Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Рубеж XX -XXI веков ознаменовался бурными преобразованиями не только в российском обществе и государстве, но и в мире. Глобализация экономического пространства, развитие информационных технологий, да и просто борьба за элементарное выживание выдвигают на первый план необходимость всесторонней, всеобъемлющей информированности как одного из важнейших факторов прогресса любого современного общества. Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром, так как без необходимого объема и качества информации невозможны развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния. Только при наличии полной и качественной информации можно построить гражданское общество и правовое государство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе
1.1. Понятие «средства массовой информации»
1.2. Место и роль средств массовой информации в обществе
Глава 2. Политика государства в сфере деятельности СМИ
2.1. Государство и СМИ: проблемы взаимодействия в сфере формирования информационной политики
2.2. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства
Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 65.79 Кб (Скачать файл)

Нет ничего предосудительного в том, что  правительство или различные  ведомства будут иметь свои СМИ, если они в состоянии достойно их содержать. Наличие, наряду с коммерческими  СМИ, государственных дает населению  право выбора. Сотрудники государственных  изданий не могут себе позволить  того, что позволяют частные издания. Государственные СМИ не могут заниматься предпринимательством в классическом смысле, они должны стать носителями культуры, морали, нравственности, и сегодня для них главное говорить правду, а не заниматься государственной пропагандой.

Итак, сегодня  правомерно утверждать: чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем  вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться геополитических  стратегических преимуществ. Развитие информационных технологий ведет к  глобальным переменам во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к  кардинальному изменению способа  ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными методами посольской работы дипломаты исключительно  профессионально должны будут владеть  методами информационного противоборства. Очевидна тенденция современного мирового политического руководства к  комплексному сочетанию средств  традиционной дипломатии с информационными  возможностями воздействия на поведение  политической элиты, населения страны и мирового сообщества.

В цивилизованных странах государство – крупнейший производитель информации.

2.2 Роль электронных  СМИ в информационном обеспечении  деятельности органов государства

 

В современных  условиях политическую реальность в  значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение  последних десяти лет утвердились  такие термины, как "медиа-политика" и "медиа-политическая система". При  этом доминирующие позиции в системе  СМИ России занимает телевещание, так  как телепрограммы принимает  около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни  не было показано по ТВ, оно пройдет  незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.

С начала нового тысячелетия в силу ряда объективных  причин произошло усиление влияния  государства на деятельность СМИ, и  при этом у органов власти увеличились  возможности в информационном обеспечении  своей деятельности.

Примечательно, что Швеция еще в докладе комиссии ЮНЕСКО 1978 г. определила для себя пять основных функций средств массовой коммуникации:

- стимулировать  широкое участие граждан в  общественных делах;

- укреплять  сознание национальной идентичности;

- давать  гражданам необходимую информацию  и одновременно предоставлять  им возможность донести свои  взгляды и мнения до правящих  кругов;

- служить  форумом для обмена мнениями  и информацией;

- подвергать  критическому анализу группировки,  стоящие у власти в стране16.

Таким образом, в виде средств массовой коммуникации граждане Швеции получали инструмент влияния на процессы общественного  управления и по достоинству оценили  его.

В Российской Федерации электронные СМИ могут  быть использованы в информационном обеспечении деятельности органов  государственной власти по следующим  направлениям.

1. Активизация  выступлений электронных СМИ  по проблемам стратегического  и тактического развития России:

- информирование  о принимаемых законодательных  актах:

представителям  законодательной ветви власти целесообразнее не постфактум говорить о принятых решениях, но постоянно разъяснять, какие социально значимые проекты законов находятся в стадии подготовки, каково их основное содержание, приглашать общественность к обсуждению наиболее значимых законодательных актов (как в США); электронные СМИ - наиболее удобное средство обсуждения законодательных норм, их популяризации (особенно Интернет, позволяющий осуществлять активную обратную связь);

- информирование  о стратегических и тактических  планах исполнительной власти  с отчетами представителей министерств  и ведомств;

- информирование  о деятельности судебных органов,  где помимо рассмотрения дел  межличностного характера в ТВ-программах (таких, как "Суд идет"), рассказывать  о делах, связанных с отстаиванием  гражданами своих гражданских  прав, показывающих, что законодательная  система работает на условиях  равенства закона для всех  представителей общества, для государства  и бизнеса; это будет стимулом  для граждан в отстаивании  своих прав;

- упреждающее  информирование о деятельности  трех ветвей власти.

2. Борьба  с бедностью, где надо больше  использовать зарубежный опыт.

В решении  этого вопроса Россия значительно  запаздывает: в Англии формы работы по борьбе с бедностью ведут свое начало от Закона о бедных 1601 г. В  течение XX в. в Европе развивается  принцип субсидиарности (от лат. "subsidium ferre" - оказывать помощь), когда государство предлагает своим гражданам различного рода помощь, чтобы они могли самостоятельно решать свои проблемы на основе самоорганизации и самоконтроля. Такой способ помощи способствует формированию самодостаточности даже в критических ситуациях, значительно щадит чувство собственного достоинства каждого гражданина страны. Борьба с бедностью в том числе должна способствовать решению такой острой проблемы, как высокая дифференциация населения по уровню доходов (до 30 раз и более по децильному коэффициенту без учета объемов теневой экономики), диспропорция в уровнях заработной платы между отраслями экономики (в шесть-семь раз), между регионами страны (в пять-десять раз и более), внутри предприятий (от 20 до 100 раз и более).

При этом формы субсидиарной информационной помощи предполагают:

- теле-, радио- и интернет-школы малого бизнеса, рассказывающие о том, как делать бизнес поэтапно и какие могут появиться проблемы;

- сайты  и программы обмена позитивным  опытом в сфере бизнеса и  помогающие осуществлению поиска  партнеров в стране и за  рубежом;

- программы,  стимулирующие изобретателей и  авторов инновационных идей (конкурсы, интернет-фестивали и т.д.);

- неназидательное  просвещение, когда СМИ, "развлекая,  просвещают". Прежде всего необходимо обратить внимание на молодежь, на проблемы ее образования и на формирование шкалы ценностей молодых людей, поэтому целесообразно чаще посвящать программы тому, что в условиях развитой демократии ценится человек, который "сам себя создал", чтобы героями СМИ стали люди, "сделавшие себя сами"17.

3. Влияние  на динамику шкалы ценностей  россиян.

Анализ  динамики ценностей и устремлений  россиян показывает, что с начала 1990-х годов граждане освобождаются  от патерналистских устремлений, становятся более самостоятельными в своих  решениях. Средний класс подрастает в год примерно на 1% (выделяемый по совокупности трех критериев: образование, доход, самоидентификация) и составляет около 15 - 19%. Примечательно и увеличение числа сограждан, мыслящих в рамках действия рыночных механизмов, демократических  отношений. Ведущие ценности половины населения страны - одновременно демократия и безопасность; к числу наиболее важных и наиболее нарушаемых ценностей  попали равенство перед законом, право на безопасность и защиту личности, право на личную собственность, право  на труд и право на образование. Именно этим вопросам должно уделяться наибольшее внимание электронными СМИ с акцентом на том, что делает государство для решения данных проблем, чтобы способствовать утверждению либеральной и высокоморальной шкалы ценностей россиян.

4. Взаимодействие  власти с обществом и бизнесом.

Государство сегодня не способно решить все социальные и экономические проблемы, но шансы  его увеличатся, если активизируется его взаимодействие с бизнесом и  гражданским сообществом. Роль СМИ  здесь может быть следующая:

- активизация  информационной платформы для  осуществления консолидирующей  функции трех ведущих сил социума:  власти, бизнеса и гражданского  общества; при этом СМИ принимают  на себя постановку социально  значимой проблемы и роль информационного  спонсора процесса осуществления разумного поиска компромиссов при решении данной проблемы властью, бизнесом и гражданским обществом. Примечательно, что именно поиск социальных компромиссов породил шведский социализм18;

- механизм  сбора идей, подаваемых общественностью,  позитивного опыта, накопленного  в различных сферах жизнедеятельности  россиян;

- аккумулятор  негативных мнений и средство  их оглашения (СМИ должны оглашать  независимые и альтернативные  мнения представителей разных  слоев общества, что, как показывает  мировая практика, дает очень  хорошие результаты в системе  государственного строительства.  Например, в 1971 г. риксдаг Швеции  одобрил систему государственных  субсидий прессе. Эти субсидии  должны были выплачиваться в  соответствии с общими правилами  газетам, имевшим менее выгодное  положение на рынке, независимо  от их содержания, в том числе  политического. Шведский феномен  состоит в том, что большая  часть СМИ находится в оппозиции  к социал-демократам, которые более  60 лет возглавляют власть в  стране. Многие считают, что в  том числе наличие оппозиции  и ее свобода выражения позволяют правительству вовремя отследить недостатки своего руководства, исправить их и тем самым из года в год быть переизбранным народом.

Другой  пример, в финском городе Эспоо сетевые СМИ позволяют молодежи в возрасте от 13 до 20 лет выносить на обсуждение специалистов самые разные идеи социального прогрессирования. Другие молодые люди при помощи электронных СМИ и Интернета имеют возможность подвергнуть эти идеи критике или развивать их далее. При активной поддержке высказанных идей специалистами и участниками обсуждения они определенным образом оформляются советом молодежи города и передаются на рассмотрение властным структурам.

5. Деятельность  омбудсменов отличается от деятельности  органов государственного и муниципального  управления, поскольку последние,  с одной стороны, нередко не  способны самостоятельно достаточно  критично улавливать настроения  общества; с другой стороны, постоянная  связь с социумом через омбудсменов  сближает систему государственного  и муниципального управления  и общества, способствует росту  доверия и сотрудничества между  ними.

6. Стимулирование  формирования системы экологии  СМИ, поскольку нам еще только  предстоит реализовать программу  становления толерантности, в  то время как в западных  странах толерантность стала  частью жизни. Гуманизация информации  проявляется не только в религиозной,  идейно-политической, расовой или  иной терпимости, но и в том,  что, например, в Германии на  общественном телевидении допустима  реклама в течение 20 минут в  сутки (в то время как согласно  Закону РФ "О средствах массовой  информации" аудиовизуальные СМИ  могут давать рекламу в течение  15 минут на каждый час эфирного  времени) и при этом она запрещена  после 20 часов. Большинство европейских  государств в обязательном порядке  маркируют программы с тем,  чтобы дети не просто не  могли посмотреть передачи для  взрослых, но родители знали, в  каких программах присутствуют насилие, ужасы, секс и для какого возраста каждая из них предназначена. Также западноевропейские государства стимулируют формирование всякого рода общественных советов, которые борются за экологию средств массовой информации, в первую очередь электронных.

Таким образом, духовное оздоровление общества может  произойти, в том числе путем формирования стратегии демократической информационной политики, когда СМИ будут продуктивно работать как реальный механизм взаимодействия социума и власти, когда произойдет восстановление эффективности критической и заступнической функций средств массовой информации, когда СМИ станут на защиту интересов личности и общества через создание общественного телевидения, когда увеличится количество изданий самых разных направлений при финансовой поддержке государства.

Подведем  итог второй главы.

Задача  информационной политики государства  заключается в координации посредством  права информационных процессов, правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложений, мер, программ по развитию информационной сферы как  правового пространства, создании условий  для повышения уровня правовой информированности.

Государство обладает большими возможностями в  информационной сфере. Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам  во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к кардинальному изменению  способа ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными  методами посольской работы дипломаты  исключительно профессионально  должны будут владеть методами информационного  противоборства. Очевидна тенденция  современного мирового политического  руководства к комплексному сочетанию  средств традиционной дипломатии с информационными возможностями воздействия на поведение политической элиты, населения страны и мирового сообщества.

 

Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России

 

Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к  принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная  со сменой модели прессы, получением СМИ  свободы довольно быстро сменилось  пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась  пресса к середине 90-х годов.

Особые  причины кризиса (помимо объективных, связанных с общей неблагоприятной  ситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы) Союз журналистов видел в отсутствии у государства какой-либо внятной  политики в области СМИ, пробелы  в законодательстве, в особенности  «выпадения» СМИ из отношений  собственности, в результате чего закон о СМИ плохо регулирует отношения и проблемы СМИ. Раскрывая и детализируя свои выводы о кризисе российской прессы, авторы отмечают:

Информация о работе Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России