Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей дизайна заголовков в печатных СМИ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
классифицировать заголовки;
выделить основные функции заголовков;
выявить основные способы графического оформления и размещения заголовков в газете;
проанализировать дизайн заголовков в газете «Комсомольская правда».
Введение………………………………………………………………………… 3
I. Классификация и функционирование заголовков в печатных СМИ…………………………………………………………………………….…5
1.1. Классификация заголовков……………………………………………….5
1.2. Функции заголовков ……………..…………………………….……….10
II. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»…….14
2.1. Графическое оформление и размещение заголовков……………………………………………………………………….14
2.2. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»……………………………………………………………………….…24
Заключение……………………………………………………………………...26
Библиографический список литературы…….………………………………...28
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I. Классификация и функционирование
заголовков в печатных СМИ………………………………………………………………………
1.1. Классификация заголовков……………………………………………….5
1.2. Функции заголовков ……………..…………………………….……….10
II. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»…….14
2.1. Графическое оформление и
размещение заголовков……………………………………………………
2.2. Анализ дизайна заголовков
в газете «Комсомольская правда»……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список литературы…….………………………………...28
Введение
Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. 1
Актуальность обусловлена следующими причинами: повышением значимости заголовков; недостаточной изученностью многих специфических черт заголовков, в частности вопросово функциях, оформлении и размещении газетных заголовков и др.
Объектом исследования являются печатные СМИ.
Предметом данного исследования являются особенности дизайна заголовков в печатных СМИ.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей дизайна заголовков в печатных СМИ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
История изучения вопроса. Данная работа написана на основании трудов ученых, авторитетных в исследуемой области: Сергей Мельник, Алла Тепляшина, Александр Тертычный. Задействованы работы людей, чья профессиональная деятельность связана с журналистикой и публицистикой.
Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух
глав, логически выстроенных
В данной работе использовались следующие методы исследования:
I. Роль и функционирование заголовков в печатных СМИ
1.1. Классификация заголовков
Существует множество классификаций, которые относят заголовки к тем или иным видам. В своей работе рассмотрим совместные классификации Г.С. Мельника, А. Н. Тепляшиной. Здесь заголовки классифицируются сточки зрения информационной составляющей, насыщенности информацией.
1. Заголовок-хроника
Фактически, заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубля текста никак допускать не следует. В целом, конечно, «дубль» нежелателен, но эта давняя рекомендация корректируется особыми соображениями. Новость должна побыстрее дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом ее сообщения «поверх текста».
2. Заголовок — «бегущая строка»
В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Время от времени такие заголовки становятся модными, но поветрие быстро проходит, поскольку есть опасность соседства одинаковых форм, их повторяемости в разных газетах. Выделяемое, примелькавшись, перестает выделяться.
3. Заголовок-резюме
Этот заголовок популярен в разных репортерских материалах. Он дает возможность репортеру, пекущемуся о самоочевидности факта, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Подается такой заголовок в спокойно-повествовательной, «объективной», иногда чуть ироничной, или в игровой манере. Прямое резюме не исключает скрытой иронии.
4. Заголовок-цитата
Заголовки, называющие имена или главных действующих лиц, помогают удвоить интерес. Поэтому широко распространены заголовки-цитаты (прямые и косвенные), которые иногда выглядят вполне законченным разоблачительным материалом.2
Отдельного внимания и
классификации заслуживают
1. «Вирши»
Самый игровой из игровых заголовков, это, конечно, рифмованный. Бывают периоды повального увлечения таким «стихотворством» (например, в «Комсомольской правде» конца шестидесятых). Вкрапления в общую массу заголовков ритмически организованных заглавий встречаются в изданиях всего мира.
2. Аллитерация
Уловив звукоподражание в заметной, выделенной шрифтом фразе заголовка, читатель тоже получает, помимо информации, эстетическое удовольствие:
Дуэль, кончившаяся дуэтом3
(О неожиданно согласном
выступлении на политическую
тему скандально известного
3. «Цветной заголовок»
Например, широко распространены вариации названия популярного фильма «Белое солнце пустыни»: «Черное солнце Чечни», «Яркое солнце Домбая...». Особенно в зарисовках и репортажах «цветопись» используют нетолько в тексте, но и в заголовках: «Белые перчатки и черные дубинки», «Зеленое знамя Аллаха», «Оранжевый плотик в синей дали»
4. «Лозунги» и «призывы»
Поскольку лозунги и призывы в сознании современных россиян накрепко связаны с недавним советским прошлым, эта форма чаще используется как пародийная.
5. Иногда репортер, сочиняя заголовок, использует хорошо известные читателю выражения, словосочетания, но «подправляет» их. Изменяются крылатые слова и знакомые цитаты. Читатель, зная исходный материал, может фантазировать, играть и забавляться вместе с журналистом.4
Использование даже не измененных
афоризмов создает второй смысловой
план, появляются ассоциативные связи:
противоречие, смысловая перекличка,
ироническое переосмысление. Если же
текст меняется, читатель, сличая ему
известный вариант с
Однако заголовок может быть очень остроумным, но при этом путать читателя. Поэтому «игра» должна вестись со всей осторожностью, с оглядкой на интеллектуальный уровень аудитории.5
Для заголовков современной журналистики характерно увлечение разговорностью интонаций, как будто автор уверен в понимании, обращаясь поверх текста к читателю как к единомышленнику.
Существует также и феномен речевой моды: перелистывая газетные страницы, мы в разные периоды ощущаем разное речевое воздействие: периодами явно активен натиск профессионально-жаргонной стихии, некоторое время доминируют доверительные интонации, или, напротив — вызывающий сленг, порой явственно преобладание сдержанной иронии, в другое время — поветрие афористичных «газетных максим» и прямых обращений к читателю. 6
Заголовки, бытующие в современной прессе, могут быть разделены на типы по разным основаниям. Подобное деление помогает более осмысленно «работать» с заголовками, особенно начинающим журналистам. Так, например, можно условно разделить заголовки на типы, исходя из такого основания, как степень их сложности. В этом плане существует три основных типа заголовков:
1. «Простой» заголовок
Он, как правило, состоит из одного предложения, включающего в себя какую-то законченную мысль. Он может быть по характеру не только утвердительным, но и вопросительным.
Пример заголовка такого типа содержит следующий текст («Время новостей», 6 июля 2003 г.):
«Суд над Лазаренко отложен
Начало судебного процесса
в Сан-Франциско над экс-
Как видим, в данном заголовке зафиксирован лишь один аспект взаимодействия одного из граждан с правосудием — перенос намеченного ранее срока судебного заседания. Он не указывает на какие-то иные аспекты этого процесса, например, не называет причины принятого решения, хотя речь о них в заметке тоже идет.
Простые заголовки, как правило, открывают небольшие по объему сообщения о каких-то дискретных событиях, представляющих собой один «шаг« в развитии действительности. Именно суть этого «шага» и фиксируется в «простом» заголовке.
2. «Усложненный» заголовок
Подобные заголовки отличаются от «простых» тем, что «формируются» из нескольких самостоятельных, логически завершенных частей, представляющих некую законченную мысль, утверждение или отдельный вопрос, важные для понимания сути данного материала.
3. «Заголовочный комплекс»
Как известно, журналистские
тексты очень разнообразны. Они отличаются
друг о друга не только по тематике,
но и по способу отображения
Таким образом, была дана классификации теоретиков, по которой заголовки делятся на несколько групп: заголовок-хроника, заголовок-«бегущая строка», заголовок-резюме, заголовок-цитата. Кроме этого, была рассмотрена классификация заголовков по типу их сложности - «Простой» заголовок, «Усложненный», заголовок и «Заголовочный комплекс».
1.2. Функции заголовка
Заголовок - полноправный компонент
газетного текста, входящий в него
и связанный с другими
Анализируя многообразные
выразительные возможности
1) графически-выделительная;
2) номинативная;
3) информативная;
4) рекламная.
Прежде всего, заголовки
выделяют материалы на полосе, отделяют
их друг от друга. На выполнение такой
задачи направлены все заголовки, которые
при этом несут графически-
Информация о работе Анализ заголовков газеты "Комсомольская правда"