Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:31, реферат
Актуальность изучения проблематики политической харизмы обусловлена ее важностью для политологии как в теоретическом, так и практическом отношении. «Политическая харизма» - одна из тех категорий, дискуссии о которой идут практически постоянно: тогда как одни ученые плодотворно применяют данное понятие в исследованиях современных политических процессов, другие говорят о неадекватности и нецелесообразности его использования.
Введение
Глава I (Понятие харизма )
Глава II ( Политическая харизма в концепции М. Вебера)
Глава III ( Роль харизмы в политике)
Дополнение
Заключение
Список использованной литературы
План Работы:
Введение
Глава I (Понятие харизма )
Глава II ( Политическая харизма в концепции М. Вебера)
Глава III ( Роль харизмы в политике)
Дополнение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность изучения проблематики политической харизмы обусловлена ее важностью для политологии как в теоретическом, так и практическом отношении. «Политическая харизма» - одна из тех категорий, дискуссии о которой идут практически постоянно: тогда как одни ученые плодотворно применяют данное понятие в исследованиях современных политических процессов, другие говорят о неадекватности и нецелесообразности его использования.
Известное изречение гласит,
что великие эпохи рождают
великих людей. Всякий раз, когда
в жизни какого-либо общества или
государства назревают
1. Понятие харизмы
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
В числе характеристик харизматической личности называются такие:
- личное обаяние;
- способность к трансляции
энергии, заражению энергией
- уверенная манера, способность владеть собой и ситуацией;
- независимость и
- позитивное восприятие восхищения других людей;
- хорошие риторические способности, умение говорить точно и лаконично по типу всем понятных лозунгов;
- впечатляющая внешность или отдельная черта внешности.
Характеристики людей, подпадающих под влияние харизматического лидера, состоят в следующем (по З. Фрейду):
- наличие у людей чувства общности, консолидированности, родства, братства;
- ощущение людьми серьезной
трудности или опасности,
- способность людей
- признание за лидером неких экстраординарных, выдающихся способностей, которых нет у них;
- сниженная самооценка, некоторая неуверенность в себе, тревожность, ограниченное себялюбие.
Вряд ли можно сомневаться
в том, что у человека существует
особая предрасположенность и
Оценка действия харизмы связана с оценкой авторитарного или даже тоталитарного стиля управления и лидерства, поскольку харизматичный лидер или руководитель имеет значительную, нередко неограниченную власть. Влияние харизмы профессионала связано с формулированием и внедрением им идей и ценностей в неопределенном или противоречивом информационном поле.
Поэтому на вопрос о том, положительно или отрицательно харизма влияет на эффективность профессиональной или управленческой деятельности, можно найти как положительные, так и отрицательные ответы.
В частности, можно говорить о том, что харизма имеет положительное значение в следующих ситуациях:
- когда необходимо за
короткое время эмоционально, по
внутреннему состоянию
- когда необходимо провести
в жизнь полезную идею, ценность,
информацию и добиться ее
- когда необходимо эффективно
преодолеть проблемную
Харизма лидера может иметь отрицательное значение в таких случаях:
- если каждый член команды
должен проявлять в работе
самостоятельность,
- если требуется получить
общий интеллектуальный
- если каждый член группы в одиночку, без поддержки лидера и группы должен проявлять креативность, уверенность в себе, способность управлять партнером и ситуацией.
2. Политическая харизма в концепции М. Вебера
«Политическая харизма» относится к числу наиболее дискуссионных и неоднозначных понятий социологии. Причин этому несколько не только «ускользающая», «мистическая», трудно поддающаяся научному исследованию природа феномена харизмы; неоднозначность, непрозрачность классической концепции харизмы М. Вебера.
В изначальном смысле слова харизма — это благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения. Однако выдающийся социолог Макс Вебер, исследуя в начале нашего века феномен харизмы в контексте общественной жизни придал ему несколько другое значение.
Харизматический лидер обладает,
по М. Веберу, особыми дарованиями, пророческими,
в частности, способностями, исключительными
волевыми качествами. Среди известных
истории харизматических
Итак, по Веберу, “харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям”.
Здесь мы должны обратить внимание на процитированное определение. Получается, что харизма — качество, благодаря которому человек, ею обладающий оценивается как одаренный вышеперечисленными свойствами. Однако оценка эта производится только на основании внешних впечатлений, ибо совершенно ясно, что надежная проверка наличия “сверхъестественных, сверхчеловеческих” или даже “специфически особых” свойств по меньшей мере крайне затруднительна. Естественно предположить, что в основе харизмы лежит всего лишь умение производить впечатление обладания такого рода свойствами. Надо ясно понимать, что харизма не есть только некое врожденное мистическое свойство. Это вполне просчитываемый набор персональных качеств, это то, с чем, безусловно, можно работать.
Очень хорошо для личности, претендующей на харизматическую карьеру, иметь некий внешний признак, выделяющий его из окружающей его массы. Этот признак может быть даже проявлением болезни (не исключено, что и душевной), носителем его может быть калека, но он тоже способствует выделению его обладателя из толпы ему подобных. Хорошо известно, как в традиционных культурах относились к горбунам, юродивым, искалеченным и т. д. Считалось, что такой человек так или иначе связан с потусторонними силами, их почитали и побаивались. Он был как бы отмечен особыми знаками — стигмами. Очень выгодна в этом смысле всегда была “священная болезнь” — эпилепсия. Судорожные припадки традиционно воспринимались как знак избранничества. Итак — харизма неполноценности: важно хоть как-то выделяться из окружающей тебе толпы по внешним, хотя бы и патологическим, признакам.
Теперь самое важное: личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Отчетливая бойцовская позиция, постоянная готовность к драке — это то, что делает человека харизматическим, как ничто другое. Он живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. Настоящий лидер никогда не спустит тому, кто перешел дорогу людям, которые поверили в него как в лидера и доверили ему руководить ими. Исключительно важно здесь демонстрировать свое намерение пойти до конца за интересы своей паствы. Такая экстремальная интенция безусловно необходима для закрепления на иерархической вершине. Дать обогнать себя в готовности вступит в бой с каждым, кто перейдет дорогу группе людей, которые существуют в рамках соотношения лидер — паства, значит порушить такую иерархию. Отстаивая интересы своей паствы, такой лидер готов сражаться до последнего, но при этом никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные интересы. Нетрудно понять, что харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда, где нужно поднимать кого-то на борьбу. Столкнувшись с такой ситуацией, надо вести себя правильно: то есть никогда не успокаивать народ, мол, все устоится, или само пройдет, дескать, ничего страшного. Нет ничего глупее для возможного лидера, чем таким образом снимать напряжение у людей, которые смотрят ему в рот и ждут, куда он их поведет. Разумное поведение в этом случае будет таким: никого не успокаивать, а наоборот, держать всех в напряжении, говоря, что все ужасно, тяжело и почти катастрофично, но, слава Богу, есть человек, который знает, как со всем этим справиться. Верное поведение харизматического заключается в том, что он никогда не успокаивает окружающих и никогда не пытается приуменьшить масштабов описываемой им кризисной обстановки. Поведенческая стратегия здесь в любом случае должна носить алармистский характер.
Бойцовская позиция
Харизматическое поведение предполагает некую театральность. Всякая деятельность такого рода связана с использованием гербов и эмблем, гимнов и знамен, обрядов и ритуалов. Действующий лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Примеры с сигарой Черчилля, трубкой Сталина здесь вполне уместны. В формировании харизматического имиджа не последнюю роль играет свита, “играющая короля”, и множество других мелочей, как то: походка, одежда, голос, осанка. Их цель — сделать человека узнаваемым, а его внешние свойства — яркими и запоминающимися. К набору харизматических факторов исследователи относят также “новаторский жизненный стиль”. Он предполагает, что некий лидер демонстрирует в рамках своей демонстрационной стратегии некий стиль поведения претендующий на определенную новизну. Вообще, харизма живет новизной. Невозможно представить себе, чтобы носитель экстраординарных способностей подкреплял их общепринятыми идеями или оформлял общепринятым образом. Собственно, отсутствие новых идей делает харизму ненужной. В тех же случаях, когда в ее основе лежит какая-нибудь традиционалистская консервативная идеология, то она неизбежно противостоит “духовной ситуации эпохи”. Ее носители, конечно же, производят остро-новаторское впечатление, быть может даже совершенно того не желая.
Некоторые исследователи
выделяют также так называемый
сексуально-мистический аспект