
Страховой или гарантийный запас
(часть запаса) предназначен для
элиминирования логистических и
финансовых рисков, связанных с непредвиденными
колебаниями спроса на ГП, невыполнением
договорных обязательств по поставкам
МР (нарушением сроков, объемов поставок,
качества поставляемых МР и т.п.), сбоями
в производственно-
Информация о работе Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия