Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………
Организационно – управленческая структура универсама «Айсберга»:
Руководитель |
Администратор |
Продавец, кассир, уборщица, грузчик |
Рис.1 – Организационно – управленческая структура предприятия
На данном предприятии каждый сотрудник занимается непосредственно своими прямыми обязанностями.
Проанализируем экономическую эффективность коммерческой деятельности универсама «Айсберг» с помощью Таблицы 2.
Таблица 1. – Экономическая эффективность коммерческой деятельности универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Годы |
Отношение 2012 к 2010,% | ||
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||
Товарооборот |
Тыс.руб. |
18236 |
23696 |
27121 |
148,72 |
Издержки обращения |
Тыс.руб. |
1437 |
1658 |
1835 |
127,7 |
Затраты на закупку товаров |
Тыс.руб. |
14600 |
19219 |
21930 |
150,21 |
Прибыль |
Тыс.руб. |
2199 |
3019 |
3356 |
152,62 |
Уровень рентабельности, товарооборота |
% |
12,06 |
12,74 |
12,37 |
- |
Уровень рентабельности по издержкам обращения |
% |
153,03 |
182,09 |
182,89 |
- |
Валовый доход |
Тыс. руб. |
3636 |
4477 |
5191 |
142,77 |
Анализ основных показателей торгового предприятия свидетельствует об эффективности его функционирования. Так исходя из данных таблицы видно, что на изучаемом торговом предприятии за период 2010г.-2012г. наблюдается благоприятная тенденция к увеличению прибыли в динамике. К 2012 г. товарооборот увеличился на 48,7%, а прибыль увеличилась на 52, 6% и составила 3356 тыс.руб. Также увеличились затраты на закупку товаров и издержки обращения.
Одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности, является уровень рентабельности.
Как экономическая категория рентабельность означает способность предприятия возмещать не только текущие производственные затраты денежной выручкой, поступающей от реализованной продукции, но и получать необходимую прибыль для покрытия затрат на расширение и развитие, премирование работников предприятия и повышения культурно-бытовых условий жизни трудящихся. Такой показатель дает уже очень многое для оценки экономики хозяйства, но оно не раскрывает, за счет чего предприятие получило прибыль или понесло убытки, где и в чем источники сокращения затрат, пути преодоления убыточности и повышения рентабельности.
Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она определяется отношением прибыли к товарообороту.
Уровень рентабельности товарооборота в течении трех лет варьируется: в 2010г. составил 12,06%,в 2011г. 12,74%,в 2012г. 12,37%, при этом прибыль и товарооборот неизменно растут.
Таким образом, анализ данных показал, что в современных условиях изучаемый магазин ориентируется не только на структурное и организационное развитие, но и стремится к повышению экономических и финансовых показателей и эффективности коммерческой деятельности в целом.
2.2 Характеристика
материальных потоков на
Материальным потоком называют: находящиеся в движении материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещениями в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка и т.п.)[2]
По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным. Проанализируем входной материальный поток .
Таблица 2. – Структура входного материального потока
Группа товара |
2010 тыс. руб. |
% |
2011 Тыс. руб. |
% |
2012 Тыс. руб. |
% |
Отношение 2012 к 2010,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Бытовая химия |
5306 |
35,65 |
7055 |
35,89 |
7962 |
35,16 |
150,06 |
Стеклянные товары |
910 |
6,11 |
1213 |
6,17 |
1400 |
6,18 |
153,85 |
Керамические товары |
289 |
1,94 |
114 |
0,58 |
290 |
1,28 |
100,35 |
Электротовары |
96 |
0,64 |
105 |
0,53 |
180 |
0,79 |
187,5 |
Бытовая техника |
116 |
0,78 |
226 |
1,15 |
250 |
1,10 |
215,52 |
Трикотажные товары |
704 |
4,73 |
800 |
4,07 |
900 |
3,97 |
127,84 |
Канцелярские товары |
834 |
5,60 |
1033 |
5,25 |
1200 |
5,30 |
143,88 |
Парфюмерно-косметические товары |
5235 |
35,17 |
6789 |
34,53 |
7610 |
33,61 |
145,37 |
Продолжение Таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ножевые изделия и столовые приборы |
179 |
1,20 |
499 |
2,54 |
508 |
2,24 |
283,8 |
Средства личной гигиены |
50 |
0,34 |
140 |
0,71 |
180 |
0,79 |
360 |
Товары из пластических масс |
941 |
6,32 |
1245 |
6,33 |
1450 |
6,40 |
154,09 |
Металлическая посуда |
128 |
0,86 |
200 |
1,02 |
295 |
1,30 |
230,47 |
Игрушки |
156 |
1,05 |
240 |
1,22 |
390 |
1,72 |
250 |
Всего |
14884 |
100 |
19659 |
100 |
22645 |
100 |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что потребность в закупках на протяжении всех трех лет неизменно растет, единственная группа товаров, потребность в которой уменьшилась в 2011 г. это керамические товары. Но к 2012 г. они снова стали закупаться на прежнем уровне. Бытовая химия и парфюмерно-косметические товары закупаются в большом объеме.
