Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:46, реферат
В настоящее время развитие рекламы привело к тому, что рекламная деятельность трансформировалась в особый социальный институт, который обеспечивает общественную потребность в рекламных услугах. Производственную основу этого института составляет комплекс деятельностей, который принято определять понятием «индустрия рекламы». Понятие «индустрия рекламы» стало формироваться в современной экономике с приобретением рекламной деятельностью массового характера. Понятию «реклама» в юридической и экономической литературе придается различный смысл. Чаще всего под рекламой понимают информацию о товарах, работах, услугах, идеях, организациях и т. д. В таком узком смысле определяется реклама и в Законе о рекламе.
2) порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляющая собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) являющаяся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Хочется отметить приведение в соответствие Закона о рекламе с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Согласно этому закону, недобросовестной конкуренцией считаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно статье 14 Закона о защите
конкуренции, к формам недобросовестной
конкуренции относится
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
• продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
• незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
• недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Понятие недобросовестной рекламы частично включает и ранее существовавшее понятие заведомо ложной рекламы.
В качестве примера недобросовестной рекламы приведем дело, рассмотренное арбитражным судом.
В региональной газете была опубликована
реклама, выполненная в виде сравнения
двух конкретных конкурирующих на рынке
моделей одного и того же товара.
В качестве отличительного достоинства
рекламируемой модели указывалась
такая потребительская
Организация, осуществлявшая на региональном рынке продажу и обслуживание товара-конкурента, с которым сравнивался рекламируемый товар, посчитала, что указанная реклама содержит сведения, порочащие ее деловую репутацию, и обратилась в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении ненадлежащей рекламы. К исковому заявлению прилагались документы, подтверждавшие ненадлежащий характер рекламной информации и преобладание истца на соответствующем рынке.
Суд первой инстанции в иске отказал. При этом суд исходил из того, что упомянутая реклама не могла затронуть интересы истца, поскольку относилась не к лицам, а к товарам, распространяемым в регионе различными организациями, ни одну из этих организаций прямо не называла и негативные оценки товара-конкурента не использовала.
Между тем судом не было учтено,
что реклама потребительских
свойств и качества ремонта конкретных
товаров затрагивает интересы каждого
лица, известного потребителям и предпринимательским
кругам на территории распространения
рекламы в связи с продажей
и (или) техническим обслуживанием
именно этих товаров. При решении
вопроса о том, могла ли спорная
реклама затронуть права и
интересы истца, суд не дал оценку
представленным доказательствам преобладания
данной организации на региональном
рынке продажи и ремонта
Спорная реклама была выполнена в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний. Согласно статье 6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», такая реклама является недобросовестной и не допускается.
Использованный в рекламе
Содержание указанной рекламы сводилось к тому, что конкурирующий товар хуже рекламируемого и подвержен преждевременному износу, и она явно носила характер сведений, порочащих конкурирующий товар и лиц, причастных к его продаже и ремонту.
Поскольку истец доказал факт ненадлежащей рекламы и то, что она затрагивает его интересы, апелляционная инстанция отменила принятое решение и удовлетворила исковые требования.
Со дня вступления в силу нового
Закона о рекламе считается
2. Реклама должна быть достоверной. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
• о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
• о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
• об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
• о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
• об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
• о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
• об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
• о правах на использование официальных государственных символов (флаги, гербы, гимны) и символов международных организаций;
• об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
• о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
• о результатах исследований и испытаний;
• о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
• о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
• об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
• о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
• о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
• об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
• о месте, где до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
• об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Перечень сведений, которые должны
соответствовать
В новом законе отсутствуют ограничения
на использование в рекламе
Право потребителей на получение информации о товаре, работе, услуге, продавце, изготовителе, исполнителе закреплено Законом от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). Эта информация должна быть достоверной, в противном случае наступает ответственность рекламодателя не только за ненадлежащую рекламу, но и за нарушение прав потребителей.
Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на предоставление ему информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и о товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с теорией права юридической ответственностью является применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. В качестве характерных признаков юридической ответственности выделяются следующие:
• связь с государственным принуждением;
• основание ответственности – правонарушение;
• содержание ответственности – обременение субъекта дополнительными обязанностями или ограничение его прав и свобод.
Юридическая ответственность имеет важное значение для функционирования правового государства, поддержания режима законности и правопорядка. Главными функциями юридической ответственности являются следующие:
• предупредительная (юридическая ответственность побуждает следовать предписаниям юридических норм);
• карательная (посредством юридической ответственности общество в лице государства осуждает правонарушителей и возлагает на них дополнительные юридические обязанности либо лишает определенных прав);
• восстановительная (с помощью юридической ответственности восстанавливаются нарушенные права и правовые отношения).
Для применения юридической ответственности, в том числе в сфере рекламы, необходимо иметь соответствующие основания. Фактическим основанием ответственности является правонарушение, т. е. конкретное деяние субъекта, противоречащее правовым нормам. Юридическим основанием ответственности служит правовая норма, предусматривающая меру ответственности за данное правонарушение. О применении юридической ответственности составляется особый акт применения права, в соответствии с которым за данное правонарушение к конкретному субъекту применяется конкретная мера ответственности.
В теории права, в действующих нормативных актах перечислены важнейшие принципы юридической ответственности:
• законность;
• равенство граждан перед законом;
• справедливость;
• однократность применения;
• объективность;
• неотвратимость;
• целесообразность;
• своевременность;
• индивидуальность.
В зависимости от целей и содержания ответственности выделяются ее различные виды:
1) карательная юридическая ответственность, имеющая целью общую и частную превенцию (предупреждение) правонарушений, делится на отраслевые виды ответственности:
а) материальная (основанием этого вида ответственности является причинение ущерба работодателю или работнику другой стороной в трудовых отношениях);
б) дисциплинарная (возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков работником. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником);