Особенности восприятия социальной рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить особенности восприятия социальной рекламы у людей разных возрастных категорий.
Исходя из определённых цели, объекта и предмета исследования, поставим следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ работ, посвященных изучению социальной рекламы;
2.рассмотреть категорию «восприятие» и её обусловленность возрастом;
3.эмпирически исследовать возрастные особенности восприятия социальной рекламы.

Файлы: 1 файл

восприятие социальной рекламы.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

Для лучшей наглядности, следующий  вопрос мы предоставили в Таблице 6. К чему побудил Вас этот рекламный лист (выберите не более трёх вариантов)?

Таблица 6 - Побуждения, вызываемые социальной рекламой

Побуждение

Подростки, %

Юность, %

Молодость, %

Зрелость, %

1

2

3

4

5

помочь ребенку

24

68

72

68

принять участие в акции против наркомании

8

16

20

8

1

2

3

4

5

сменить свой образ жизни

4

24

20

12

выкинуть этот лист

36

12

16

4

включиться в рекламный процесс и улучшить его

48

36

24

32

разузнать о проблеме и  проверить её реальный вес в обществе

-

12

24

28

убрать этот лист подальше от глаз

16

20

36

16

ни к чему не побуждает

40

32

20

16

затрудняюсь ответить

72

24

28

36


Подростки пожелали включиться в этот процесс и улучшить его, их заинтересовала социальная реклама, как общественный феномен. Часть  подростков пожелали выкинуть этот лист. Меньше всего подростки задумались о том, чтобы сменить свой образ  жизни. Юноши, молодёжь и зрелые люди пожелали помочь ребёнку, связано это  с тем, что они все находятся  в детородном возрасте или уже  имеют своих детей. Реже возникло желание в юношеском возрасте выкинуть этот лист, разузнать о  проблеме и проверить её реальный вес в обществе. Наркомания и так  достаточно известное явление. В зрелости реже возникало желание выкинуть этот лист.

В каждом возрасте этот вид  рекламы воспринимается по-разному  и вызывает различные чувства  и побуждения. Юношей больше волнует рекламный процесс, а в зрелости жалко ребёнка. Молодежь испытывает чувство жалости, а подростки мало знают о существовании некоммерческой рекламы и затрудняются ответить, нужна ли она. Всё это обусловлено возрастом.

3. Ассоциативный тест. Очень часто люди отказываются, когда при проведении исследования им необходимо было написать 10 слов, которые первые пришли им в голову, когда они посмотрели на рекламный лист [Приложение ]. К сожалению, не все написали именно по 10 слов. Для большего удобства и наглядности данные предоставлены в Таблице  7.

Таблица 7 - Результаты ассоциативного теста

Ассоциация 

Подростковый  период, %

Юношеский период, %

Зрелый возраст 1 периода, %

Зрелый возраст 2 периода, %

Плохо (плохой)

44

92

88

96

Ужасно (ужасный)

56

12

72

68

Печаль (печально)

64

56

68

36

Грустно (грусть)

16

24

20

36

Расстраиваюсь

-

24

-

44

Черный (чернеть)

68

24

-

12

Темный

20

48

44

64

Серый (серость)

12

-

12

-

Зло (злой)

92

88

96

92

Жестоко

-

12

20

-

Тяжелый

36

44

40

12

Грязь

28

24

40

76

Жалость

12

24

48

60

Сочувствие 

16

20

32

28

Ненависть

16

16

20

12

Крайний негатив

-

-

12

-

Брезгливость (брезгую)

12

32

-

12

Отвращение

68

28

24

36

«Нет» наркотикам

40

24

-

-


Социальная реклама у  подростков вызывают такие ассоциации: зло, чёрный, отвращение, печаль, ужасный. Социальная реклама изображает острые проблемы, негативного характера и призывает населения с ними бороться. Образ, который сформировался у подростков – негативный, значит, можно считать, что ребята наркотики употреблять не будут. В юности возникли следующие ассоциации – плохо, зло, печаль, тёмный, брезгливость. Их тоже не оставил равнодушными этот рекламный лист. Их негативное восприятие основано на отвращении к наркотикам и наркомании в общем. В молодости возникли такие ассоциации: плохо, ужасно, печаль, тёмный, злой, жалость. Люди в этом возрасте воспринимают с жалостью, более остро. Ассоциации, вызванные рекламным листком в зрелом возрасте таковы: плохо, ужасно, расстраиваюсь, тёмный, зло, грязь, жалость.  Этот возраст социальная реклама расстраивает, «обнажая» социальную грязь.

Мы провели исследование с целью выявления особенностей восприятия социальной рекламы, обусловленные  возрастом. Опираясь на полученные результаты можно сказать, что восприятие социальной рекламы у всех возрастов различается. Результаты семантического дифференциала показали, что воспринимают социальную рекламу, как феномен, который занимает значительное место в обществе, несет «тёмную», т.е. негативную информацию. Анкетирование выявило, что социальная реклама нужна обществу и это не пустая трата бюджетных средств. Ассоциации, вызываемые социальной рекламой, вызывают отвращение, расстраивают людей и возникает желание помочь ребёнку.

Восприятие социальной рекламы  в целом очень похоже, но не одинаковое, что говорит о наличии особенностей, обусловленных возрастом, которые  более прописаны в нашем заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Такой феномен, как социальная реклама, закрепился в сознании людей, но каждый человек её воспринимает по-своему. Именно эти особенности  восприятия социальной, или как её ещё называют, некоммерческой рекламы мы подвергли изучению, отталкиваясь от того, что эти особенности зависят от возрастной принадлежности человека. Для этого нами была выдвинута гипотеза, которая гласит, что существуют особенности восприятия социальной рекламы, обусловленные возрастом. Мы применяли различные методы и методики для доказательства выдвинутой нами гипотезы, а именно: анализировали литературные издания по теоритическим вопросам, опрашивали аудиторию, проводили семантический дифференциал, использовали ассоциативный тест.

Практически все изучаемые  возрастные категории знакомы с  таким термином, как социальная реклама, её ролью в обществе, значением. Не знакомы с понятием некоммерческая реклама, не знают, что это синонимы, не знакомы, что создается такая  реклама на бюджетные средства. Такая реклама – это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям.

Социальное восприятие отличается от обычного тем, что в данной ситуации воспринимается какое-то социальное влияние, в нашем случае социальная реклама. Восприятие социальной рекламы происходит через механизм взаимодействия личных ощущений и социальной рекламы на личностном уровне и зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы воспринимающих людей. Разные возрастные категории имеют разный уровень развития смысловой сферы имеют разные особенности восприятия и стратегии оценки продуктов социальной рекламы.

 Восприятие имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. У подростков оно отличается тем, что в это время человек, воспринимая новую информацию, даёт ей свою первую оценку. В юности воспринимаемая информация проверяется на практике, из-за того, что существует неосознанный нигилизм, нежелание принимать что-либо на веру. В молодости восприятие наиболее объективно, в это время человек старается все воспринимать наиболее серьёзно. В зрелом возрасте восприятие отличается наибольшей доброжелательностью и большим доверием полученной информации.

У подростков восприятие социальной рекламы происходит постепенно, с осознанием, что социальная реклама отражает проблемы общества и не несёт развлекательный характер. Они понимают, что реклама – это необходимый атрибут современного общества. С термином социальная реклама мало знакомы, с термином некоммерческая реклама не знакомы. Их восприятие отличается большим равнодушием, озабоченностью собственных проблем.

В юности социальную рекламу воспринимают, как часть острых, злых проблем общества. Так же, понимая, что это всё же реклама, но, не понимая, что это некоммерческая реклама, считают её дорогой, независимой. Считают, что такая реклама необходима обществу. Воспринимают её более остро.

Восприятие социальной рекламы  в молодости отличается от других тем, проблемы общества волнуют их. Испытываю жалость, злость. Пытаются бороться с ними, желают принимать участие в создании этой рекламы.

Восприятие этой рекламы у людей зрелой возрастной категории отличается тем, что они воспринимают её, как личную проблему. В это время люди уже становятся родителями детей подросткового и юношеского периода и с проблемами, которые отображает социальная реклама, сталкиваются их собственные дети.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующий  вывод: различия в восприятии социальной рекламы, обусловленные возрастом существуют.  Гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 


Информация о работе Особенности восприятия социальной рекламы