Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления запасами в торговых организациях (на примере универсама «Айсберг»(отдел бытовой химии)). Данная цель предполагает изучение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов управления запасами на предприятии;
- анализ организационно-экономической структуры предприятия;
- оценка материальных потоков;
- изучение политики управления запасами на предприятии;
- анализ ассортимента по методу ABC и методу XYZ;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии……………..5
1.1 Понятие материального запаса и необходимость его создания……………5
1.2 Виды материальных запасов и критерии их оптимизации……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на величину материальных запасов………………...13
1.4 Системы управления запасами…………………………………………….16
2. Анализ универсама «Айсберг» (отдел бытовая химия), как микрологистической системы………………………………………………….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия……………………………………………………………………..24
2.2 Характеристика материальных потоков на предприятии…………………………………………………………………….27
2.3 Политика управления запасами в универсаме «Айсберг»(отдел бытовой химии)……………………………………………………………………………34
3. Оптимизация материальных запасов в универсаме «Айсберг»……………39
3.1 Дифференциация ассортимента по методу ABC………………………….39
3.2 Дифференциация ассортимента по методу XYZ…………………………..47
3.3 Пути совершенствования управления запасами в универсаме «Айсберг»……………………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы……………
- категория Х, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.
- категория Y, в которую попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
- категория Z, в которую попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно.
Чем стабильнее спрос на товары, тем легче ими управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта.
Этапы XYZ-анализа:
1. Выбираем объект анализа и параметр, по которому будем сравнивать объекты.
2. Определяем количество периодов, по которым будет проводиться анализ(неделя, декада, квартал, год). Для анализа необходимо брать не менее 3-х периодов.
3. Определяем коэффициент
вариации – это
v =( σ / X¯) *100%
где σ – среднее квадратическое отклонение, которое рассчитывается как корень из дисперсии(σ²):
σ = √σ²
Дисперсия рассчитывается по формуле:
где Xi – значение спроса по оцениваемой позиции за i-й квартал;
X¯ - среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
n – число кварталов, за которые произведена оценка.
4. Далее группируем объекты управления в порядке возрастания коэффициентов вариации.
5. И наконец, разделяем объекты на 3 группы: X, Y, Z.
Объектом анализа у нас остаются все те же товарные группы. В качестве периода, по которому будет проводится анализ, возьмем 4 квартала. Далее рассчитываем коэффициент вариации. Рассчитанные показатели приведены в Таблице 9. После этого нам необходимо выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания коэффициента вариации. Также присваиваем каждой позиции упорядоченного списка новый порядковый номер. Данные представлены в Таблице 10.
Таблица 9. – Расчет коэффициента вариации спроса
Группа товаров |
Реализация, тыс.руб. |
Дисперсия |
Среднее квадратическое отклонение |
Коэффициент вариации | |||||
за год |
средняя за квартал |
за квартал | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||
Бытовая химия |
8315 |
2078,75 |
1200 |
3248 |
2067 |
1800 |
554296,7 |
744,5 |
35,8 |
Стеклянные товары |
1200 |
300 |
130 |
200 |
500 |
370 |
20950 |
144,7 |
48,2 |
Керамические товары |
680 |
170 |
80 |
100 |
148 |
352 |
11652 |
107,9 |
63,5 |
Электротовары |
550 |
137,5 |
90 |
110 |
125 |
225 |
2706,3 |
52,0 |
37,8 |
Бытовая техника |
881 |
220,25 |
240 |
300 |
200 |
141 |
3360,2 |
58,0 |
26,3 |
Трикотажные товары |
1360 |
340 |
260 |
300 |
420 |
380 |
4000 |
63,2 |
18,6 |
Канцелярские товары |
1381 |
345,25 |
210 |
356 |
480 |
335 |
9167,7 |
95,7 |
27,7 |
Парфюмерно -косметические товары |
8950 |
2237,5 |
1400 |
2350 |
3100 |
2100 |
369218,8 |
607,6 |
27,2 |
Ножевые изделия и столовые приборы |
421 |
105,25 |
65 |
120 |
130 |
106 |
612,7 |
24,8 |
23,5 |
Товары из пластмасс |
1800 |
450 |
175 |
325 |
500 |
800 |
54062,5 |
232,5 |
51,7 |
Средства личной гигиены |
550 |
137,5 |
53 |
102 |
158 |
237 |
4680,3 |
68,4 |
49,8 |
Игрушки |
560 |
140 |
140 |
135 |
145 |
140 |
12,5 |
3,5 |
2,5 |
Металлическая посуда |
473 |
118,25 |
73 |
105 |
134 |
161 |
1074,7 |
32,8 |
27,7 |
Таблица 10. – Группы товаров,
выстроенные в порядке
Группа товаров |
Коэффициент вариации, % |
Номер строки упорядоченного списка |
Количество позиций упорядоченного списка нарастающим итогом в процентах к общему числу позиций ассортимента , % |
Группа (X, Y или Z) |
Игрушки |
2,5 |
1 |
7,7 |
X |
Трикотажные товары |
18,6 |
2 |
15,4 |
Y |
Ножевые изделия и столовые приборы |
23,5 |
3 |
23,1 |
Y |
Бытовая техника |
26,3 |
4 |
30,8 |
Z |
Парфюмерно-косметические |
27,2 |
5 |
38,5 |
Z |
Канцелярские товары |
27,7 |
6 |
46,2 |
Z |
Металлическая посуда |
27,7 |
7 |
53,9 |
Z |
Бытовая химия |
35,8 |
8 |
61.6 |
Z |
Электротовары |
37,8 |
9 |
69.5 |
Z |
Стеклянные товары |
48,2 |
10 |
77,0 |
Z |
Средства личной гигиены |
49,8 |
11 |
80,7 |
Z |
Товары из пластмасс |
51,7 |
12 |
92,4 |
Z |
Керамические товары |
63,5 |
13 |
100 |
Z |
По данным Таблицы 10 можно сделать вывод, что к товарам группы X относятся товары, с коэффициентом вариации от 0 до 10%, в нашем магазине к таким относятся только игрушки. Спрос на такие товары имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. К группе Y (коэффициент вариации – от 10% до 25%) относятся трикотажные товары, ножевые изделия и столовые приборы. Эти товары характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. И наконец, к товарам группы Z относятся все остальные товары. Коэффициент вариации у таких товаров свыше 25%. Спрос на эти товары имеет нерегулярный характер, а точность прогнозирования его прогнозирования невысокая.
Теперь построим матрицу матрицу ABC-XYZ. Она используется для более глубокого анализа. Для этого в ячейки матрицы вписываются группы товаров. Так в ячейку AX вписываются товары, вошедшие в группу A при выполнении ABC-анализа и в группу X при выполнении XYZ-анализа. (Таблица 11)
Таблица 11. – Матрица ABC-XYZ
AX - |
AY - |
AZ парфюмерно-косметические товары, бытовая химия |
BX - |
BY трикотажные товары |
BZ канцелярские и стеклянные товары |
Продолжение Таблицы 11.
CX игрушки |
CY ножевые изделия и столовые приборы |
CZ бытовая техника, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда |
Из таблицы видно, что товаров, относящихся к группе AX, AY и BX в магазине нет. А вот к группе AZ относятся парфюмерно-косметические товары и бытовая химия. К группе BY – трикотажные товары, BZ - канцелярские и стеклянные товары, CX – игрушки, CY – ножевые изделия и столовые приборы, CZ - бытовая техника, электротовары, керамические товары, средства личной гигиены, металлическая посуда.
3.3 Предложения
по совершенствованию
Первым делом хотелось бы отметить предложения по системам управления запасами для товарных групп:
- для товаров, входящих в группы AX, AY и AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами;
- для товаров, входящих в группу AX, следует рассчитать оптимальный размер заказа;
- товары группы AZ следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть существенный страховой запас;
- управление запасами по товарным группам, входящим в группы BX, BY и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки);
- планирование запасов
по товарам, входящих в группы
Для совершенствования управления запасами на анализируемом предприятии предлагается осуществление следующих мероприятий:
• анализ стабильности, объёма и динамики продаж товара в прошлом периоде;
• расчёт среднего прогнозного значения продаж в будущем, при этом в процессе усреднения будет учитываться график работы, характер спроса на товар, сезонность и другие факторы;
• расчёт нормативов складских запасов с учётом применяемой ассортиментной политики, что позволит поддерживать необходимый ассортимент даже при колебаниях спроса;
• собственно расчёт текущей потребности. Он будет произведен как по отдельному складу, так и в целом по предприятию.
• ликвидация слабооборачивающихся запасов. Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Приведем несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи:
- Перемещение излишних запасов в другое территориальное отделение компании, где не наблюдается необходимости тратить денежные средства для покупки товара, если уже были инвестированы средства в запасы, которые «собирают пыль» в другом отделении компании. Многие дистрибьюторы устанавливают компьютерные программы для решений по перемещению запасов в другую местность, где спрос на товар выше. Этот процесс называется балансирование запасов.
- Предоставление работникам по торговле денежного стимула для продажи товара. Этот способ работает в том плане, что расходится товар, когда торговые работники имеют подходящий стимул.
- Реклама возможности покупки товара для других дистрибьюторов. Рассмотрение варианта размещения товарных запасов в чьих-то глазах. Эту особенность и используют дилеры излишних запасов.
Заключение
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
- материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления; создание запасов требуют некоторых затрат, но и их отсутствия может привести к еще большим потерям;
- все запасы делят на запасы производственные и запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на 4 вида: запасы текущие; запасы страховые; запасы сезонные, запасы переходящие [1]
- величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов;
- существуют 2 основные
системы управления запасами: система
с фиксированным размером
- после изучения организационно-
- налаживая прочные
хозяйственные связи с
- важным условием эффективности коммерческой деятельности магазина являются товарные запасы и скорость обращения товаров, магазин за 2 года увеличил товарные запасы; среди множества существующих систем управления запасами универсам «Айсберг» использует наиболее оптимальную для розничной торговли – систему c фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса;