Анализ заголовков газеты "Комсомольская правда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей дизайна заголовков в печатных СМИ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
классифицировать заголовки;
выделить основные функции заголовков;
выявить основные способы графического оформления и размещения заголовков в газете;
проанализировать дизайн заголовков в газете «Комсомольская правда».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3

I. Классификация и функционирование заголовков в печатных СМИ…………………………………………………………………………….…5
1.1. Классификация заголовков……………………………………………….5
1.2. Функции заголовков ……………..…………………………….……….10

II. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»…….14
2.1. Графическое оформление и размещение заголовков……………………………………………………………………….14
2.2. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»……………………………………………………………………….…24

Заключение……………………………………………………………………...26

Библиографический список литературы…….………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа! (Автосохраненный).docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

Верстальщики нередко  говорят о необходимости добиться соответствия между характером заголовочного  шрифта и содержанием, жанром газетного материала, к которому относится заголовок. Однако точно определить, в какой мере рисунок шрифта отвечает характеру, стилю того или иного материала, довольно трудно. Здесь нет четких критериев, многое зависит от субъективного восприятия. Поэтому выбор той или иной шрифтовой гарнитуры для набора заголовка определяется в основном интуицией верстальщика, его вкусом и опытом.

Самые общие рекомендации в этой области все-таки дать можно. Для человека, который имеет дело с полиграфической продукцией (верстает ли он газету или журнал или лишь читает их), каждый шрифт отличается не только большей или меньшей  удобочитаемостью, он имеет также  свое лицо, оказывает определенное психологическое воздействие. Недаром о шрифтах говорят: «тяжелый», «мрачный», «легкий», «веселый», «жизнерадостный» и т.п., употребляя эмоциональные характеристики. Восприятие шрифта зависит от его начертания (большей или меньшей насыщенности, ширины и т.д.) и от его рисунка.

Как же добиться гармонии шрифтов  и сколько шрифтовых гарнитур для этого использовать? Можно  выделить нескольких основных стилей оформления заголовков в современной  периодической печати. Эти стили  различаются в основном количеством  шрифтовых гарнитур, применяемых  для набора заголовков.

В газетах давно уже  утвердился многогарнитурный стиль. Для оформления заголовков на одной газетной полосе используют четыре ­ пять и более гарнитур, что позволяет добиться несколько большего разнообразия в оформлении страницы.18

Распространение многогарнитурного стиля оформления заголовков имеет несколько причин. С одной стороны, оно связано с национальными традициями оформления русских газет; с другой — обусловлено некоторыми особенностями их содержания. Дело в том, что для российской периодической прессы всегда были характерны относительно большие материалы — статьи, обзоры, очерки и т.д. Средний объем публикуемых в отечественных газетах материалов намного превышает объем заметок и сообщений, помещаемых в зарубежных периодических изданиях. В таких условиях использование для оформления газетных заголовков различных шрифтовых гарнитур становится дополнительным средством, помогающим избежать однообразия в подаче крупных текстовых блоков. Однако во всем должно присутствовать чувство меры. В некоторых газетах, особенно в местных, количество шрифтовых гарнитур зачастую равно количеству набранных в ней заголовков, и тогда газетная страница превращается в своеобразную витрину шрифтов, имеющихся в запасе у верстальщика. Пестрота заголовочных шрифтов не только не способствует, а скорее препятствует выделению основных заголовков.

В последние годы в наших  газетах отмечается тенденция к  сокращению количества шрифтовых гарнитур, применяемых для оформления заголовков, до двухтрех. Тот же процесс наблюдается и в зарубежной прессе. Это вовсе не ведет к обеднению, однообразию заголовков. Даже с помощью двух гарнитур, за счет использования различных начертаний шрифтов, варьирования их кеглей, а также сочетания набора прописными и строчными литерами, иногда удается достичь разнообразного, но простого, ясного и гармоничного оформления заголовков.

Существует и одногарнитурный стиль оформления заголовков. Его сторонники считают возможным для оформления газеты применять шрифты различных начертаний и размеров какой-либо одной гарнитуры. Они имеют для этого некоторые основания: в отдельных случаях, используя разнообразие шрифтов даже одной гарнитуры, опытный верстальщик сумеет просто и строго оформить заголовки на газетной странице. Тем не менее этот стиль все же несколько ограничивает возможности выделения важнейших заголовков.

Пестрота и дисгармония  в заголовках могут возникнуть не только при использовании излишнего  количества шрифтовых гарнитур, но и как результат неумелого  сочетания шрифтов, противоположных  по рисунку, что особенно характерно при оформлении заголовков и подзаголовков. Целесообразно в подобных случаях  набирать заголовок и подзаголовок шрифтами одной гарнитуры, но разных начертаний или же шрифтами разных, но близких по рисунку гарнитур.

Наибольшего внимания требуют  соседние заголовки, расположенные  на одном уровне. Если набрать их абсолютно одинаковыми шрифтами, это может привести к их смысловому слиянию, особенно если они не разделены  текстовой оборкой. Чтобы избежать этого, достаточно оформить соседние заголовки  шрифтами разных начертаний.19

Сложные приемы оформления заголовков

Стремясь усилить воздействие  газетных заголовков на читателя, нередко  прибегают к различным сложным  приемам их оформления. Все эти  приемы основаны на нестандартном применении полиграфических средств, на нарочитом  отклонении от установившихся норм и  практических рекомендаций. Оформляя сложный заголовок, используют шрифты разных гарнитур, начертаний и размеров, изменяют привычное расположение заголовка  и его элементов, применяют сложное  обрамление простыми и фигурными  линейками и т.п.

Самый распространенный из этих приемов — так называемое акцентирование, то есть выделение  в заголовке самого важного по значению слова или группы слов, несущей наибольшую смысловую нагрузку. Проще всего добиться нужного  эффекта, набрав заголовок строчным шрифтом, а выделяемую группу слов —  прописным.

Можно выделить ударную часть  заголовка, оформив ее шрифтом другой гарнитуры или другого начертания. Если, например, заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для выделения  часто применяют курсив.

Наиболее важную по значению строку двух или трехстрочного заголовка  нередко набирают шрифтом крупного кегля и более яркой гарнитуры, чем остальные строки. Для выделения  слова в заголовке его нередко  подчеркивают тонкой или полужирной линейкой.

Прием акцентирования в заголовке  оправдан, если он применяется осмысленно, с пониманием его целей и возможностей. Зачастую в самых разных газетах  при оформлении двухстрочных заголовков допускают одну и ту же ошибку: пытаются уравнять обе строки по длине. Если не получается добиться этого с помощью  шрифта одной гарнитуры, набирают каждую из строк шрифтами разных гарнитур. Особенно часто для этого применяют  шрифты гротесковых гарнитур, близких  по своему рисунку, что иногда приводит к непреднамеренному акцентированию, при котором происходит неоправданное  выделение какого-либо слова.

В некоторых газетах получают распространение приемы оформления заголовков, связанные с изменением их обычного размещения по горизонтали. Появляются заголовки, набранные вертикальной строкой — сверху вниз или по диагонали.20 

 

Цвет в заголовке

Цвет — сильное средство выделения заголовка газетного  материала. Ошибку совершают те верстальщики, которые, получив в свое распоряжение дополнительный цвет, стремятся применить  его для печатания чуть ли не всех заголовков. Это приводит не только к пестроте полос, но и к тому, что основные материалы не получают достаточного выделения и теряются на полосе.

Для газетных заголовков можно  взять любую дополнительную краску. Вряд ли целесообразно применять  темные цвета, мало отличающиеся от черного. Заголовки, напечатанные темно-синим  цветом, почти не выделяются среди  обычных черных заголовков.

Для успешного оформления цветных заголовков немалое значение имеет подбор титульных шрифтов. Опыт показывает, что такие заголовки  лучше набирать прописными литерами полужирного или жирного начертания. Это обеспечит более яркий, интенсивный  цветовой тон.21

 

Размещение заголовков

Разбив заголовок на строки, надо правильно разместить его относительно текста, к которому он относится. Все приемы размещения можно свести к двум основным. Первый — постановка заголовка симметрично, по центральной оси газетного материала; при этом учитывается весь формат, на который разверстана статья или заметка. Второй — размещение заголовка асимметрично по отношению к тексту, с выключкой влево или вправо от центральной оси.

Газетная практика выработала несколько основных вариантов размещения заголовка. Первым и самым распространенным является установка его над текстом  — его можно расположить над  всеми колонками текста или только над их частью, причем в последнем  случае более предпочтительно разместить заголовок над первыми колонками. Если ширина заголовка превышает формат колонок, то его устанавливают или слева — с оборкой справа, или справа — с оборкой слева, или в центре — с оборкой с обеих сторон. Если текст разверстан более чем на две колонки, не рекомендуется использовать заголовок шириной в одну колонку, так как при этом нарушается его связь с другими колонками текста.

Второй вариант размещения заголовка — сверху между колонками  текста. В зависимости от верстки  материала заголовок может «опираться»  на различное число колонок.

Третий вариант — размещение заголовка сбоку, то есть слева от текста, но так поступают только при разверстке текста на несколько  колонок. Высота заголовка должна соответствовать  высоте текста.

Четвертый вариант — перенос  заголовка вглубь текста. Он используется в тех случаях, когда стремятся  избежать слияния соседних заголовков, стоящих на одном уровне над текстами, или желают «разрядить» таким  образом крупный текстовой кусок. Не рекомендуется переносить в середину текста заголовок, формат которого равен общему формату статьи, так как он разобьет ее на две части. Заголовок не следует опускать ниже оптического центра заметки, иначе нарушатся ее пропорции. Установка заголовка внизу текста — прием из журнальной верстки, пользоваться которым в газете не рекомендуется.

Нельзя размещать заголовок  в газете вертикально — слева  и тем более справа от текста, так как это противоречит правилам чтения русского текста слева направо.

Выбор того или иного варианта размещения заголовка во многом определяется его видом, а также его композиционным положением, то есть сочетанием с другими  заголовками страницы.

Не рекомендуется без  серьезных оснований передвигать  заголовок с его обычного места  над материалом. Особенно это относится  к тексту, заверстанному наверху  газетной полосы, поскольку такой  перенос как бы «обезглавливает» статью. Статья без заголовка, «накрывающего» ее сверху, производит весьма странное впечатление.

Надо осторожно подходить  и к применению такого приема оформления подобных заголовков, когда их заключают  в полные или неполные рамки из тонких или толстых линеек, которые  дополняют размер заголовка до формата  одной или нескольких стандартных  колонок. 22

Таким образом, были рассмотрены различные варианты шрифтового и цветового оформления заголовков. Выявлены 4 основных способа размещения заголовков:

      1. над всеми колонками текста;
      2. сверху между колонками текста;
      3. сбоку, то есть слева от текста;
      4. перенос заголовка вглубь текста.

Здесь стоит добавить, что «эталон рождает теорию». То есть, это не исчерпывающий перечень правил и рекомендации по оформлению, возможно со временем появятся новые методы и правила. Тем более, дизайн во многом диктует тематика издания.  Тем не менее были показаны наиболее популярные ошибки и «ляпы», которые допускают верстальщики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ дизайна заголовков  в газете «Комсомольская правда»

Шрифтовое оформление заголовков газеты

Заголовки главных материалов газетной страницы почти всегда набирают жирными и полужирными начертаниями шрифтов.

Заголовки, набранные шрифтами различных начертаний, чередуются. Это улучшает их воздействие на глаз читателя.

 

Прописные и строчные шрифты

В названии газеты первое слово  состоит из строчных букв, второе – прописными:

комсомольская ПРАВДА23

 Давно замечено, что  заголовки, набранные прописными  шрифтами, гораздо сильнее выделяются  на газетной странице.

 

Выбор шрифтовых гарнитур газеты «Комсомольской правды»

Газета имеет многогарнитурный стиль. Для оформления заголовков на одной газетной полосе используется четыре ­ пять шрифтовых гарнитур, что позволяет добиться несколько большего разнообразия в оформлении страницы.

 

Сложные приемы оформления заголовков

  • Прием акцентирования:

ОХОТА

без ружья24

  • Выделение ударной части заголовка, оформление которой выполнено шрифтом другой гарнитуры или другого начертания – курсивом:

Комсомольская правДА!25

Цвет в заголовке

Для своих заголовков «Комсомольская правда» свое предпочтение отдала черному, белому,  красному и синему цвету.

 

Размещение заголовков

«Комсомольская правда»  выбрала традиционный способ размещения заголовков – над всеми колонками  текста, так как не рекомендуется  без серьезных оснований передвигать  заголовок с его обычного места  над материалом. Статья без заголовка, «накрывающего» ее сверху, производит весьма странное впечатление. Поэтому  газета не нарушает эту традицию, каждый ее заголовок является «головой»  статьи.

Информация о работе Анализ заголовков газеты "Комсомольская правда"