Использование коммуникативных возможностей радио в PR–структуре организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Цель работы: определить пути использования коммуникативных возможностей радио в PR – структуре организаций.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к существующим средствам коммуникации;
Рассмотреть радио как средство коммуникации и его использование в PR деятельности.
Объект исследования: коммуникативные возможности радио.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I . КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАДИО В PR ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Средства коммуникации в связях с общественностью….………….……..5
1.2 Радио как средство коммуникации...........................................................11
1.3 Использование коммуникативных возможностей радио в деятельности PR служб современных организаций……………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ТИПМИ.docx

— 78.10 Кб (Скачать файл)

Нам необходимо ввести в данную работу ещё одну важную категорию, а именно PR мероприятие. Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь. Встреча, интервью, презентация, пресс-конференция, конференция, юбилейные празднования и другие акции подобного толка, включающие как составляющую процесс публичной коммуникации, следует с полным основанием рассматривать как мероприятия. И, как следует из понятия публичной коммуникации, главной целью при организации любого мероприятия является распространение и обмен информацией.

Выбор конкретной формы мероприятия, помимо учета основной цели его проведения, зависит от многих причин5:

новизны, объема и важности, намеченной для передачи информации;

размеров целевой аудитории  и других групп общественности, так  или иначе заинтересованных в получении этой информации;

правильного выбора времени и места  проведения мероприятия;

готовности организации к проведению именно этого, выбранного для достижения поставленной цели, мероприятия.

Понимание особенностей средств коммуникации позволяют PR-менеджерам наиболее эффективно реализовать конкретное PR мероприятие. Совокупность же PR мероприятий образует PR деятельность организации.

Таким образом, средства коммуникации в связях с общественностью могут  быть рассмотрены в рамках одной  из трёх моделей коммуникации: линейная, интерактивная, трансакционная. При этом, на практике, используется каждая из данных моделей, в зависимости от видов деятельности, возлагаемой на PR-отдел и задач его функционирования.

 

1.2 Радио как средство коммуникации

 

В истории ХХ века радио несет  самое сильное воздействие и влияние на массовую общественность, чем другие каналы массовой информации.

Исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств. Мнение о превосходстве телевидения распространилось в среде специалистов, наблюдавших взаимоотношения средств массовой информации и культуры сквозь призму конкуренции. Это касалось развития СМИ в любых социально-политических условиях, даже в том случае, когда государство стремилось максимально регулировать эти взаимоотношения.

К началу второй половины XX века телевидение, по сравнению со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись), становится более влиятельным. Но в то же время исследователи стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии как системы СМИ в целом, так и отдельных ее элементов. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых «телевизионных державах», в частности в Соединенных Штатах Америки.

Однако радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории. Здесь правомерно выделить три «природных» свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.

1. В структуре современных СМИ  радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

2. Из всех СМИ радио является  самым удобным для восприятия  аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями. Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

3. Радиовещание оказывает несомненное  психологическое влияние на людей.  В системе СМИ радио, ориентированное  прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на  воображение человека. На это  обращают внимание многие современные  физиологи вслед за великими  русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира6.

Таковы основные свойства радио, позволяющие  ему успешно взаимодействовать с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей. 

Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы:

Радио - информировать;

Телевидение - демонстрировать;

Газета - анализировать и объяснять;

Интернет - высказывать и обсуждать.

История отечественного радиовещания знает много примеров совместных действий с печатью. Достаточно вспомнить знаменитые радиомитинги 30-х годов, которые зачастую начинались с постановки предварительного обсуждения проблем в печати; газеты же освещали ход радиомитингов, комментировали, подводили итоги. В 90-е годы печать, телевидение и радио, находящиеся под контролем государства или определенной финансовой группы, стараются воздействовать на общественное мнение в ситуациях политически и социально экстремальных, например, в период подготовки к выборам. В этом случае печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, стилю и адресу, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Важно отметить, что в подобной ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации.

Актуален методологический вопрос о функции радиовещания.

Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Роль в обществе возложена на радиовещание достаточно ответственная, круг деятельности очень широкий , а назначение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом.

Существуют на три фактора, общих для массового вещания.

1. Радиовещание осуществляет разные  функции одновременно, т.е. оно  полифункционально.

2. В практике вещания очень  сильно и постоянно проявляют  себя дисфункциональные явления,  когда реальная деятельность  той или иной редакции противоречит функциональному назначению вещания данного подразделения, а порой и объявленной им цели (например, вместо информационного обеспечения аудитории дается дезинформация).

3. Жизнедеятельность любого средства  массовой информации, в том числе  и радиовещания, никогда и нигде  не существует вне определенных  агитационно-пропагандистских тенденций  и тем более не свободна  от них. В соответствии с  конкретными социально-политическими,  экономическими и иными задачами  идет подбор информации и комментирование ее в выпусках новостей; с учетом рекламных, воспитательных и других не менее конкретных задач формируются разнообразные художественные и образовательные программы.

Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим  образом.

I. Информационные: 

Информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление  обществом:

Интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: 

Эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки  вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и  содержания вещательных программ и  передач. Остановимся более подробное на описании функций радиовещания.

I. Информационные функции. 

Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым  условием полноценного участия его  в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.

Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей , что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков. Более подробно на данной функции мы остановимся в разделе 1.3.

II. Функции, обеспечивающие социальное  управление обществом. Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей , речь идет о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.

В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций.

Интегративная (объединяющая) функция. Как известно, журналистика работает или на разрыв конкретного социального организма, или на его преобразование, укрепление. Эти позиции осознанно или неосознанно отражаются в программах радиовещания. В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, воспитывать личность. Радио по природе своей обладает огромными интеграционными возможностями.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе.

В деятельности радио заметно повысилась роль социологии, изучающей общественное мнение. Результаты социологических исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, исполнителей, песен. Нередким стало появление у микрофона социологов в качестве ведущих, участников дискуссий, комментаторов – часто в режиме прямого эфира с включением телефонного диалога с аудиторией.

Функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретенный, в частности из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, вещательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.

Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано с природой самого воспитания –сложного, многостороннего процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед воспитательным процессом в целом. Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апелляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведения людей. В идеале именно таким образом и осуществляется воспитательная функция.

Информация о работе Использование коммуникативных возможностей радио в PR–структуре организаций