Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Все эти условия должны соблюдаться поставщиками товаров. Закупки через поставщиков начинаются с анализа поведения рынка  и выбора поставщиков. Этот выбор  – один из важнейших задач магазина. На выбор поставщика существенное влияние  сказывают результаты работ по уже заключенным договорам, применяя следующие критерии:

  • Надежность поставки;
  • Определенное время от получения заказа до поставки партии товаров;
  • Гибкость поставки;
  • Наличие заказанной продукции на складе поставщика;
  • Возможность предоставления кредитов отсроченного платежа.

В любое время, при  нарушении каких либо условий  критерий поставщиками, магазин разрывает  с ними контракт.

   Универсам «Айсберг» (отдел бытовой химии) сотрудничает с большим количеством поставщиков. При закупке товара имеет значение спрос покупателей. При выборе поставщика имеет значение качество и ассортимент товара; цена и предоставленные скидки. В таблице 4 показаны поставщики универсама и поставляемая ими продукция.

Таблица 4. – Перечень основных поставщиков универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)

Поставщики

Группа товаров

ООО «Воронеж-Фрахт»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, средства личной гигиены


 

Продолжение Таблицы 4

ООО Компания «Вектор»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, средства личной гигиены

ИП Ефимов Д.А.

Стеклянные, керамические, металлические товары, товары из пластмасс

ООО «Натол»

Стеклянные, керамические товары, товары из пластмасс.

ООО «4 сезона»

Трикотажные товары

ООО «Электропромснаб»

Электротовары

ООО «Сигма-опт»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, средства личной гигиены

ИП Цепа Н.О.

Стеклянные, керамические, металлические товары,  бытовая  техника

Дом моды «Серж»

Трикотажные товары

ИП Ерохина В.А

Парфюмерно-косметические  товары

ООО фирма «Школьный мир»

Канцелярские принадлежности

ООО «Чистый дом»

Товары бытовой химии, парфюмерно- косметические товары

ИП Бакутин К.А.

Стеклянные, керамические, металлические товары, товары из пластмасс, бытовая техника, ножевые изделия и столовые приборы

ООО «Серпантин»

Игрушки

ООО «Парфюм-финист»

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары

ИП Юдаев Р.О.

Электротовары

ИП Кикоть А.Г.

Товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары


 

     Исходя  из таблицы 4 видно основных  поставщиков универсама. Дистрибьютером являются: ООО Компания «Вектор», ООО «Воронеж-фрахт», ИП Цепа Н.Р., ИП Бакутин К.А.

Налаживая прочные  хозяйственные связи с поставщиками, универсам строит свою торговую деятельность на договорной основе. Со всеми поставщиками, с которыми работает магазин заключены договора поставки, в которых оговорены все обязательные условия: дата заключения, полное наименование сторон, заключивших договор, количество и ассортимент товаров, подлежащих поставке, сроки исполнения, порядок поставки товаров, качество, комплектность, упаковка и маркировка товаров, цены и прядок расчетов, имущественная ответственность сторон.

Начиная работу с новыми участниками рынка, «Айсберг» (отдел бытовой химии) оценивает их финансовые качества, надежность поставки, уровень цен по сравнению с другими участниками рынка, тщательно изучает условия договора поставки продукции.

 

2.3 Политика  управления запасами в универсаме  «Айсберг»(отдел бытовой химии)

 

     Важным условием эффективности коммерческой деятельности магазина являются товарные запасы и скорость обращения товаров.

  Товарные запасы  – это совокупность товарной  массы находящиеся в сфере  обращения и предназначенных  для продажи. Универсам «Айсберг»  имеет свой склад, где хранятся все товарные запасы. Факторы, влияющие на необходимость образования и изменение товарных запасов:

    • Формирование страховых резервов;
    • Неравномерность размещения производства;
    • Неравномерность спроса;
    • Сезонность производства и потребления;
    • Интервалами завоза товаров. [12]

  Основная цель  образования товарных запасов в розничной торговле – формирование широкого и устойчивого ассортимента для удовлетворения спроса покупателей – физических лиц, но никак не обработка товарных потоков.

Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели:

 

1. Объем товарных запасов  может измеряться в натуральном  и стоимостном выражении. На  практике определяют три вида  данного показателя:

 

- минимально допустимый  объем, свидетельствующий о необходимости  пополнения товарных запасов,

 

- максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,

 

- резервный объем,  гарантирующий владельцу бесперебойную  работу предприятия в непредвиденных  случаях.

 

2. Уровень товарных  запасов.

     Средние товарные запасы за период времени. Необходимость расчета средних товарных запасов обусловлена тем, что объем запасов может быть учтен только на определенный момент времени (так как в процессе оборота происходит колебание данной величины в зависимости от ритма поставок и изменений рыночной ситуации). Для расчета средних товарных запасов применяется два способа.

      Таблица 5. – Обеспеченность товарными запасами магазина «Айсберг» (отдел бытовой химии)

Показатели

2010г

2011г

2012г

Отношение 2012г к 2010гг,%

Товарные запасы на конец  года, тыс. руб.

4680

6759

8900

190,2

Товарооборот, тыс.руб.

18236

23696

27121

148,72

Среднегодовые товарные запасы, тыс.руб.

1282

2010

2800

218,41

Уровень товарных запасов , дн.

92

103

130

141,3

Скорость товарного  обращения, тыс. оборотов

14

12

11

78,57


  Данные таблицы 5 показывают, что магазин за 2 года увеличил свои товарные запасы на 90,2 % в связи с тем, что магазин располагает складом. В связи с этим увеличилась товарооборачиваемость на 48,72%, что означает более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых операций. При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все элементы этой системы взаимосвязаны, поэтому  пренебрежение   каким-либо   из   них   способно   серьезно   нарушить функционирование товародвижения и отрицательно повлиять на престиж торгового предприятия. Логическая система управления позволяет оптимизировать и управление товарными запасами.

     Проанализировав управление товарооборотом и запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии), можно сделать следующие выводы:

Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:

- увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос,

- уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль,

- улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается объем производства товаров.

     Среди множества существующих систем управления запасами универсам «Айсберг» использует наиболее оптимальную для розничной торговли – систему c фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса. В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема. В этой системе контроля состояния запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные.

     Нормируемыми  величинами являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа. При наличии широкого ассортимента необходимым условием применения системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.

     Рассматриваемую систему иногда называют «двухбункерной» (two-bin system), так как запас хранится как бы в двух складах-бункерах. Вначале удовлетворение спроса осуществляется из первого бункера. Окончание запасов в этом бункере является точкой заказа. В этот момент для снабжения потребителя открывается второй бункер, одновременно поставщику направляется заказ. В момент прибытия заказанного товара во втором бункере должен оставаться запас не ниже страхового. При распределении поступившего от поставщика заказа вначале полностью заполняется второй бункер. Оставшееся количество используется для заполнения первого. (см. Приложение 1)

    Данная модель позволяет наглядно представить себе текущий запас, так как здесь  - это то количество запаса, которое физически вытекает из обоих бункеров, обеспечивая непрерывность торгового процесса между очередными поставками.

 

    

    

 

 

 

 

 

3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг» (отдел бытовая химия)

3.1 Дифференциация  ассортимента по методу ABC

 

     Оптимизация  запасов экономит до половины  издержек по работе с ними. Многие принимаются за оптимизацию,  но скоро вязнут в большой  номенклатуре, так как без современной  компьютерной системы оптимизировать управление запасами каждого из тысяч наименований товаров невозможно.

     Для работы  по оптимизации запасов необходима  разработка технического задания  для автоматизации следующих  операций управления запасами:

- статистика и анализ расхода товаров за любой период;

- проведение объемно-стоимостного ABC-анализа и XYZ-

анализа;

- расчет минимального, среднего, страхового, 

максимального и оптимального запасов;

- расчет точки заказа;

- расчет оптимальных  количеств для заказов;

- подготовка проектов  заявок на пополнение запасов; 

- контроль исполнения  заявок;

- выявление неликвидов;

- выявление тенденций  изменения спроса на товары;

- разработка процедуры  контроля запасов; 

- обеспечение наличия  страхового запаса;

- расчет и контроль  стоимости запасов; 

- разработка мер по  ликвидации поврежденных и морально 

устаревших товаров;

- организация обработки  статистической и аналитической 

информации;

- определение параметров  контроля качества управления 

запасами; постановка задач для компьютеризации процессов

контроля. [1]

     АВС-анализ  является эффективным методом  выделения из множества влияющих  факторов и элементов тех, которые  имеют особое значение для  достижения поставленных целей  и поэтому должны обладать  высоким приоритетом. ABC-анализ, который основывается на принципе Парето. Последний, в свою очередь, гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.

     Данное  правило может быть применено  к различным социально-экономическим  явлениям и бизнес-процессам.  Например: 80% работы выполняется за 20% времени; 80% прибыли компании обеспечивают 20% клиентов; 80% площадей склада занимают 20% товарных запасов; 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов; 80% проблем вызвано 20% дефектов и т.д.

     В каждом  конкретном случае данная пропорция  может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.

В рамках анализа ассортимента данное правило говорит о том, что 20% товаров обеспечивают 80% товарооборота магазина.

Информация о работе Управление запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовая химия)