Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:11, курсовая работа
В XX веке появилось много новых средств массовой коммуникации. Развитие техники увеличивает их количество. Практически все средства массовой коммуникации используются сейчас в рекламных целях. Благодаря им сильно расширились масштабы рекламной деятельности. Реклама оказывает огромное влияние на культуру всех ныне существующих народов, во многом определяя их образ жизни. Реклама указывает, что надо употреблять в пищу, во что одеваться, к чему стремиться, где и как отдыхать. Различия между культурами и цивилизациями постепенно исчезают. Реклама стандартизирует предметы, используемые в
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА В РЕКЛАМЕ 5
1.1. Понятие и характерные особенности рекламы 5
1.2. Особенности проявления искусства в рекламе 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА В ВИРУСНОЙ РЕКЛАМЕ 17
2.1. Характерные особенности вирусной рекламы 17
2.2. Особенности креативности и проявления искусства в вирусной рекламе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
______________________________
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра рекламы и PR
«Искусство в рекламе»
Курсовая работа
студентки III курса д/о (гр. 309)
А.А.Мальченко
Научный руководитель –
Е.Е.Пронина
Москва – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
В XX веке появилось много новых средств массовой коммуникации. Развитие техники увеличивает их количество. Практически все средства массовой коммуникации используются сейчас в рекламных целях. Благодаря им сильно расширились масштабы рекламной деятельности. Реклама оказывает огромное влияние на культуру всех ныне существующих народов, во многом определяя их образ жизни. Реклама указывает, что надо употреблять в пищу, во что одеваться, к чему стремиться, где и как отдыхать. Различия между культурами и цивилизациями постепенно исчезают. Реклама стандартизирует предметы, используемые в быту, и продукты питания. Некоторые виды европейских, американских и японских товаров мы можем встретить в любой точке земного шара.
Реклама является необратимым явлением, сильно видоизменяющим культуру и оставляющим заметный след на всех ныне существующих цивилизациях. Однако могущество рекламы базируется исключительно на хорошо развитых средствах массовой коммуникации. Эти средства отсутствовали в прошлые века, что тормозило развитие рекламы.
Если раньше на изменения культуры цивилизаций влияли войны, переселения народов и новые религии, то в XX веке их функции перешли к рекламе и другим многочисленным средствам пропаганды. Все вышесказанное говорит в пользу изучения как феномена рекламы в целом, так и отдельных ее аспектов.
Современная реклама также имеет и другую сторону – самая первая реклама имела некоторые черты художественного произведения – обобщение, типизацию, аллегорию, символизацию и гротеск; реклама несла экспрессивную функцию, при этом являясь самодостаточной. Именно данной проблеме – проблеме художественного образа, проблеме искусства в рекламе и посвящается данная работа.
Цель работы – определить
специфику рекламы как
Объект работы – реклама как социокультурный феномен современной цивилизации.
Предмет работы – искусство в рекламе.
Задачи работы соответствуют цели и предмету исследования и включают:
1. Определить понятие
и характерные особенности
2. Определить особенности проявления искусства в рекламе
3. Выявить специфику рынка вирусной рекламы
4. Определить специфичные особенности вирусной рекламы в контексте проблемы художественного образа и искусства
Существует несколько определений понятия «реклама». Некоторые из них сильно расширяют это понятие. Определение, помещенное в словаре С.И. Ожегова, одно из таких: «Реклама ¾ это оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей»1. Согласно этому определению слухи, сплетни и почти любая информация, распространяемая в СМИ, является рекламой. Новости, размещённые в газетах, способствуют известности определённых людей, они помогают распространять газету, следовательно, по вышеприведённому определению, они являются рекламой. Однако, традиционно данный вид информации является лишь средством массовой коммуникации, но не рекламой.
Гораздо более конкретным определением рекламы является созданное профессором маркетинга Северо-западного университета США Ф. Котлером: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования»2.
В «Энциклопедическом словаре по культурологи» реклама рассматривается как «особый социальный институт, опирающийся на систему организационных структур (агентства, отделы в газетах, журналах, на телевидении, на предприятиях, в организациях, учреждениях и т.п.) и имеющий собственную законодательную основу (законы о рекламной деятельности, о средствах массовой информации, о защите авторских прав и прав потребителей и другие)»3. Это определение рассматривает рекламу несколько с другой точки зрения. Оно позволяет определить значимость рекламы и её роль в развитии различных культур. Из определения Ф. Котлера не видны масштабы данного явления и степень проникновения в современную цивилизацию. Культурологическое же определение позволяет их определить, причем даже в количественном виде. Для этого необходимо сосчитать организационные структуры, занимающиеся рекламой и средства, вкладываемые в рекламу, а затем их процентное соотношение с количеством всех существующих организаций и их оборотами. Полученные проценты дадут информацию о размерах данного социального института и его финансовой власти.
В книге Уэллса У., Бернета Д., Мориарти С., дается определение рекламы, основанное на восьми основных составляющих: «Реклама ¾ это оплаченная форма коммуникации, хотя некоторые виды рекламы, например общественная, имеют бесплатные площади и время в средствах массовой информации. Сообщаемое в рекламе известие не только оплачивается, но еще и идентифицирует спонсора. В некоторых случаях целью рекламного сообщения является просто стремление ознакомить покупателей с продукцией или компанией, хотя большинство реклам пытается склонить покупателя к чему-либо или повлиять на него, т.е. убедить что-то предпринять. Рекламное известие может проходить по нескольким разным видам средств массовой информации с целью достижения большой аудитории потенциальных покупателей. Поскольку реклама является одной из форм массовой коммуникации, она не персонализирована»4. Таким образом, это определение является по сути более конкретизированным определением Ф. Котлера.
Из вышеперечисленных определений важно выделить несколько основных признаков рекламы, которые позволят идентифицировать это явление.
Данная работа под понятием «реклама» будет рассматривать явление, удовлетворяющие этим четырем признакам. Эти же признаки мы будем использовать в дальнейшем для идентификации этого явления. Если деятельность какой-либо организации производит продукцию, удовлетворяющую вышеописанным требованиям, мы будем называть её рекламной продукцией.
Определить, причастно ли какое-либо предприятие к сфере рекламы, можно также по вышеописанным четырем признакам. Для вхождения в данный социальный институт, такое предприятие должно участвовать в производстве рекламной продукции.
Реклама выполняет несколько основных функций5:
Для рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей основной функцией рекламы является стимулирование сбыта товаров. Все другие ее функции уходят для этих людей на второй план. Таким образом, мы можем сказать, что основной функцией рекламы является стимулирование сбыта товаров.
В современной культуре — информационной, высокотехнологичной и медиаориентированной — реклама претендует на статус искусства и стремится к замещению его функций, прежде всего эстетических. Поэтому проблема взаимоотношения рекламы и искусства в современной теории рекламы представляется одной из актуальных и одной из самых спорных. Очевидно, что реклама создается с помощью художественных средств, а значит, может претендовать на одну из форм материального воплощения искусства. Проблема соотношения рекламы и искусства является продолжением проблемы взаимодействия массового и элитарного. В культуре постмодернизма эти два направления, развиваясь и функционируя как самостоятельные системы, в то же время коррелируют. Таким образом, существующее между рекламой и искусством противоречие ведет не к поглощению одного другим, а взаимообогащению, сохраняя право на самостоятельное функционирование в системе культуры.
Искусство является специфической формой наделения действительности смыслами и значениями. Ю. М. Лотман пишет, что «цель искусства — не просто отобразить тот или иной объект, а сделать его носителем значения»6. С одной стороны, искусство отражает реальность, с другой — наделяет эту реальность художественным смыслом. Реклама так же отражает реальную действительность, с одной стороны, и моделирует ее — с другой. О. Феофанов, анализируя возможности рекламы, ставит вопрос о том, отражает ли реклама реальную действительность или реальность формируется под воздействием рекламы7.
Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Рекламный образ, используя форму художественного, качественно отличается по смыслу, функционированию и целям. Он возникает и функционирует в соответствии с четко сформулированными условиями и ограничен прагматическими целями рекламного произведения. Смысловое поле рекламного образа ограничивается сферой потребления.
Художественный образ в
Художественный образ являет собой
сочетание объективного и субъективного
начал, он всегда связан с реальностью
и субъектом творчества, в то время
как рекламный образ
Художественный образ
Одним из важнейших признаков
Процесс создания художественного образа распадается на две основные фазы. Первой фазе свойственна изначально целенаправленная активность в силу чего образ является квазиобъектом, носителем авторской идеи. На второй фазе художественный образ выходит из-под власти автора, оказывает сопротивление его замыслу и заставляет подчиняться своим требованиям. Этот процесс и называется самодвижением или саморазвитием художественного образа: из квазиобъекта он становится квазисубъектом — «воображаемым объектом, который обретает качества субъекта»11. Модели субъекта имманентно присуще определение пути развития, следовательно, самодвижение художественного образа является общей закономерностью для всех искусств, и рекламы как прикладного искусства в том числе. Самодвижение рекламного образа мы можем наблюдать в рамках как отдельно взятой рекламной кампании, так и вместе с развитием бренда в целом, особенно на этапе ребрендинга, а так же в рекламных сериалах.