Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель курсового исследования заключается в том, чтобы выявить, типы стилистических ошибок в употреблении фразеологизмов в печатных СМИ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать фразеологические единицы;
- выявить источники пополнения фразеологии русского языка;
- изучить основные стилистические ошибки в употреблении фразеологизмов;
-выделить стилистические ошибки в употреблении фразеологизмов в современных печатных СМИ.
Введение
Глава I. Понятие о фразеологии
1.1 Общая характеристика фразеологизмов
1.2 Классификация фразеологических единиц
1.3 Источники русской фразеологии
1.4 Стилистические ошибки в употреблении фразеологизмов
Выводы по первой главе
Глава II. Особенности употребления фразеологизмов в печатных СМИ
2.1 Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизм
2.2 Искажение образного значения фразеологизма
2.3 Контаминация различных фразеологизмов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Во-первых, фразеологические обороты отличаются от обычных словосочетаний. Они обладают воспроизводимостью, непроницаемостью структуры, целостным значением и устойчивостью грамматической формы компонентов.
Во-вторых, фразеологизмы
можно классифицировать по различным
признакам. Существует классификации
на основе различной степени
В-третьих, нет одного
определенного источника
В-четвертых, фразеологизмы могут быть стилистически нейтральными, а могут выражать разный род оценок и отношения говорящего к высказываемому, придавать речи особый колорит.
И, наконец, в-пятых, нужно помнить, что фразеологизмы, украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, доставляют нам и немало хлопот. При неверном употреблении появляются речевые ошибки: утрачивается образность значения; нередко фразеологические единицы понимаются буквально или изменяется вообще значение; добавляются новые компоненты в структуре фразеологизма или, наоборот, пропускаются закрепленные; заменяются одни слова на другие в составе данных единиц; смешиваются несколько оборотов в один. Поэтому следует быть внимательным при использовании фразеологизмов в своей речи.
Глава II. Особенности употребления фразеологизмов в печатных СМИ
2.1 Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизм
Излюбленным приемом в текстах современных СМИ все больше становится различные преобразования фразеологизмов, что приводит к неправильному их употреблению. В теоретическом материале мы уже познакомились с возможными стилистическими ошибками, а теперь рассмотрим на практике, какие же из них являются наиболее распространенными, какие встречаются реже. Для этого рассмотрим заголовки и статьи в газетах «Аргументы и факты», «Площадь свободы», «Известия», «Завтра».
1. Саддамова веревка по Бушу плачет? (см. Приложение 1 карточка 1)
В данном заголовке газетной статьи встречается немотивированное расширение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «веревка плачет», т.е. кто-либо заслуживает казни через повешение. Вследствие использования слов «саддамова» и «по Бушу» происходит конкретизация и фразеологизм становится применим только к данной статье.
2. Сливки псиного общества. (см. Приложение 1 карточка 2)
В данном заголовке газетной статьи встречается немотивированное расширение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «сливки общества», т.е. элита. В нашем примере в связи с использованием слова «псиного» происходит смешение стилей: литературного и просторечного. К тому же меняется суть фразеологизма, теперь он не применим к людям.
3. Я воздержусь от употребления этого слова, которое у меня прыгало на кончике языка. (см. Приложение 1 карточка 3)
В данном заголовке происходит немотивированное расширение состава фразеологизма. Правильно звучит фразеологизм «на языке», т.е. кто-либо сразу же готов сказать, высказать что-либо. Добавление слова «на кончике» придает фразеологической единицы больше выразительности, образности.
4. И иногда игра на подобных чувствах даже приносит свои плоды. (см. Приложение 1 карточка 4)
В данном предложении газетной статьи встречается немотивированное расширение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «приносить плоды», т.е. давать результат. Он не требует слова «свои», и так ясно, что не чужие.
5. Иосиф Кобзон: «Хватит вешать на меня всех собак! (см. Приложение 1 карточка 5)
В данном заголовке газетной статьи встречается немотивированное расширение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «вешать собак», т.е. наговаривать, необоснованно обвинять в чем-либо. А слово «всех» в этом примере придает оттенок преувеличения.
6. Мы просто берем за горло и трясем. (см. Приложение 1 карточка 6)
В данном заголовке газетной статьи встречается немотивированное расширение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «взять (брать) за горло», т.е. заставлять поступать определенным образом. Употребление слова «трясем» приводит к буквальному пониманию фразеологической единицы.
7. Пытаются нам повесить лапшу.
Лапша на уши двойника Ельцина.
В данных примерах встречается сразу несколько речевых ошибок, но главная из них – неоправданное сокращение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «вешать лапшу на уши», т.е. нагло врать, рассказывать небылицу. Урезание состава данных фразеологизмов приводит к изменению оттенка звучания и смысла, а в примере «быстрая лапша на уши» происходит совмещение образного и буквального значения.
8. Одна хорошо, а две лучше. (см. Приложение 1 карточка 10)
В данном заголовке газетной статьи встречается немотивированное сокращение состава фразеологизма. Правильно звучит данная поговорка «одна голова хорошо, а две лучше». Урезание состава приводит к потере образного значения, т.к. в статье говорится об одно- и двухкомнатных квартирах.
9. Цыплята на осень. (см. Приложение 1 карточка 11)
В данном заголовке газетной статьи встречается немотивированное сокращение состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «цыплят по осени считают», т.е. о деле судят по его окончании. Сокращение состава фразеологизма, в нашем примере вызывает недопонимание смысла.
10. Цыплят в июле посчитают. (Приложение 1 карточка 12)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «цыплят по осени считают», т.е. о деле судят по его окончании. Изменение компонента приводит к потере образного значения фразеологизма.
11. Один в ГСК не воин. (см. Приложение 1 карточка 13)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Наименование ошибки говорит само за себя, т.е. в примере будет утрачен первоначальный смысл. Правильно звучит данная поговорка «один в поле не воин». Замена компонента подчеркивает актуальность проблемы, затронутой в статье.
12. Русские прорубили окно в Вашингтон. (см. Приложение 1 карточка 14)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «прорубить окно в Европу», т.е. приблизится к развитию Запада. А в нашем примере он означает пришествие русских в американскую политику.
13. НАТО – овечка в волчьей шкуре. (см. Приложение 1 карточка 15)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «волк в овечьей шкуре», т.е. человек, прикрывающий свои дурные намерения маской добродетели. А в этом примере вследствие искажения лексического состава фразеологическая единица приобретает противоположный исходному смысл.
14. Хорошо смеется тот, кто правильно лечился. (см. Приложение 1 карточка 16)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данная пословица «хорошо смеется тот, кто смеется последним». Замена компонента приводит к утрате образного значения.
15. Не откладывайте на осень то, что можно сделать весной. (см. Приложение 1 карточка 17)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данная пословица «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». В этом примере благодаря замене компонентов фразеологизм приобретает новый смысл, подчеркивается актуальность темы, затронутой в статье.
16. Бритва раздора. (см. Приложение 1 карточка 18)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «яблоко раздора», что означает причину скандала. В результате замены компонента теряется образное значение фразеологической единицы.
17. Одна голова хорошо, а одно место – лучше. (см. Приложение 1 карточка 19)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данная поговорка «одна голова хорошо, а две лучше». В результате замены компонента теряется первоначальный смыл.
18. В «омут с головой» - только раз. (см. Приложение 1 карточка 20)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «окунаться с головой», т.е. полностью отдаваться какому-либо одному делу, занятию, образу жизни. Вследствие замены компонента фразеологическая единица приобретает негативный оттенок значения.
19. Гусь актеру не товарищ. Дворник военкому не товарищ. (см. Приложение 1 карточка 21, 22)
В данных заголовках происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данная поговорка «гусь свинье не товарищ». В результате замены компонентов новые фразеологические единицы могут использоваться только в этих статьях, т.к. в них содержится главная идея.
20. Две стороны одного медалиста. (см. Приложение 1 карточка 23)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «две стороны одной медали», т.е. разные диаметрально противоположные явления одной сущности неразрывно связанные, неотделимые одно от другого. В результате изменения компонента появляется новое значение данной единицы – «противоположные сущности одного человека».
21. Договор дешевле денег. (см. Приложение 1 карточка 24)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данная поговорка «уговор дороже золота». Из-за замены слова «дороже» на слово «дешевле» фразеологизм приобретает значение противоположное исходному.
22. Язык без гостей. (см. Приложение 1 карточка 25)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит фразеологизм «язык без костей», т.е. кто-либо чрезмерно болтлив. В связи замены компонента фразеологическая единица приобретает противоположное значение, т.к. в статье говорится о том, что русский язык стало изучать меньшее количество человек.
23. Баня фраера сгубила. (см. Приложение 1 карточка 26)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит поговорка «жадность фраера сгубила». Из-за замены компонента фразеологическая единица теряет образное значение.
24. Береженого милиция бережет. (см. Приложение 1 карточка 27)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит поговорка «береженого бог бережет». В этом примере замена компонента подчеркивает актуальность проблемы, затронутой в статье.
25. В душу к президентам вообще и лично к Путину не заглянешь, но, скорее всего, именно уважения в качестве высшей оценки своих заслуг там и ждут. (см. Приложение 1 карточка 28)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит фразеологизм «лезть (в чужую) душу», т.е. проявлять излишний интерес к личной жизни кого-либо. Происходит нарушение целостности фразеологической единицы, а также меняется оттенок значения, фразеологизм приобретает менее выраженный характер проявления любопытства.
26. Как взять кредит за рога. (см. Приложение 1 карточка 29)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит фразеологизм «взять быка за рога», т.е. смело, энергично начинать с самого важного. А замена компонента приводит к трансформации значения - «взять наиболее выгодный кредит».
27. Гвинея накрылась алюминиевым тазом. (см. Приложение 1 карточка 30)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «накрыться медным тазом», т.е. провалиться, не состояться. Вследствие замены компонента происходит частичная утрата образного значения.
28. Встречают по одежке, а провожают по аквари-уму. (см. Приложение 1 карточка 31)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данная поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму». Благодаря слову «аквари-уму» происходит уточнение, уже из заголовка мы можем предположить, о чем будет говориться в статье.
29. Бес гороховый. (см. Приложение 1 карточка 32)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «шут гороховый», т.е. пустой балагур, посмешище». Замена компонента приводит к каламбуру.
30. Вывести на чистую водку. (см. Приложение 1 карточка 33)
В данном заголовке происходит искажение лексического состава фразеологизма. Правильно звучит данный фразеологизм «вывести на чистую воду», т.е. разоблачить чьи-либо темные дела, махинации, злые намерения; выявлять недостатки. В связи с заменой компонента частично утрачивается образное значение.
Информация о работе Особенности употребления фразеологизмов в печатных СМИ