Охарактеризуем материальный поток относящийся к универсаму «Айсберг»(отдел бытовой химии).
По отношение к логистической системе:
Внешний материальный поток образуется при доставке товаров, тары и т.п. на предприятие.
Внутренний материальный поток: участок загрузки – участок приемки – склад – торговый зал.
По натурально - вещественному признаку материальный поток в данном магазине можно охарактеризовать как многоассортиментный.
По количественному признаку входной материальный поток можно назвать средним - товары завозятся партиями на газели.
По удельному весу: на предприятии есть материальные потоки как легковесные, так и тяжеловесные.
По степени совместимости: большинство материальных потоков на предприятии совместимые, то есть при хранении, обработке, транспортировке грузов и т.п. не происходит их негативное влияние на качество друг друга. Можно говорить о товарной совместимости образующих материальный поток грузов.
Проанализируем выходной материальный поток в Таблице 3.
Таблица 3.- Структура выходного материального потока
Группа товара |
2010 тыс. руб. |
% |
2011 Тыс. руб. |
% |
2012 Тыс. руб. |
% |
Отношение 2012г. к 2010г.,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Бытовая химия |
6338 |
34,76 |
7800 |
32,92 |
8315 |
30,77 |
131,19 |
Стеклянные товары |
970 |
5,32 |
1092 |
4,61 |
1200 |
4,44 |
123,71 |
Керамические товары |
390 |
2,14 |
500 |
2,11 |
680 |
2,52 |
174,36 |
Электротовары |
307 |
1,68 |
459 |
1,94 |
550 |
2,04 |
179,15 |
Бытовая техника |
550 |
3,02 |
780 |
3,29 |
881 |
3,26 |
160,18 |
Трикотажные товары |
825 |
4,52 |
1031 |
4,35 |
1360 |
5,03 |
164,85 |
Канцелярские товары |
900 |
4,94 |
1250 |
5,28 |
1381 |
5,11 |
153,44 |
Парфюмерно-косметические Товары |
6070 |
33,29 |
8100 |
34,18 |
8950 |
32,94 |
146,62 |
Продолжение Таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ножевые изделия и столовые приборы |
190 |
1,04 |
211 |
0,89 |
421 |
1,56 |
221,58 |
Товары из пластмасс |
1080 |
5,92 |
1380 |
5,82 |
1800 |
6,66 |
166,67 |
Средства личной гигиены |
165 |
0,90 |
348 |
1,47 |
550 |
1,85 |
303,03 |
Игрушки |
202 |
1,11 |
380 |
1,60 |
560 |
2,07 |
277,23 |
Металлическаяпосуда |
249 |
1,37 |
365 |
1,54 |
473 |
1,75 |
189,96 |
Всего |
18236 |
100 |
23696 |
100 |
27121 |
100 |
148,72 |
Данные таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что товарооборот исследуемого предприятия за период 2010-2012 годов увеличился на 48,72%. Анализ структуры выходного материального потока позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимает бытовая химия, парфюмерно-косметические товары, доля которых составляет соответственно 8315тыс.руб.,8950 тыс.руб. К 2010 г. их продажа увеличилась на 31,19% и 46,62% соответственно, а продажа стеклянных товаров, игрушек металлической посуды соответственно увеличилась на 23,71%, 77,23%, 89,96%. В целом продажа групп товаров увеличилась.
Факторы, влияющие на товарооборот: