Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………
Метод ABC-анализа
позволит определить те 20% товаров,
которые являются
По этой системе запасы подразделяются на группы А, В и С. Группа А объединяет наиболее активные виды запасов, В — запасы средней активности и С — запасы с наиболее низким уровнем активности. Товары располагаются по убывающей активности продаж. Группа А, как наиболее активная, подвергается самому тщательному контролю, группе В оказывается меньше внимания, а группа С контролируется наименее активно.
Решающее преимущество АВС-анализа заключается в простоте применения, Метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области. С помощью АВС-анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. Деятельность концентрируется на решении важнейших задач, в результате появляется возможность целенаправленного уменьшения затрат на остальные сферы.
Слабое место АВС-анализа заключается в поиске объективных критериев оценки элементов, критериев, которые имеют решающее значение для достижения результата. Данная проблема решается относительно просто для количественно измеримых факторов (есть объективные меры, которые можно использовать для сравнения). Для качественных критериев (например, качество производственной программы) характерны существенно большие требования к принимающему решение.
ABC-анализ - анализ товарных запасов путём деления на три категории:
• А - наиболее ценные, 20 % - тов.запасов; 80 % - продаж
• В - промежуточные, 30 % - тов.запасов; 15 % - продаж
• С - наименее ценные, 50 % - тов.запасов; 5 % - продаж
В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Иногда аналитики расширяют данную сегментацию, выделяя так называемые склонные в долгосрочной перспективе к росту товары, или товары, которые показывают большую прибыльность при меньших объемах. [11]
По сути, ABC-анализ - это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж - всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых товаров и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.
Давайте рассмотрим алгоритм проведения ABC-анализа:
1. Определяемся с целью
проведения анализа. Т.е. мы
должны понимать конечный
2. Определяем действия
по итогам анализа. Т.е. каким
образом мы будем
3. Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), прибыльность единицы продукции, товарный запас, оборачиваемость и т. д. Иногда можно применить комбинированный подход, т.е. сформировать удельный показатель, который будет анализировать сразу несколько значимых для нас параметров.
4. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.
5. Рассчитываем долю
параметра от общей суммы
6. Выделяем группы
А, В и С: присваиваем
И так, объектом исследования является универсам «Айсберг»(отдел бытовая химия). Весь торговый ассортимент мы разделяем на 3 группы A, B и C по признаку доли в реализации. В таблице 6 представлены исходные данные для расчета. Это товарные группы, реализуемые магазином, годовые и квартальные объемы продаж.
Таблица 6. – Исходные данные для проведения анализа ABC(руб.)
№ позиции |
Группа товаров |
Годовая реализация продукта, тыс.руб |
Реализация за квартал | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Бытовая химия |
8315 |
1200 |
3248 |
2067 |
1800 |
2 |
Стеклянные товары |
1200 |
130 |
200 |
500 |
370 |
3 |
Керамические товары |
680 |
80 |
100 |
148 |
352 |
4 |
Электротовары |
550 |
90 |
110 |
125 |
225 |
5 |
Бытовая техника |
881 |
240 |
300 |
200 |
141 |
6 |
Трикотажные товары |
1360 |
260 |
300 |
420 |
380 |
7 |
Канцелярские товары |
1381 |
210 |
356 |
480 |
335 |
8 |
Парфюмерно-косметические товары |
8950 |
1400 |
2350 |
3100 |
2100 |
9 |
Ножевые изделия и столовые приборы |
421 |
65 |
120 |
130 |
106 |
Продолжение Таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
Товары из пластмасс |
1800 |
175 |
325 |
500 |
800 |
11 |
Средства личной гигиены |
550 |
53 |
102 |
158 |
237 |
12 |
Игрушки |
560 |
140 |
135 |
145 |
140 |
13 |
Металлическая посуда |
473 |
73 |
105 |
134 |
161 |
ИТОГО |
27121 |
4116 |
7751 |
8107 |
7147 |
Перед тем как начать ABC-анализ мы рассчитаем долю продукта в общей реализации. Данные представлены в Таблице 7.
Таблица 7. – Расчет доли продукта в общей реализации
Группа товаров |
Годовой объем реализации,тыс.руб. |
Доля продукта в общей реализации,% |
Бытовая химия |
8315 |
30,77 |
Стеклянные товары |
1200 |
4,44 |
Керамические товары |
680 |
2,52 |
Электротовары |
550 |
2,04 |
Бытовая техника |
881 |
3,26 |
Трикотажные товары |
1360 |
5,03 |
Канцелярские товары |
1381 |
5,11 |
Парфюмерно -косметические товары |
8950 |
32,94 |
Ножевые изделия и столовые приборы |
421 |
1,56 |
Товары из пластмасс |
1800 |
6,66 |
Средства личной гигиены |
550 |
1,85 |
Игрушки |
560 |
2,07 |
Металлическая посуда |
473 |
1,75 |
Итого |
27121 |
100 |
Следующим шагом мы выстраиваем ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. После чего мы присваиваем каждой позиции упорядоченного списка порядковый номер. Общее число –13. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 7,7% от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составят 15.4% от общего числа позиций. На их долю приходится 63,71% всего оборота склада. (Таблица 8)
Таблица 8. – ABC-анализ
Группа товаров |
Годовой объем реализации, тыс.руб |
Доля продукта в общей реализации,% |
Номер строки упорядоченного списка |
Количество позиций |
Доля продукта нарастающим итогом |
Парфюмерно -косметические товары |
8950 |
32,94 |
1 |
7,7 |
32,94 |
Бытовая химия |
8315 |
30,77 |
2 |
15,4 |
63,71 |
Товары из пластмасс |
1800 |
6,66 |
3 |
23,1 |
70,37 |
Канцелярские товары |
1381 |
5,11 |
4 |
30,8 |
75,48 |
Трикотажные товары |
1360 |
5,03 |
5 |
38,5 |
80,51 |
Стеклянные товары |
1200 |
4,44 |
6 |
46,2 |
84,95 |
Бытовая техника |
881 |
3,26 |
7 |
53,9 |
88,21 |
Керамические товары |
680 |
2,52 |
8 |
61.6 |
90,73 |
Игрушки |
560 |
2,07 |
9 |
69.5 |
92,8 |
Электротовары |
550 |
2,04 |
10 |
77,0 |
94,84 |
Средства личной гигиены |
550 |
1,85 |
11 |
80,7 |
96,69 |
Металлическаяпосуда |
473 |
1,75 |
12 |
92,4 |
98,44 |
Продолжение Таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ножевые изделия и столовые приборы |
421 |
1,56 |
13 |
100 |
100 |
Итого |
27121 |
100 |
- |
- |
- |
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как парфюмерно-косметические товары и бытовая химия, которые относятся к группе А. Это говорит о том, что 15,4% ассортимента дает 64% товарооборота. Такие товары подлежат жесткому учету и контролю, для них необходимо выделить лучшее место в торговом зале, а страховой запас всегда присутствовать в необходимом количестве. К «средним» товарам универсама «Айсберг» можно отнести товары из пластмасс, канцелярские, трикотажные и стеклянные товары. Их относят к группе B. Здесь 46% ассортимента дает 21,24% товарооборота. Они требуют нечастого контроля. К товарам группы C относятся бытовая техника, игрушки, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда, ножевые изделия и столовые приборы. Это так называемые «проблемные» товара. Здесь 53,9% ассортимента дают 15,05% товарооборота. Такие товары являются аутсайдерами по прибыли и товарообороту. Контроль за управлением таких товаров проводится редко.
Минусы ABC-анализа:
1. Он не позволяет оценивать сезонные колебания продаж
2. Он не работает
там, где происходит
3. Он будет неправильным там, где учет товаров ведется с постоянными изменениями в товарной номенклатуре
5. Он будет ненужным, если товарная номенклатура состоит из слишком малого числа позиций (менее 10).
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ
XYZ–анализ - это инструмент, позволяющий разделить продукцию по степени стабильности продаж и уровня колебаний потребления.
Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.
В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма реализованной торговой наценки. Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения: