Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:05, курсовая работа
Рассмотрение понятия массовой коммуникации. Определение особенностей политических коммуникаций. Проанализированы доступность СМИ, как фактора воздействия на политику. Основные эффекты активного освещения политики в прессе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 7
1.1. Понятие массовой коммуникации 7
1.2.Политическая коммуникация как составляющая массовой коммуникации 14
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СМИ И ПОЛИТИКИ 20
2.1. Доступность СМИ, как фактор воздействия на политику 20
2.2. Эффекты активного освещения политики в прессе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Эмпирическим путем Стремберг обнаружил, что в регионах, где у многих есть радиоприемники, выплачивается больше пособий по безработице. Этот эффект особенно заметен в сельской местности. При этом больше средств тратится в тех регионах, где голосует больше людей. Более того, явка избирателей – идет ли речь о президентских или губернаторских выборах – повышается при более широком распространении радио. Откуда мы знаем, что доступность СМИ повышает явку избирателей и расходы на помощь населению? Очевидно, что наличие радиоприемника связано с социально-экономическими факторами, которые тоже могут стимулировать оказание помощи. Дополнительным свидетельством является то, что выплаты пособий по безработице и явка избирателей всегда выше в округах, где радиосигналы принимаются хорошо. Найти альтернативное объяснение этому факту достаточно сложно[28].
В то время как Стремберг уделяет первоочередное внимание вопросу о том, насколько успешно различные группы избирателей привлекают правительственные дотации, Бизли и Берджесса интересует конфликт между электоратом и политиками. Используя модель, сходную с моделью Стремберга, они обнаружили, что объем помощи увеличивается среди той части населения, которая голосует, которая проинформирована, которая нуждается в помощи и проживает в регионах, где борьба на выборах является достаточно острой. Опираясь на эмпирические данные, Бизли и Берджесс анализируют взаимосвязь между долей информированных и долей тех, кто нуждается в помощи. Позитивное взаимодействие означает, что расходы на помощь больше отвечают нуждам населения там, где люди лучше информированы. Изучая ситуацию в индийских штатах в 1958 – 1992 гг., Бизли и Берджесс обнаружили, что государство было более восприимчиво к нуждам населения в штатах с более высокими тиражами газет, и это сказывалось на объемах продовольственной помощи голодающим. При этом весьма важным фактором является издание газет на местных наречиях.
Ситуация в Индии, как и в США, позволяет средствам массовой информации успешно влиять на политику. Пресса в Индии сравнительно свободна и независима и часто освещает события, которые требуют оказания помощи, в частности стихийные бедствия и нехватку продовольствия. При этом такие события волнуют читателей. Помощь населению при стихийных бедствиях в Индии – один из первых примеров влияния прессы на политику правительства. [29]
Активные СМИ могут сыграть весьма важную роль, поднимая правительство и общественность по тревоге при надвигающейся угрозе голода. Репортажи о первых случаях недоедания показывают, что произойдет, если государство не примет решительные меры.
Другие работы обращаются к вопросу о том, ищут ли политики личной выгоды за счет избирателей. Так, Свалерюд и Влахос обнаружили, что в шведских муниципалитетах, где шире распространена местная пресса, общественность менее охотно оказывает финансовую поддержку политическим партиям, которая представляет собой узаконенную форму «политической ренты». Изучая ситуацию в муниципалитетах Бразилии, Ферраз и Финан обнаружили, что при наличии местной радиостанции избиратели более остро реагируют на случаи коррупции в мэрии. Кроме того, выяснилось, что в таких регионах мэры меньше подвержены коррупции, хотя эти оценки не точны и не значимы статистически. Например, коррупция при строительстве дорог в деревнях Индонезии не связана с доступностью телевидения. Фактически телевидение скорее повышает коррупцию на местах, поскольку делает людей более политически пассивными.
Способность СМИ повышать или снижать явку избирателей может изменить политику правительства. Кроме того, они могут повлиять на политической курс, воздействуя на результаты выборов. Такое воздействие может быть двояким: с одной стороны СМИ способны заставить политического деятеля изменить свою позицию, с другой, – повлиять на предпочтения в отношении избираемых кандидатов. В тех регионах, где политики являются приверженцами определенных идей, связанных, например, с абортами или коррупцией, СМИ могут изменить предпочтения в отношении избираемых кандидатов, а там, где политики занимают не столь однозначную позицию, возможен первый вариант развития событий.[30]
Описанные исследования анализируют различия в доступности СМИ, принимая их содержание как данность. Однако содержание СМИ, которое определяется объемом политических материалов, также вызывает определенные последствия.
Чтобы активно освещать политическую жизнь, СМИ должны быть свободны и независимы. В ряде работ исследуется вопрос о том, как связаны эти характеристики с разумным управлением страной. В основном делается вывод о том, что уровень коррупции, как правило, ниже в странах со свободной прессой, там, где меньше газет, принадлежащих государству, и больше зарубежных СМИ. Хотя эти исследования достаточно показательны, на их основании трудно сделать вывод, что свободная и независимая пресса снижает коррупцию.
Один из перспективных подходов к выявлению наиболее вероятных каузальных эффектов – изучить вариации в освещении политической жизни в пределах одной страны. Однако даже в пределах одной страны трудно выявить воздействие освещения информации в СМИ на политику, избирателей и политических деятелей. Взаимосвязь освещения информации в прессе, политической осведомленности, действий политиков и результатов политической деятельности сложна. Здесь действует множество сил, которые трудно проконтролировать. К примеру, избиратели лучше знакомы с теми политиками, которые часто фигурируют в прессе. Однако это говорит не только о том, что публикации отражаются на осведомленности, но и о том, что средства массовой информации, как правило, уделяют внимание более известным политикам. Аналогичным образом, федеральные проекты или распределение дотаций неизменно привлекают внимание СМИ. Поэтому если в прессе рассказывается о каком-то регионе, который получил финансовую помощь правительства, вряд ли удастся установить связь между освещением данного региона в СМИ и государственным финансированием. [31]
Снайдер и Стремберг анализируют воздействие прессы, которая активно освещает политические реалии в США, на выборы в палату представителей Конгресса США. При этом они учитывают, что объем соответствующих материалов в прессе в значительной степени определяется случайным совпадением медийных рынков и административных округов. Обнаружили, что в регионах, где СМИ уделяют политике Конгресса более пристальное внимание, избиратели лучше информированы, политики исполняют свои обязанности регулярно и более восприимчивы к интересам избирателей, а на душу населения тратится больше федеральных средств[32].
Чтобы оценить воздействие СМИ, использовали показатель соответствия или совпадения медийных рынков и избирательных участков. Данный показатель учитывает долю читательской аудитории газеты, которая проживает на определенном избирательном участке. Интуитивно понятно, что объем материалов о конгрессмене для этой доли читательской аудитории должен расти.
Проанализировав обширную подборку газет США, Снайдер и Стремберг обнаружили, что дело обстоит именно так. Поскольку в каждом округе продается более одной газеты, они определяют соответствие как средний размер читательской аудитории, взвешенный по тиражу всех газет, которые продаются в округе. Этот показатель выше в сельской местности. Однако если он контролируется, он не так уж тесно связан с переменными, значимыми для осведомленности избирателей, или другими представляющими интерес переменными.
Снайдер и Стремберг обнаружили, что в регионах с высоким показателем соответствия больше тех, кто способен правильно назвать кандидатов на выборах в конгресс. По оценкам исследователей в регионах, где совпадение равно 1, респондентов, способных правильно назвать участников предвыборной гонки, примерно на 25% больше, чем в регионах, где совпадение равно 0[33]. К таким выводам пришли, проанализировав ответы респондентов, которых просили назвать имена кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, по данным Центра американских национальных электоральных исследований за период 1990-1998 гг.
Почему мы должны верить, что эти оценки определяют причинно-следственную связь освещения новостей в прессе и осведомленности избирателей? Такая корреляция возможна, поскольку речь идет о разных избирателях и разных кандидатах в регионах с высоким показателем соответствия. Принимая во внимание проблему с разными кандидатами, Снайдер и Стремберг вводят для каждой предвыборной кампании фиктивную переменную. Таким образом, исследователи сравнивают лишь тех респондентов, которые живут на одном избирательном участке и отвечают на вопросы об одной и той же паре кандидатов, – однако проводят такие сравнения в разных округах с разными показателями совпадения.. Полученные оценки сходны для всех условий и статистически значимы во всех случаях.
Кроме того, обнаружили, что высокий показатель совпадения заставляет конгрессменов работать усерднее и делает их более восприимчивыми к интересам избирателей. Члены палаты представителей от избирательных участков с высоким уровнем соответствия чаще выступают в качестве свидетелей на слушаниях в постоянных комитетах Конгресса. Они более преданны по отношению к партийному руководству при голосованиях в Конгрессе, возможно потому, что уделяют больше внимания интересам избирателей. И наконец, такие конгрессмены реже участвуют в работе комитетов, не влияющих на целевое финансирование.
Ведет ли такое поведение конгрессменов к тому, что в регионах с высоким показателем совпадения расходуется больше федеральных средств? Чтобы проверить это, проанализировали данные «Сводных отчетов по федеральным фондам» правительственного подразделения Бюро переписи населения США по годичному распределению федеральных расходов. Данные расходы включают субсидии, контракты на закупки, оклады и заработную плату, пенсии и пособия по инвалидности и другие прямые выплаты, кроме ссуд, страховок и выплат по социальному обеспечению[34].
Суммарная величина изучаемых расходов составляет приблизительно 10% валового внутреннего продукта США.
И наконец, введение фиксированных эффектов по округам снижает полученный эффект совпадения примерно на 5%, однако он по-прежнему остается статистически значимым. Возможная причина такого снижения состоит в том, что уровень расходов меняется медленно.
СМИ и политика неразрывно связаны друг с другом, так как и СМИ имеют огромное влияние на политику, на отношении общественности к ней, и политика, используя СМИ, могут влиять на общественность. Необходимость учитывать все особенности каналов распространения информации – обязательное условие эффективного использования СМИ.
В последней четверти XX в. в мировом развитии происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации. Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка.
Глобализацию нельзя представить вне деятельности средств массовой коммуникации. Это связано с выводом на массовый рынок услуг спутникового и кабельного телевидения, компьютерных компакт-дисков. Особенно многообещающим является использование цифровых способов передачи информации. Цифровое вещание предвещает резкое повышение качества изображения и снижение производственных затрат, а у рядового телезрителя появляется возможность выбора нужного канала из десятков, а порой и сотен программ[35].
Современная российская действительность с убедительностью демонстрирует возможности массовой коммуникации как средства формирования «моделей» социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе[36]. Также как и средства массовой информации являются сильной социальной системой, позволяющей не только распространять информацию, но и освещать ее под определенным углом. В новом тысячелетии Россия во всеуслышание заявила о принятом курсе на формирование гражданского общества, средствам массовой информации которого свойственны принципы социальной ответственности. В настоящее время затруднительно сказать насколько и в какие сроки россиянам удастся на практике построить желаемую модель общественного устройства. Несомненно, рычагами строительства являются средства массовой информации, а они как информационный товар, имеют потребительскую стоимость постольку, поскольку удовлетворяют информационные потребности населения.[37]
Не менее значимы массовые коммуникации и средства массовых коммуникаций и в современной политике. С одной стороны, с их влиянием процесс политической социализации становится более мобильным. Повышается общий уровень политической информированности, а значит и возможность выбора политических решений. Возникают новые формы политического процесса. С другой стороны, сегодня возникает удобная возможность манипулирования общественным мнением, использования средств массовой информации в неблаговидных целях. Дело в том, что хотя СМИ нейтральны сами по себе, результаты, последствия их использования во многом зависят от того, кем, как и в каких целях они используются. Знаменательно, что в современной политологии СМК характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают; тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну[38].
Список используемой литературы
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.)
2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
3. А. де Токвиль. Демократия в Америке: пер. с франц. // Предисловие Гаральда Дж. Ласки. - М.:Образование, 2002. - 301с.
4. Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Автореферат дис.канд. социол. наук. Казань, 2000 – 52с.
5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М.:Наука, 2000. - 334с.
6. Войтасик, Л Психология политической пропаганды //Л Войтасик. – М.: Прогресс, 1981 – 278 с.
7. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М.:Рип-холдинг, 2005. – 118с.
8. Гельман В.Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М.: Просвещение, 1999 – 258с.
9. Грачев М. Н. Политическая коммуникация // Вестник РУДН, политология, 2009, № 1. – 102с.
10. Дмитриев А.В., Латыпов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. – М.: Наука, 2007. – 239с.
11. Зуляр Ю.А. Массовые коммуникации в рекламе: Учебник для вузов/Ю.А. Зуляр. – Иркутск: Оттиск, 2006. – 405с.
Информация о работе Массовая коммуникация в политической системе