Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Реклама помимо всего этого, на мой взгляд, увеличивает и преступность, так как более бедные слои населения стремятся к более обеспеченной жизни, и тем самым они переступают границу закона, она действует как лозунг в преступной среде. Поэтому, закон "О рекламе" должен развиваться вместе с развитием рекламных технологий.
Мне действительно было интересно рассмотреть тему: "Правовое регулирование рекламной деятельности", я сделал для себя определенные выводы в границе законодательства и простого потребителя рекламы.

Файлы: 1 файл

Различия нового и старого законов о рекламе.docx

— 79.30 Кб (Скачать файл)

 
2.2. Реклама в радиопрограммах  и радиопередачах 
Изменения, которые претерпели требования к рекламе на радио, в большинстве случаев идентичны изменениям, произошедшим в области рекламы на телевидении. Исключение составляют правила, связанные с техническими различиями в размещении рекламы в теле- и радиопрограммах. 
Исходя из этого, не имеет смысла полностью пересказывать написанное выше в отношении рекламы на телевидении, а стоит подробно остановиться только на указанных исключениях. Идентичными являются следующие правила: 
об обязательном сообщении о последующей трансляции рекламы; 
о запрете на прерывание рекламой религиозных передач и передач продолжительностью менее 15 минут; 
о запрете на прерывание рекламой официальных трансляций государственных органов; 
об ограничениях на рекламу в детских передачах; 
об ограничениях на рекламу спортивных соревнований; 
о запрете на изменение уровня звука в рекламе; 
о запрете на рекламу в дни траура. 
Основным отличием правил, предусмотренных для телевидения, от правил, предусмотренных для радио, являются иные пределы ограничения общего количества рекламы, распространяемой на радио. 
В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток. 
То есть у рекламораспространителей появляется больше свободы действий относительно количества рекламы, размещаемой в то или иное время суток.

 
2.3. Реклама в периодических печатных  изданиях 
Требования к объему рекламы в печатных изданиях в новом Законе не изменились: сорок процентов от объема номера издания. Новым является требование о том, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

 
2.4. Реклама, распространяемая при  кино и видеообслуживании 
Из статьи, регулирующей рекламу в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании, исчезло упоминание о справочном обслуживании. Требования к рекламе при осуществлении данного вида деятельности были перемещены в статью Закона, регулирующую размещение рекламы, распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях. 
Новым является полный запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма. Ранее разрешалось прерывать рекламой демонстрацию фильма во время перерывов между сериями (частями).

 
2.5. Реклама, распространяемая по  сетям электросвязи 
и размещаемая на почтовых отправлениях 
После принятия в 1995 году Закона "О рекламе" технические возможности распространения рекламы претерпели существенное изменение: большое развитие получили сеть Интернет, мобильная связь, радиотелефонная связь. Нормы старого Закона "О рекламе" не охватывали все многообразие этих изменений и не регулировали многие важные процессы распространения рекламы. Новый Закон объединил требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях, в одной статье, в которой изложил целый ряд новых норм. 
Самым важным было введение правила о запрете распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Согласно требованиям этого правила реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. 
Вторым по важности является запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). 
Два приведенных выше требования в первую очередь направлены на пресечение распространения так называемого "спама" - рекламы, распространяемой в основном в сети Интернет и сетях мобильной связи при помощи средств автоматической рассылки посланий на большое количество электронных адресов или телефонных номеров. Ранее деятельность "спамеров" законодательно никак не ограничивалась, что приводило к серьезному увеличению объемов такого вида рекламы, доставляющего неудобства и даже серьезные проблемы большому кругу лиц. 
Еще одним новшеством является исключение из оплачиваемого времени при определении стоимости переговоров при предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты времени, в течение которого распространяется реклама.

 
2.6. Наружная реклама и установка  рекламных конструкций 
Регулируя область распространения наружной рекламы, законодатель в первую очередь расширил и уточнил перечень рекламных конструкций и ввел перечень способов их размещения. 
Раньше наружной рекламой признавались плакаты, стенды, световые табло, иные технические средства стабильного территориального размещения. Теперь распространение наружной рекламы возможно с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. К рекламным конструкциям не относятся витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики. 
Распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. 
Это означает, что владелец рекламной конструкции должен в обязательном порядке являться рекламораспространителем и несет ответственность в соответствии с законодательством о рекламе за содержание рекламы, размещаемой на данной конструкции. Сама конструкция не может использоваться для иных целей. 
Появилось также требование о соответствии рекламных конструкций требованиям технического регламента. До настоящего дня технический регламент, регулирующий вопросы создания и установки рекламных конструкций, не выработан. Поэтому в соответствии с требованиями Закона "О техническом регулировании" при размещении рекламных конструкций необходимо руководствоваться требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". 
Поскольку на практике большое количество рекламных конструкций крепится к объектам, находящимся в государственной собственности, в Законе установлен порядок заключения и исполнения договоров на использование таких объектов. 
В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество. 
В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом. 
На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем. 
Новый Закон существенно упрощает порядок получения разрешений на установку рекламных конструкций, теперь для подачи заявления нет необходимости заранее согласовывать его с уполномоченными органами. Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу разрешения, обязаны сами получить необходимые согласования. Правда, для чиновников оставлена лазейка: Закон позволяет заявителю получить согласования самому. Это позволит работникам органов местного самоуправления добиваться от заявителя получения согласований в "добровольно-принудительном" порядке, то есть затягивая решение вопроса или намекая на его отрицательное решение. 
К заявлению о размещении рекламной конструкции прилагаются: 
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. 
Органы местного самоуправления могут затребовать дополнительные документы и сведения, но только относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции. Они также не вправе взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. 
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Несоблюдение этого правила дает заявителю право обжаловать в течение трех месяцев в суде бездействие чиновников. 
Закон предусматривает перечень оснований, по которым может быть отказано в удовлетворении заявления о размещении рекламной конструкции: 
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; 
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; 
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании. 
Срок действия разрешения - пять лет, но теперь в соответствии с требованиями Закона данное разрешение может быть аннулировано по следующим основаниям: 
1) отказ владельца от дальнейшего использования разрешения; 
2) прекращение договора, заключенного между собственником или владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, и владельцем рекламной конструкции; 
3) неустановка в течение года со дня выдачи разрешения рекламной конструкции; 
4) использование рекламной конструкции не в целях распространения рекламы. 
Решение об аннулировании разрешения может быть также обжаловано в суд в течение трех месяцев. 
Закон предусматривает также признание разрешения недействительным в судебном порядке. Основаниями для этого могут быть: 
1) неоднократное или грубое нарушение рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа; 
2) обнаружение несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; 
3) несоответствие установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; 
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления; 
5) несоответствие рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта. 
Рекламные конструкции, разрешения на размещение которых аннулированы, равно как и самовольно возведенные, подлежат демонтажу за счет их владельцев.

 
2.7. Реклама на транспортных средствах 
и с их использованием 
Первым новшеством в данной области является запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, правда, запрет этот вступит в силу только с 1 января 2007 года. 
Введен целый перечень транспортных средств, размещение рекламы на которых запрещается: 
1) транспортные средства специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской; 
2) транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; 
3) транспортные средства федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне; 
4) транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов. 
В Законе указывается также на то, что размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой. 
Из Закона исчезло упоминание о полномочиях органов, на которые возложен контроль за безопасностью движения, на ограничение и запрещение распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения. Теперь Закон содержит требование, согласно которому реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов. Из этого правила не становится ясно, имеют ли право государственные органы принимать подзаконные акты, ограничивающие или запрещающие распространение рекламы на транспортных средствах. 
Закон также вводит запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также на звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ  ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

 
3.1. Реклама алкогольной продукции 
Закон, как и в других случаях, дифференцированно подошел к рекламе таких товаров, как алкоголь и табак. Теперь рекламе этих товаров посвящены две разные статьи Закона. 
Большая часть ограничений на рекламу алкогольной продукции не претерпела существенных изменений, но появились и новые требования. 
Законом введен запрет на упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды. Ранее такое требование распространялось только на рекламу пива. 
В Законе сохранились запреты на размещение рекламы алкоголя на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; на всех видах транспортных средств общего пользования; в детских, образовательных, медицинских, культурных организациях и на расстоянии от них ближе чем сто метров. 
Появились и новые запреты. Рекламу алкоголя теперь запрещено размещать: с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; в санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров; в физкультурно-оздоровительных сооружениях ближе, чем на сто метров. 
Вводится обязанное помещение в рекламе предупреждения о вреде потребления алкоголя, размер такого предупреждения должен составлять не менее десяти процентов рекламной площади (пространства). 
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы. 
Ранее наиболее жесткие ограничения в области рекламы алкогольной продукции содержались не в Законе "О рекламе", а в Федеральном законе N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон "Об обороте алкоголя"). 
В соответствии со статьей 17 этого Закона реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. 
При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации. 
После принятия нового Закона "О рекламе" начали раздаваться голоса, что теперь ограничения, налагаемые Законом "Об обороте алкоголя", не действуют. В качестве обоснования этих заявлений утверждалось, что в части регулирования вопросов рекламы алкогольной продукции нормы Закона "Об обороте алкоголя" противоречат новому Закону "О рекламе". А последний, в свою очередь, содержит норму (часть 2 статьи 40), согласно которой впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствие с новым Законом "О рекламе" указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат новому Закону "О рекламе". 
Однако при детальном анализе выясняется, что никакого противоречия между вышеназванными Законами нет. Закон "О рекламе" содержит только ограничения на размещение рекламы алкогольной продукции, он не содержит никаких разрешающих норм в отношении рекламы алкоголя, за исключением разрешения проведения рекламных акций в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, однако даже эта норма укладывается в рамки, определенные Законом "Об обороте алкоголя". Таким образом, введение последним Законом дополнительных ограничений для тех или иных видов алкоголя никак не может нарушить нормы Закона "О рекламе", так как исполнение данных ограничений не приведет к неисполнению ограничений Закона "О рекламе". 
В данном случае имеет место наличие общих норм (Закон "О рекламе") и специальных (Закон "Об обороте алкоголя"), регулирующих один объект - правоотношения в сфере рекламы алкогольной продукции. 
Надо сказать, что идея собрать все нормы, регулирующие вопросы рекламы, в одном законе прорабатывалась в ходе рассмотрения и принятия проекта нового Закона "О рекламе", и она нашла свое реальное отражение в части 2 статьи 40. Но дальше этой декларации дело почему-то не пошло, и другие законы в соответствие с Законом "О рекламе" приведены не были, да и нормы самого Закона были изменены только отчасти. Это привело к тому, что в некоторых вопросах безусловный приоритет получили нормы нового Закона, а в других - все осталось по-прежнему.

3.2. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе 
Требования к рекламе пива также претерпели определенные изменения, появились запреты на: 
обращение к несовершеннолетним; 
использование образов людей и животных, выполненных с помощью мультипликации (анимации) (ранее этот запрет распространялся просто на использование образов людей и животных); 
рекламу пива в военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. 
Сместилось время ограничения на рекламу пива на радио: теперь ее нельзя размещать с 9 до 24 часов, а в телепрограммах - с 7 до 22 часов. Однако появилась возможность рекламы пива при кино- и видеообслуживании, правда, с 20 до 7 часов (ранее это было под полным запретом). 
Изменились и требования относительно продолжительности предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива. Теперь это: в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, - не менее чем три секунды; в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра. Ранее эти показатели измерялись в процентах от рекламного времени. 
В новом Законе определены также требования к проведению рекламных акций в отношении пива. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в иных организациях или местах запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.

 
3.3. Реклама табака, табачных изделий 
и курительных принадлежностей 
В первую очередь Закон расширил сферу своего применения и включил в число товаров, в отношении рекламы которых вводятся ограничения, курительные принадлежности, в том числе трубки, кальяны, сигаретную бумагу, зажигалки и другие подобные товары. 
В остальном, несмотря на то что ограничения на рекламу табака и алкоголя были разнесены по разным статьям Закона, указанные ограничения оказались идентичными, за исключением запретов на содержание утверждений о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, а также на содержание упоминаний о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды. Поэтому все написанное выше относительно изменений требований к рекламе алкогольной продукции столь же справедливо по отношению к изменениям требований к рекламе табака и табачных изделий.

 
3.4. Реклама лекарственных средств, 
медицинской техники, изделий медицинского назначения 
и медицинских услуг, в том числе методов лечения 
Коренным изменениям подверглись правила рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Ранее такому важному виду деятельности была посвящена всего одна часть статьи старого Закона "О рекламе". Теперь же введен целый ряд новых ограничений и требований к такого рода рекламе. 
Итак, реклама лекарственных средств не должна: 
1) обращаться к несовершеннолетним; 
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования; 
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования; 
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования; 
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья; 
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования; 
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу; 
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий; 
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара; 
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением. 
Из данных требований Законом предусмотрен ряд исключений для ряда лекарственных средств и мест проведения различных мероприятий медицинской направленности. 
Законом предусматривается ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений. 
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). 
Законом также вводится запрет на рекламу наркотических средств или психотропных веществ, за исключением их рекламы на различных специализированных мероприятиях или в специализированных изданиях.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности